Концепция развития документальной электросвязи (одобрена постановлением коллегии Минсвязи РФ от 6 июля 1995 г. N 13-1)

Концепция развития документальной электросвязи
(одобрена постановлением коллегии Минсвязи РФ от 6 июля 1995 г. N 13-1)


Введение


До начала 90-х годов телеграфная связь являлась практически единственным видом документальной электросвязи, который был доступен широкому кругу потребителей в нашей стране. В настоящее время в телеграфии имеют место кризисные явления, которые проявляются в постоянном снижении спроса на телеграфные услуги, начавшемся в 1992 г.

Так в 1994 г. исходящий платный телеграфный обмен составил 102 млн. телеграмм (48 процентов от 1991 г.), количество абонентов сети АТ-50 составило 50,5 тыс. (75 процентов от 1991 г.). До 1994 г. количество абонентов сети Телекс увеличивалось, однако темпы роста с каждым годом снижались и уже в 1994 г. число абонентов снизилось до 7,2 тыс. (на 6 процентов меньше, чем в 1993 г.).

Основная причина кризиса, кроме экономической ситуации в стране, заключается в отставании возможностей телеграфной связи от уровня современных требований к услугам документальной электросвязи. Это обстоятельство усугубляется наличием на телеграфных сетях морально устаревшего и исчерпавшего срок службы оборудования, а также серьезной конкуренцией со стороны интенсивно развивающихся в нашей стране современных и более привлекательных для потребителей таких видов документальной связи как передача данных, электронная почта, факсимильная связь.

Снижение спроса на услуги телеграфной связи и рост потребностей на современные услуги документальной электросвязи является общемировой тенденцией, которая будет иметь место в нашей стране и в дальнейшем. Тем не менее, потребность в услугах телеграфной связи в нашей стране, хотя и в меньших размерах, сохранится в обозримом будущем. Можно ожидать, что к 2000 г. исходящий телеграфный обмен составит порядка 50 млн. телеграмм в год, а количество абонентов сети АТ/Телекс будет составлять порядка 30 000. Кроме того и в дальнейшем должна быть обеспечена возможность передачи высших категорий и внекатегорийных телеграмм.

Постоянное снижение спроса на услуги телеграфной связи является общемировой тенденцией и будет иметь место в нашей стране и в дальнейшем. Тем не менее, потребность в них в нашей стране, хотя и в меньших размерах, сохранится еще длительное время. Предприятиями электросвязи и в дальнейшем должна быть обеспечена возможность передачи высших категорий и внекатегорийных телеграмм.

Пользующиеся возрастающим спросом виды документальной электросвязи, по существу, являются естественным продолжением и развитием телеграфной связи на основе использования современных технологий микроэлектроники и вычислительной техники, эффективных методов коммутации и передачи, позволивших значительно расширить номенклатуру и повысить качественные показатели предоставляемых услуг. Однако технические характеристики телеграфных средств (коммутационное оборудование телеграфной сети общего пользования и сетей абонентского телеграфирования, телеграфные каналы, телеграфные аппараты) в принципе не рассчитаны на организацию новых услуг документальной электросвязи. Таким образом любые мероприятия, ограниченные только вопросами телеграфной связи и не предусматривающие расширение номенклатуры предлагаемых услуг, не эффективны, так как не могут устранить основную причину кризиса - существенное падение спроса на телеграфные услуги. В то же время предприятия электросвязи, являющиеся операторами телеграфной связи, имеют значительные потенциальные возможности по развитию служб документальной электросвязи и существенные преимущества перед другими предприятиями-операторами, действующими в этой области, в том числе:

- деятельность во всех регионах, что позволяет быстро развернуть и обеспечить функционирование новых служб по всей территории страны;

- разветвленная сеть отделений связи и действующая система доставки, представляющие собой готовую базу для развития новых клиентских служб;

- развитая инфраструктура обеспечения функционирования сетевых средств (технологические помещения, каналы связи, квалифицированный персонал) позволяет практически без серьезных затрат организовать размещение и эксплуатацию технических средств новых служб;

- около 60 000 абонентов сетей AT и Телекс образуют значительный и уже находящийся в сфере обслуживания предприятий электросвязи рынок для предложения новых услуг;

- большинство предприятий одновременно являются операторами зоновых и местных телефонных сетей, что позволяет эффективно решать вопросы доступа абонентов к услугам новых служб.

Таким образом решение проблемы кризиса телеграфной связи и обеспечение функционирования телеграфных служб должно рассматриваться в более широком плане, а именно как составная часть общего процесса развития документальной электросвязи всеми предприятиями, являющимися в настоящее время операторами телеграфной связи.


1. Основные направления развития


Главными направлениями технического развития документальной электросвязи, включая телеграфную связь, являются:

- поддержание функционирования существующих телеграфных сетей и служб на уровне, необходимом для удовлетворения спроса на телеграфные услуги;

- создание и развитие новых общероссийских служб документальной электросвязи, обеспечивающих существенное расширение номенклатуры и объемов предоставляемых услуг и распространение этих услуг по всей территории страны, аналогично существующим телеграфным службам;

- интеграция услуг документальной электросвязи.

Основным организационным принципом является сохранение единства предприятий электросвязи, в том числе сохранение и развитие принципов совместной и скоординированной деятельности в области документальной электросвязи, обеспечение функционального и технологического единства каждой из служб, как традиционных телеграфных, так и новых.


2. Поддержание функционирования существующих телеграфных сетей


2.1. Основными целями поддержания функционирования существующих телеграфных сетей и служб являются сохранение традиционных телеграфных служб, спрос на услуги которых, хотя и будет уменьшаться, но сохранится в обозримом будущем.

В этом направлении должны решаться следующие основные задачи:

- оптимизация структуры сети транзитных центров коммутации сообщений;

- объединение сетей абонентского телеграфирования АТ-50 и Телекс;

- использование сетей передачи данных в качестве транспортной среды в телеграфных сетях;

- частичная модернизация и замена коммутационного оборудования телеграфных сетей.

2.2. Оптимизация структуры сети транзитных центров коммутации сообщений.

В результате существенного уменьшения телеграфного обмена значительная часть производительности транзитных центров коммутации сообщений телеграфной сети общего пользования становится неиспользуемой, что влечет возрастание удельных затрат на транзит каждой телеграммы. Для сокращения этих затрат необходимо по мере снижения телеграфного трафика пересматривать структуру сети центров коммутации сообщений в целях ее оптимизации путем уменьшения количества центров и сокращения общего числа каналов между ними. При этом очередность исключения транзитных центров из сети должна определяться с учетом степени износа оборудования существующих транзитных центров и возможности сохранения обходных направлений, в том числе за счет использования на магистральных направлениях сетей передачи данных.

2.3. Объединение сетей абонентского телеграфирования АТ-50 и Телекс.

Процесс объединения сетей АТ-50 и Телекс уже осуществляется и должен быть завершен в 1996 г. Объединение этих сетей позволит организовать, как и в других странах, одну сеть и для внутренней, и для международной абонентской телеграфной связи. Объединение сетей AT-50 и Телекс позволит за счет использования уже существующих сетевых и абонентских средств сети АТ-50 без существенных затрат развить службу Телекс, наиболее рентабельную из основных телеграфных служб.

2.4. Использование сетей передачи данных.

Использование сетей передачи данных с коммутацией пакетов в качестве транспортной среды позволит, в первую очередь на магистральных направлениях, получить определенную экономию за счет снижения потребностей в арендуемых каналах, а также позволит в перспективе осуществлять телеграфный обмен без транзитных ЦКС. Кроме того переход на транспортную среду в виде сети передачи данных позволяет обеспечить сопряжение телеграфных служб с новыми службами документальной электросвязи, для которых передача данных с пакетной коммутацией также является базовой транспортной системой.

Обязательным условием использования сетей передачи данных в качестве транспортной среды является сохранение телеграфных служб, в том числе сохранение условий предоставления телеграфных услуг и требований со стороны служб к телеграфному терминальному оборудованию.

Для перевода телеграфной нагрузки на сети передачи данных необходимо модернизировать существующие ЦКС (не запланированные для исключения из сети), дооборудовать их соответствующими устройствами сопряжения по стыку X.25 (шлюзами, телеграфными сборщиками-разборщиками пакетов).

2.5. Частичная модернизация и замена коммутационного оборудования телеграфных сетей.

Часть коммутационного оборудования существующих телеграфных сетей еще не исчерпала своего срока службы и может выполнять свои функции в течение ряда лет. В связи с этим замена оборудования на более современное, обеспечивающее аналогичные функции, но не расширяющее потребительские возможности служб, не будет носить глобальный характер и целесообразна только в обоснованных случаях. Решения по замене оборудования должны быть в каждом конкретном случае увязаны с планами оптимизации структуры телеграфных сетей. В качестве оборудования для замены может использоваться ряд новых коммутационных средств, сертифицированных для применения на телеграфных сетях России.

Замена изношенного и устаревшего оборудования позволит решить задачу поддержания функциональной готовности сетей и одновременно даст некоторое сокращение эксплуатационных затрат за счет экономии электроэнергии, высвобождения площадей и уменьшения количества эксплуатационного персонала.

Более перспективным является обновление парка коммутационного оборудования, обеспечивающее не только замену технических средств на аналогичные по функциям, но позволяющее реализовать новые возможности, в частности, возможность сопряжения с сетями передачи данных.


3. Развитие новых служб документальной электросвязи


3.1. Общие принципы

В технологическом плане расширение номенклатуры предоставляемых услуг должно осуществляться, в первую очередь, за счет современных и пользующихся все возрастающим спросом услуг телематических служб: факсимильная связь, электронная почта, доступ к информационным ресурсам, а также услуг такой телематической службы как передача голосовых сообщений (голосовая почта).

По принципам предоставления услуг организация новых служб должна осуществляться по двум, традиционным для телеграфной подотрасли, направлениям: клиентские службы, аналогично телеграфной службе "Телеграмма", и абонентские службы, аналогично телеграфным службам абонентского телеграфирования.

Новые клиентские службы должны обеспечивать преемственность по отношению к службе "Телеграмма" в части обеспечения передачи сообщений различных категорий срочности и приоритетов, в том числе внекатегорийных и правительственных сообщений.

3.2. Службы факсимильной связи

3.2.1. В последние годы массовое применение и спрос среди широких кругов потребителей имеет передача сообщений факсимильными методами. Факсимильная связь очень удобная для потребителей, поскольку позволяет передавать сообщения, подготовленные традиционными метолами (печать, рисунок, рукопись и т.п.), и получать практически точную их графическую копию.

3.2.2. Клиентская служба "Бюрофакс" по принципам предоставления услуг потребителям очень близка к службе "Телеграмма". Она предназначается, в первую очередь, для предоставления услуг факсимильной связи потребителям, не имеющих собственных факсимильных средств. Служба "Бюрофакс" обеспечивает передачу, прием и доставку сообщений с помощью факсимильного терминального оборудования, располагаемого в так называемых "бюро общего пользования". Базой для создания предприятиями телеграфной подотрасли службы "Бюрофакс" является существующая служба доставки телеграмм и разветвленная сеть отделений связи, в которых предоставляются телеграфные услуги и которые могут быть использованы для развертывания факсимильных "бюро общего пользования".

Служба "Бюрофакс" будет предоставлять для потребителей следующие услуги:

- подачу документа для отправки через операционное окно передающего отделения связи;

- подачу документа с факсимильной установки отправителя;

- доставку факсимильного сообщения адресату (получателю) доставщиком;

- доставку факсимильного сообщения средствами электросвязи на факсимильную установку получателя;

- доставку факсимильного сообщения средствами почты;

- выдачу факсимильного сообщения получателю без предварительного уведомления (до востребования);

- выдачу факсимильного сообщения получателю по предварительному уведомлению, переданному средствами почты или электросвязи (по телефону, на абонентскую установку АТ/Телекс);

- различные категории срочности передачи и доставки сообщений.

Способ доставки сообщения получателю определяется отправителем.

3.2.3. Быстрый рост в стране числа абонентских факсимильных устройств и заинтересованность их владельцев в надежной, быстрой, качественной и относительно недорогой факсимильной связи, что зачастую не может быть обеспечено на телефонной сети общего пользования, особенно при междугородной связи, создают предпосылки для высокого спроса на услуги абонентской факсимильной службы, позволяющей исключить многие недостатки телефонной сети.

В этих условиях весьма привлекательной для многих абонентов станет служба "Комфакс", абонентская факсимильная служба с промежуточным хранением, обеспечивающая абонентам широкий набор дополнительных сервисных услуг, в том числе:

- передачу сообщений в заранее назначенное время;

- многоадресную и циркулярную передачу;

- автоматический сброс сообщений на терминал получателя;

- получение сообщений в заранее определенный интервал времени;

- организацию абонентских факсимильных почтовых ящиков;

- уведомление о приеме для обработки и о доставке сообщения адресату;

- повторную передачу.

Наличие в службе "Комфакс" промежуточных накопителей открывает дополнительно возможность передачи факсимильных сообщений без обязательного одновременного присутствия на связи оборудования отправителя и получателя сообщения. Это обстоятельство является важным фактором привлечения потребителей и имеет особое значение для организации общероссийской службы, охватывающей абонентов различных часовых поясов.

ГАРАНТ:

См. Временную инструкцию по проверке наличия и оценке качества услуг, предоставляемых службой факсимильной связи, утвержденную приказом Главгоссвязьнадзора РФ от 27 октября 1998 г. N 81


3.3. Служба электронной почты

Служба электронной почты представляет собой абонентскую службу, предназначенную для обмена корреспонденцией между ПЭВМ абонентов с использованием средств электросвязи. Служба находит применение для ведения электронной переписки между предприятиями, учреждениями, организациями, а также между частными лицами. C учетом интенсивного распространения ПЭВМ этот вид услуг имеет и в дальнейшем будет иметь не меньшее распространение, чем абонентская факсимильная связь.

Служба электронной почты осуществляет передачу сообщений с промежуточным хранением и обеспечивает широкий набор услуг, в том числе:

- подготовку, редактирование и обработку документов;

- возможность автоматизации делопроизводства, связанного с отправляемой и получаемой корреспонденцией;

- передачу и прием как тестовых, так и графических документов;

- многоадресную и циркулярную передачу;

- организацию абонентских электронных почтовых ящиков;

- уведомление о приеме для обработки и о доставке сообщения адресату.

3.4. Служба доступа к информационным ресурсам

Значительный потребительский интерес может иметь услуга, с помощью которой абонентам предоставляется возможность доступа к различным базам данных. Используя собственные ПЭВМ, абоненты смогут оперативно знакомиться с новостями, коммерческой, справочной информацией, в том числе с необходимой для пользования службами документальной электросвязи. Кроме того служба должна обеспечивать абонентам возможность распространения своей информации среди других абонентов (всех или заданной группы) посредством услуги "доска объявлений". Служба доступа к информационным ресурсам может базироваться на технических средствах и транспортной системе службы электронной почты. Служба обеспечивается не только средствами электросвязи, но также информационными системами. В связи с этим ее создание должно осуществляться предприятиями подотрасли совместно с различными предприятиями-поставщиками информации.

3.5. Служба передачи голосовых сообщений (голосовая почта) Эта служба обеспечивает для обычных абонентов телефонной сети возможность обмена голосовыми сообщениями без необходимости одновременного участия в сеансе связи отправителя и получателя сообщения. Передача голосовых сообщений осуществляется в режиме с промежуточным хранением сообщений в цифровом виде в электронных ящиках и по своей технологии близка к абонентским службам электронной почты и Комфакс.

Доступ к службе обеспечивается с обычных телефонных аппаратов. Обеспечивается возможность передачи голосовых сообщений непосредственно на аппарат получателя либо хранение сообщений в индивидуальных абонентских голосовых электронных ящиках с передачей получателю только по его запросу.

3.6. Служба передачи данных

Эта служба обеспечит возможность организации транспортной среды между вычислительными средствами и информационными системами различных потребителей. Кроме использования службы непосредственно для предоставления услуг потребителям важнейшим ее назначением станет использование в качестве единой транспортной среды как для новых служб, создаваемых предприятиями подотрасли, так и для существующих телеграфных служб.


4. Интеграция услуг - единая система документальной электросвязи


4.1. Создавая новые службы документальной электросвязи, предприятия электросвязи .получают возможность реализовать весьма привлекательный для потребителей сервис в виде интеграции услуг, обеспечивающий обмен сообщениями между потребителям различных служб, в том числе между традиционными телеграфными службами и новыми службами документальной электросвязи.

Интеграция услуг открывает для предприятий электросвязи возможность сохранить в сфере своего обслуживания определенную часть абонентов сети АТ/Телекс, которых не удовлетворяет уровень традиционных телеграфных услуг.

Кроме того реализация принципа интеграции услуг обеспечит возможность постепенного перевода такой услуги как "телеграмма" на современную технологическую базу, например, на основе использования служб "Бюрофакс" и "Электронная почта".

4.2. Принцип интеграции услуг позволит обеспечить следующие возможности по обмену сообщениями между различными службами, в том числе:

- передачу сообщений с абонентских телеграфных установок абонентской сети АТ/Телекс на абонентские установки служб электронной почты и факсимильной связи, в службу "Бюрофакс" для последующей доставки адресату;

- доступ с абонентских телеграфных установок абонентской сети АТ/Телекс к информационным ресурсам различных баз данных для приема сообщений по заранее определенным информационным разделам, а также для распространения собственной информации абонентов сетей АТ/Телекс;

- передачу телеграмм в службу "Бюрофакс" для последующей доставки адресату, а также на абонентские установки служб электронной почты и факсимильной связи;

- передачу сообщений с абонентских установок службы электронной почты на абонентские телеграфные установки сети АТ/Телекс, в службы "Телеграмма" и "Бюрофакс" для последующей доставкой адресату, на факсимильные аппараты абонентов факсимильной службы;

- передачу сообщений с абонентских факсимильных установок в службу "Бюрофакс" для последующей доставки адресату.

4.3. Интеграция услуг позволит расширить номенклатуру и обеспечить комплексное представление в отделениях связи клиентских услуг документальной электросвязи. Кроме приема и доставки телеграмм в отделениях связи будут также обеспечиваться услуги службы "Бюрофакс", доступ к услугам электронной почты и службы Телекс. Доставка принятых сообщений может осуществляться доставщиками, по телефону, почтой или на терминал адресата.

Технической основой отделений связи, комплексно предоставляющих клиентам услуги документальной электросвязи, будут являться универсальные многофункциональные терминалы на базе ПЭВМ. Комплектация и места развертывания таких терминалов должны определяться в зависимости от уровня и перспектив развития спроса на различные виды услуг в соответствующих регионах.

4.4. Оснащение абонентов сети АТ/Телекс универсальными терминалами взамен устаревших телеграфных аппаратов обеспечит им возможность доступа к полному набору услуг современных абонентских служб документальной электросвязи без потери доступа к услугам абонентского телеграфирования. Такая замена совместно с созданием новых служб позволит сохранить многих потребителей в сфере обслуживания предприятий электросвязи.

4.5. Создание и развитие новых служб документальной электросвязи и интеграция услуг являются основой создания на базе предприятий электросвязи, являющихся операторами телеграфной связи, единой системы документальной электросвязи общего пользования.

Единая система документальной электросвязи (ЕСДЭС) должна обеспечивать на всей территории России предоставление широкого комплекса услуг документальной электросвязи для любых категорий потребителей, юридических и физических лиц, которые в них нуждаются, и в определенной степени будет нивелировать ограничения, связанные с разнотипностью используемого терминального оборудования. ЕСДЭС должна быть организована как совокупность существующих телеграфных и вновь создаваемых телематических служб, объединенных на основе интеграции услуг.

Интеграция телеграфных и телематических служб позволит постепенно, эволюционным путем перевести услуги, связанные с передачей кратких экстренных текстовых сообщений с телеграфных технологий на более современные технологии телематических служб, в первую очередь на технологию службы обработки сообщений.

4.6. С учетом имеющихся заделов и специфических условий в регионах создание новых служб документальной электросвязи может осуществляться с использованием технических средств различных поставщиков. Кроме того в ряде случаев могут также использоваться региональные фрагменты уже действующих сетей и систем, принадлежащих другим операторам. Однако, основным принципом при решении вопросов применения тех или иных технических средств является требование по обязательному обеспечению совместимости протоколов и процедур предоставления услуг, принятых для соответствующей службы.

4.7. Основой для обеспечения совместимости технологически отличающихся однотипных служб, интеграции услуг и объединения различных служб документальной электросвязи в единую систему должна стать система обработки сообщений, стандартизованная рекомендациями МСЭ-Т.

4.8. Нормативно-технической основой при выборе технических средств и обеспечении совместимости различных технических решений, используемых в создаваемых новых службах, должны стать рекомендации МСЭ-Т по телематическим службам, сетям и оборудованию передачи данных, в том числе для факсимильных служб - рекомендации F.162, F.170, F.171, F.190, Т.4, Т.30; для службы передачи голосовых сообщений - рекомендации F.440, для службы электронной почты (обработки сообщений) - рекомендации серий X.400, F.400; для службы передачи данных - рекомендации X.1, X.3, X.25, X.28, X.29, X.32, X.75, X.121. F.600, F.601, а также рекомендации серии V.

4.9. Конкретные положения единой технической политики по построению и функционированию служб и их региональных фрагментов, по выбору технических средств, по используемым интерфейсам и протоколам, по техническом решениям, обеспечивающим поддержание телеграфных сетей и служб и интеграцию услуг, должны быть определены в системном проекте единой системы документальной электросвязи. Техническая политика предприятий электросвязи по вопросам создания единой системы документальной электросвязи должна учитывать также развитие новых технологий в электросвязи (например, цифровых каналов и сетей, радио и спутниковых средств, подвижных систем), которые могут использоваться для развития существующих и новых служб, и возможность сопряжения со службами и сетями, принадлежащими другим операторам.


5. Принципы построения единой системы документальной электросвязи


5.1. В функциональном плане ЕСДЭС представляет собой совокупность общероссийских телематических и телеграфных служб, объединенных системой обработки сообщений.

В структурном плане ЕСДЭС является совокупностью нескольких центров обработки сообщений, региональных подсистем телематических служб (региональных фрагментов ЕСДЭС) и телеграфных сетей, связанных общей транспортной системой на базе сетей передачи данных.

5.2. Центры обработки сообщений образуют верхний уровень системы, обеспечивающий в масштабах всей системы функции интеграции услуг, управления ресурсами системы, архивирования процессов передачи сообщений, а также взаиморасчетов между взаимодействующими региональными операторами ЕСДЭС. Центры обработки сообщений должны быть связаны между собой по принципу "каждый с каждым" через сети передачи данных (либо с использованием высокоскоростных каналов связи). В целях повышения надежности каждый из центров обработки сообщений должен иметь выход не менее, чем на две сети передачи данных, используемых в ЕСДЭС.

Количество центров обработки сообщений и их размещение зависит от общего трафика и его концентрации на направлениях между группами географически близких регионов, должно определяться на основании технико-экономического анализа с учетом требований по надежности и живучести системы, оптимизации процессов передачи сообщений и управления. На начальном этапе создания ЕСДЭС количество центров телематических служб может составлять 2-4 и может наращиваться по мере развития ЕСДЭС. За каждым центром обработки сообщений закрепляется определенная зона, в которую входит соответствующая группа регионов. При этом все центры обработки сообщений должны дублировать друг друга и обеспечивать возможность взаимодействия с любым региональным фрагментом системы.

5.3. Ядром каждого регионального фрагмента ЕСДЭС является региональный центр телематических служб, обеспечивающий функционирование в регионе всех телематических служб, а также функции управления на региональном уровне. При необходимости в одном регионе может быть организовано несколько центров телематических служб. Терминальное оборудование абонентов включается в соответствующие центры телематических служб, как правило, через телефонную сеть или через сети передачи данных (региональные или общероссийские). Подключение центров телематических служб к сетям передачи данных должно осуществляться по стыку X.25, причем не менее, чем к двум сетям в целях повышения надежности.

5.4. В процессе создания и развития ЕСДЭС должно осуществляться переоснащение телеграфных аппаратов на современные терминальные устройства клиентских служб документальной электросвязи.

Доступ терминалов клиентских служб, устанавливаемых в отделениях связи, к центрам телематических служб в зависимости от типа терминала осуществляется либо по выделенному каналу (физической линии), либо по стыку X.28 через сеть передачи данных, либо через телефонную сеть. Как правило в качестве терминального оборудования в отделениях связи для обеспечения доступа к телематическим службам будут использоваться или многофункциональные терминалы на базе ПЭВМ, оснащенных специальным программным обеспечением, необходимыми средствами ввода и вывода документов, а также средствами передачи данных. С помощью многофункциональных терминалов в отделениях связи будут предоставляться практически любые клиентские услуги документальной электросвязи, включая услугу "телеграмма". Кроме того, например, в отделениях связи или факсимильных пунктах коллективного пользования для организации доступа к службе "Бюрофакс" возможно использование факсимильных аппаратов группы 3 с выходом на региональный центр телематических служб через телефонную сеть.

5.5. Доступ телеграфных центров коммутации сообщений и станций коммутации к сетям передачи данных должен осуществляться по стыку X.25 через согласующие устройства, обеспечивающие сопряжение телеграфных межцентровых и межстанционных протоколов с протоколами сетей передачи данных, а также с протоколами службы обработки сообщений. В целях повышения надежности каждый телеграфный центр коммутации сообщений должен иметь выход не менее, чем к двум сетям передачи данных, используемых в ЕСДЭС.

5.6. Транспортной основой для взаимодействия центров телематических служб, центров обработки сообщений, коммутационного оборудования телеграфных сетей является система передачи данных, представляющая собой совокупность взаимосвязанных общероссийских и региональных сетей передачи с коммутацией сообщений. Служба передачи данных является общей и главной связующей основой обеспечения единства телематических и телеграфных служб по всей территории страны и является определяющим фактором их надежного функционирования. С учетом этого используемые сети и в целом система передачи данных должны обеспечивать:

- возможность передачи данных между любыми регионами страны (область, край, республика) и в перспективе внутри каждого региона вплоть до районных центров;

- многосвязность центров коммутации пакетов и возможность автоматической организации обходов в случае нарушения работоспособности любого транзитного узла коммутации и возможность организации обходов для межрегионального трафика, создаваемого службами ЕСДЭС;

- надежность и живучесть магистральных направлений передачи данных и системы управления ЕСДЭС;

- возможность включения в систему средств документальной электросвязи, размещаемых в запасных узлах связи;

- защиту от несанкционированного вмешательства.

Для выполнения указанных требований на магистральных (межрегиональных) направлениях могут быть использованы 2-3 сети из числа наиболее развитых сетей передачи данных. Обязательными условиями использования этих сетей направлениях является их сопряжение по принципу "каждая с каждой", причем не менее, чем в двух географически разнесенных точках и возможность взаимодействия их систем управления с системой управления ЕСДЭС.

На региональном уровне (область, край. республика) могут использоваться либо региональные фрагменты общероссийских сетей передачи данных, выбранных в качестве магистральных и имеющих развитую структуру в соответствующем регионе, либо существующие или вновь создаваемые предприятиями электросвязи региональные сети передачи данных. Обязательными условиями использования региональных сетей передачи данных является обеспечение сопряжения не менее, чем с двумя общероссийскими сетями передачи данных, используемыми в ЕСДЭС, и возможность взаимодействия их систем управления с системонйуправления ЕСДЭС.

5.7. Принципы построения ЕСДЭС, организации телематических служб и организации обмена сообщениями между разнотипными терминалами (интеграция служб) представлены на рис. 1-6.


6. Принципы адресации и нумерации в единой системе документальной электросвязи


6.1. Принципы адресации и нумерации должны учитывать следующие структурные и функциональные особенности ЕСДЭС:

- наличие в составе системы различных сетей и служб, имеющих собственные системы адресации и нумерации, в том числе службы обработки сообщений, телеграфных сетей ТГ-ОП и АТ/Телекс, сетей передачи данных с коммутацией пакетов;

- возможность доступа к услугам различных служб ЕСДЭС не только с терминального оборудования этих сетей и служб, но также с терминального оборудования, включенного в телефонную сеть, имеющую собственную систему нумерации;

- обеспечение возможности обмена сообщениями между терминалами как внутри каждой службы, так и между терминалами различных абонентских и клиентских служб.

6.2. Система адресации и нумерации ЕСДЭС должна обеспечивать в соответствующей службе индивидуальный адрес (номер) каждого пользователя, к которому могут быть адресованы сообщения. Кроме того должна обеспечиваться многовариантная адресация каждого пользователя, имеющего доступ к различным службам или доступного для получения сообщений из разных служб или разных сетей связи.

Пользователи абонентской службы электронной почты должны иметь адрес в виде собственного мнемонического имени системы обработки сообщений в соответствии с рекомендацией МСЭ-Т X.400, а также абонентский номер телефонной сети (ТФ-ОП или "Искра") или сети АТ/Телекс или сетевой номер сети передачи данных в соответствии с рекомендацией МСЭ-Т X.121 в зависимости от варианта организации доступа к службе.

Адресами для пользователей абонентских служб Комфакс и голосовой почты должны являться соответствующие абонентские номера, под которыми они включении телефонную сеть.

Многофункциональные терминалы клиентских служб, устанавливаемые в отделениях связи, должны иметь номер оконечной установки сети ТГ-ОП (индекс телеграфного отделения связи), номер оконечной установки службы Бюрофакс и собственный адрес в службе электронной почты.

Факсимильные аппараты клиентской службы Бюрофакс, устанавливаемые в отделениях связи, должны иметь адрес, соответствующий абонентскому номеру телефонной сети, а также индекс телеграфного отделения связи для обеспечения приема телеграмм на факсимильный аппарат.

6.3. В целях интеграции услуг в ЕСДЭС должно обеспечиваться сопряжение между собой планов нумерации и систем адресации, принятых в сетях и службах, образующих ЕСДЭС и используемых для организации доступа к услугам, и необходимое автоматическое преобразование номеров (адресов) при прохождении сообщений через разные сети или взаимодействующие службы.

В масштабе всей системы, в первую очередь для обеспечения межрегионального обмена сообщениями, функции преобразования номеров (адресов) должны быть реализованы в центрах обработки сообщений с помощью справочной службы. Эта служба должна обладать базой данных, содержащих полную адресную информацию о всех абонентах и терминалах клиентских служб ЕСДЭС и таблицы соответствия их номеров и адресов. На региональном уровне функции преобразования номеров (адресов) будут реализовываться в центрах телематических служб в пределах территории, обслуживаемой соответствующим центром.

6.4. Система нумерации и адресации ЕСДЭС должна предусматривать возможность обмена сообщениями между абонентами и клиентскими службами ЕСДЭС и пользователями других сетей и служб документальной электросвязи, в том числе зарубежных.


7. Принципы организации эксплуатации, управления и расчетов


7.1. Основной задачей взаимосвязанных систем эксплуатации и управления заключается в поддержании функционирования системы в целом и ее отдельных элементов на уровне, обеспечивающем качественное предоставление услуг.

Принципы организации эксплуатации и управления должны учитывать особенности построения и функционирования ЕСДЭС, в том числе:

- большое число и многообразие типов используемых и взаимодействующих технических средств (аппаратных и программных);

- наличие различных служб, широкая номенклатура предоставляемых услуг, большое количество абонентов;

- функциональная и информационная многосвязность различных элементов системы между собой;

- наличие различных сетей и большого числа каналов связи, используемых в качестве транспортной базы и для доступа абонентов к услугам и имеющих собственные автономные системы эксплуатации и управления;

- широкая география размещения технических средств;

- большое количество операторов, эксплуатирующих региональные фрагменты системы и предоставляющих услуги в своих регионах;

- техническое единство предоставления однотипных услуг.

7.2. Система эксплуатации представляет собой совокупность системы общей эксплуатации и системы технической эксплуатации.

Система общей эксплуатации обеспечивает выполнение общего для всех операторов порядка предоставления услуг. Действия оперативного персонала всех служб документальной электросвязи должны регламентироваться двумя группами документов по общей эксплуатации - правилами предоставления услуг и инструкцией для оперативного персонала.

Система технической эксплуатации обеспечивает поддержание в исправном состоянии и при необходимости восстановление работоспособности технических средств системы (оборудование, программные средства). Контроль за состоянием технических средств должен осуществляться как встроенными, так и внешними средствами функционального контроля и тестирования. Действия технического персонала по восстановлению работоспособности технических средств должны осуществляться в соответствии с инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию на конкретные средства, а также инструкциями по взаимодействию с системой управления.

7.3. Основными функциями системы управления являются:

- управление ресурсами ЕСДЭС в целом и ее составных элементов (региональных фрагментов, отдельных служб), включая мониторинг и управление конфигурацией;

- регистрация пользователей;

- управление доступом;

- контроль и диагностика состояния технических средств;

- контроль и оптимизация пропуска трафика;

- ведение статистических отчетов функционирования ЕСДЭС в целом и ее составных элементов;

- ведение архивов сообщений клиентских служб.

7.4. Основными функциями системы расчетов являются:

- обсчет абонентского трафика;

- учет трафика, пропускаемого через сети и системы связи других операторов;

- ведение бухгалтерских расчетов с абонентами и с другими операторами;

- ведение взаиморасчетов (бухгалтерских расчетов) между различными операторами системы, а также с операторами других сетей (в том числе, используемых в ЕСДЭС сетей передачи данных).

7.5. По принципам организации системы управления и расчетов ЕСДЭС должны представлять собой распределенные системы с двумя уровнями иерархии. Нижний уровень - региональные центры управления и расчетов - базируется на региональных центрах телематических служб. Каждый из региональных центров выполняет функции управления и расчетов в объеме и в пределах территории, обслуживаемой соответствующим центром телематических служб. При этом каждый региональный центр должен передавать всю соответствующую информацию в центры управления и расчетов верхнего уровня.

Центры управления и расчетов верхнего уровня размещаются на базе центров обработки сообщений и реализуют функции управления и расчетов в пределах зоны обслуживания соответствующего центра обработки сообщений. Центры управления и расчетов верхнего уровня должны обмениваться всей соответствующей информацией, необходимой для обеспечения возможности взаимного дублирования по принципу "каждый каждого".

Центры управления верхнего уровня должны обеспечивать сопряжение с системами управления всех сетей передачи данных, используемых в ЕСДЭС в качестве транспортной системы.


8. Основные организационные принципы создания единой системы документальной электросвязи


8.1. Обеспечение совместной деятельности большого количества предприятий электросвязи требует наличия не только общих концептуальных положений по техническим вопросам. Предприятиям также необходимо руководствоваться рядом положений, определяющих эффективность их деятельности и обеспечивающих функциональную целостность ЕСДЭС, в том числе:

- новые службы должны создаваться и эксплуатироваться как единые общероссийские службы (аналогично существующим телеграфным службам) и должны образовываться совокупностью региональных фрагментов;

- организация работ по созданию региональных фрагментов новых служб и операторская деятельность в регионах (эксплуатация технических средств и предоставление услуг потребителям) осуществляется непосредственно самими региональными предприятиями электросвязи;

- деятельность предприятий-операторов по обеспечению функционирования сетей и служб и ЕСДЭС в целом должна осуществляться на основе единого порядка предоставления услуг, единых принципов тарифообразования, единой системы взаиморасчетов, единой системы оперативного управления;

- основную роль в регионах в освоении новых технологий и решении двух тесно увязанных задач - поддержании телеграфных и развитии новых служб - должны играть телеграфные подразделения (филиалы) региональных предприятий электросвязи, являющиеся наиболее опытными и заинтересованными в развитии документальной электросвязи производственными структурами;

- обеспечение организационно-технического единства ЕСДЭС, общее руководство и координация деятельности предприятий по развитию сетей и служб и выполнению операторских функций должны осуществляться единым органом управления существующих и вновь создаваемых сетей и служб.

8.2. Основными задачами органа, координирующего деятельность предприятий-операторов являются:

- обеспечение общей технической политики предприятий-операторов;

- оперативное управление существующими и новыми службами и в целом ЕСДЭС;

- разработка общей тарифной политики и обеспечение^ взаиморасчетов между предприятиями-операторами ЕСДЭС;

- прогнозирование и планирование развития ЕСДЭС и отдельных сетей и служб, участие в разработке инвестиционных программ;

- организация общесистемного проектирования, научно-технической поддержки и методологического обеспечения эксплуатационных предприятий;

- координация планов развития региональных фрагментов сетей н служб, организация экспертиз региональных проектов.

8.3. Процесс реализации положений концепции предусматривает следующие основные этапы работ:

I этап (1995-96 гг.) - разработка общесистемных документов, в том числе системного проекта, типовых проектных решений по воссозданию региональных фрагментов, схемы использования сетей передачи данных, эксплуатационных документов (правила, инструкции и т.п.), технико-экономического обоснования и программы создания и развития ЕСДЭС до 2000 г., создание опытной зоны и отработка технических решений;

II этап (1996-97 гг.) - создание первой очереди ЕСДЭС, включая ввод в эксплуатацию региональных фрагментов во всех регионах, перевод магистрального телеграфного трафика на сети передачи данных, организация и ввод в эксплуатацию новых общероссийских служб;

III этап (1998-2000 гг.) - развитие региональных фрагментов и ЕСДЭС в целом, увеличение объемов предоставляемых услуг.

8.4. Оценка экономической эффективности создания ЕСДЭС приведена в Приложении.


Приложение


Оценка экономической эффективности создания ЕСДЭС


1. Оценка экономической эффективности создания ЕСДЭС основывается на расчете расходов на сознание и эксплуатацию, а также тарифных доходов от предоставления услуг следующих телематических служб:

- Электронная почта;

- Бюрофакс;

- Комфакс;

- Голосовая почта.

Оценка проведена для первой очереди ЕСДЭС, предусматривающей проведение работ по созданию и вводу в эксплуатацию в период 1996-1997 гг. При проведении расчетов принято, что выделение средств на создание первой очереди системы и ввод оборудования осуществляются полностью в 1996 г.

В расчетах не учитывались расходы и доходы, связанные с развитием системы за счет ввода нового оборудования после 1997 г., а также связанные с эксплуатацией существующих телеграфных служб и с

предоставлением услуг доступа к информационным ресурсам.

Расчеты проведены для периода 1996-2000 гг.

Стоимостные показатели приняты по ценам на начало 1995 г.

2. Исходные данные для расчетов.

2.1. Количество вновь вводимого оборудования и каналов связи:

- центры обработки сообщений - 4;

- центры телематических служб - 150;

- многофункциональные терминалы - 3000;

- шлюзы для телеграфных ЦКС - 15;

- шлюзы для телеграфных станций коммутации - 15;

- каналы связи и порты сети передачи данных - 308.

2.2. Расходы.

1) Стоимость вновь вводимого оборудования:

- центр обработки сообщений - 500 млн. руб.;

- центр телематических служб - 75 млн. руб.;

- многофункциональный терминал - 10 млн. руб.;

- шлюз - 100 млн. руб.

2) Стоимость услуг, предоставляемых другими операторами:

- подключение к сети передачи данных (аренда канала связи и порта сети передачи данных) - 10 млн. руб. в год;

- оплата трафика, пропускаемого через сети передачи данных других операторов - 2,5 тыс. руб. за 1 килосегмент (64 кбайта).

3) Стоимость работ по внедрению - 25 процентов от стоимости оборудования.

4) Амортизация оборудования - 25 процентов от стоимости оборудования.

5) Стоимость эксплуатации - 50 процентов от стоимости оборудования.

2.3. Доходы от предоставляемых услуг - 7,5 тыс. руб. за передачу 1 килосегмента (64 кбайта). При этом одному килосегменту соответствует или 2 факсимильных сообщения по одной странице, или 2 голосовых сообщения по 15 с., или 60 сообщений электронной почты.

2.4. Трафик.

1). Объем трафика в первый год эксплуатации (1997 г.):

- служба Бюрофакс - 3000 отделений связи (пунктов коллективного пользования) по 5 сообщений в день;

- служба Комфакс - 20 тыс. абонентов по 1-2 сообщения в день;

- служба электронной почты - 25 тыс. абонентов по 1-2 сообщения в день;

- служба голосовой почты - 25 тыс. абонентов (0,1 процентов от абонентской емкости телефонной сети) по 1-2 сообщения в неделю.

2). Объем трафика по годам относительно первого года эксплуатации: 1996 - 0,05; 1998 - 2; 1999 - 3,5; 2000 - 4,5.

3). Доля внутрирегионального трафика - 60 процента.

3. Результаты расчетов приведены в таблицах 1-5 и изображены на диаграмме.


Табл. 1. Расходы на создание и эксплуатацию (млн. руб.)
  1996 1997 1998 1999 2000
Оборудование
Внедрение
Амортизация
Трафик ПД
Каналы и доступ
Эксплуатация

Итого:
44750
11188
11635
408
3080
22375

93436
-
-
11635
8167
3080
22375

45257
-

11635
16333
3080
22375

53423


11635
28600
3080
22375

65690


11635
36767
3080
22375

73857

Табл. 2. Количество сообщений (млн.)
  1996 1997 1998 1999 2000
Бюрофакс
Комфакс
Эл. почта
Голос. почта
0,3
0,4
0,5
0,1
6
8
10
2
12
16
20
4
21
28
36
7
27
36
45
9

Табл. 3. Расходы по трафику (млн. руб.)
  1996 1997 1998 1999 2000
Бюрофакс
Комфакс
Эл. почта
Голос. почта

Итого:
150
200
8
50

408
3000
4000
167
1000

8167
6000
8000
333
2000

16333
10500
14000
600
3500

28600
13500
18000
767
4500

36767

Табл. 4. Количество сообщений (млн.)
  1996 1997 1998 1999 2000
Бюрофакс
Комфакс
Эл. почта
Голос. почта

Итого:
1125
1500
62
375

3062
22500
30000
1250
7500

61250
45200
60000
2500
15000

122500
78700
105000
4500
26250

214500
101250
135000
5750
33750

275750

Табл. 5. Прибыль (млн. руб.)
1996 1997 1998 1999 2000
-90373 15993 69077 148810 201893

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОКУМЕНТАЛЬН. ЭЛЕКТРОСВЯЗИ OT 6.07.95 N 13-1. РИС.1
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОКУМЕНТАЛЬН. ЭЛЕКТРОСВЯЗИ OT 6.07.95 N 13-1. РИС.2
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОКУМЕНТАЛЬН. ЭЛЕКТРОСВЯЗИ OT 6.07.95 N 13-1. РИС.3
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОКУМЕНТАЛЬН. ЭЛЕКТРОСВЯЗИ OT 6.07.95 N 13-1. РИС.4
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОКУМЕНТАЛЬН. ЭЛЕКТРОСВЯЗИ OT 6.07.95 N 13-1. РИС.5
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОКУМЕНТ. ЭЛЕКТРОСВЯЗИ OT 6.07.95 N 13-1. ДИАГРАММА
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОКУМЕНТАЛЬН. ЭЛЕКТРОСВЯЗИ OT 6.07.95 N 13-1. РИС.6

Концепция развития документальной электросвязи (одобрена постановлением коллегии Минсвязи РФ от 6 июля 1995 г. N 13-1)


Текст концепции официально опубликован не был



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.