Раздел 10. Использование документов ведомственного архива

Раздел 10. Использование документов ведомственного архива

 

10.1. Общие положения

 

10.1.1. Документы ведомственного архива используются организацией, в структуре которой функционирует архив, заинтересованными государственными и общественными организациями при разработке планов экономического и социального развития, при решении народнохозяйственных задач, вопросов развития науки и культуры, в идейно-воспитательной и агитационно-пропагандистской работе, а также для обеспечения прав и законных интересов граждан.

10.1.2. Порядок использования документов ведомственного архива устанавливается организацией в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными документами Главархива СССР.

10.1.3. Основными формами использования документов ведомственного архива являются: информирование руководства и структурных подразделений организации, в структуре которой функционирует архив, других организаций и исполнение их запросов; культурно-просветительная и агитационно-пропагандистская работа архива, исполнение запросов социально-правового характера; предоставление документов для изучения в читальном зале архива.

10.1.4. Для использования предоставляются документы ведомственного архива, кроме тех, которые могут нанести ущерб интересам государства или граждан.

10.1.5. Использование документов проводится только с разрешения руководителя организации.

10.1.6. Организации и граждане при использовании документов ведомственного архива обязаны делать ссылки на место хранения документов.

10.1.7. Организации, а также граждане, использующие документы ГАФ СССР, несут ответственность за правильность использования документов и содержащейся в них информации.

10.1.8. Копирование документов по запросам организаций производится, как правило, за их счет.

10.1.9. Разрешение на пользование документами ведомственного архива, архивные справки, копии и выписки организациям и гражданам иностранных государств выдаются в установленном порядке.

10.2. Информирование организаций, исполнение запросов
организаций и граждан

 

10.2.1. Информирование руководства и структурных подразделений организации, организаций своей отрасли и других заинтересованных государственных и общественных организаций осуществляется ведомственным архивом по заданию руководства и запросам организаций путем составления информационных документов: информационного письма, тематического перечня документов, тематического обзора, архивной справки, путем выдачи архивных копий и архивных выписок, а также выдачи дел во временное пользование.

Составление и оформление информационных документов

10.2.2. Информационное письмо (справка о составе и содержании документов) содержит сведения об имеющихся архивных документах по определенному вопросу. Содержание излагается в виде кратких аннотаций на группы документов или отдельные документы. В письме могут быть даны рекомендации по использованию документов. Информационное письмо как внутренний документ организации подписывается заведующим архивом, а направляемое в другие организации - руководителем организации.

10.2.3. Тематический перечень документов содержит перечень заголовков дел или документов по определенной теме с указанием их дат и поисковых данных. В необходимых случаях даются аннотации.

Заголовки документов или дел располагаются в перечне независимо от их фондовой принадлежности: по хронологии, вопросно-предметному или номинальному признакам, по значимости документов и т.д. Перечень подписывается заведующим архивом. В другие организации он направляется с письмом за подписью руководителя организации.

Порядок выдачи, составление и оформление архивных справок

10.2.4. Архивная справка (Приложение 31) - официально заверенная справка, имеющая юридическую силу и содержащая сообщение (подтверждение) об имеющихся в документах архива сведениях, относящихся к предмету запроса, с указанием поисковых данных документов.

10.2.5. Архивные справки выдаются на основании запросов организаций по вопросам, соответствующим профилю их деятельности; гражданам СССР - на основании их заявлений по вопросам, связанным с обеспечением их прав и законных интересов.

10.2.6. Архивные справки составляются на основании документов (подлинников и заверенных копий), хранящихся в ведомственном архиве и относящихся к вопросу заявления. Использование незаверенных копий документов оговаривается в тексте справки ("незаверенная копия").

При отсутствии в архиве документов, содержащих сведения по запрашиваемому вопросу, архивная справка может быть выдана на основании имеющихся в архиве печатных материалов, если в них содержатся необходимые сведения.

10.2.7. Архивные справки составляются по установленной форме на бланке для письма организации, в состав которой входит архив с обозначением названия документа: "Архивная справка" (Приложение 31).

В справке приводятся названия документов, их даты и излагаются сведения, имеющиеся в этих документах. При этом изложение дается в хронологической последовательности событий, а не документов, в которых они освещаются. Допускается приводить в справке выдержки из документов, заключая их в кавычки. Названия организаций в тексте справки при первом упоминании должны приводиться полностью, при повторных упоминаниях допускается применение их официально принятых сокращенных названий.

После текста справки помещаются архивные шифры документов, послуживших основанием для составления архивной справки (номера фондов, описей дел и листов дел).

10.2.8. Архивная справка подписывается руководителем организации или структурного подразделения, в состав которого входит ведомственный архив, и заведующим архивом. Справка заверяется гербовой печатью организации. Копия архивной справки без печати, заверенная составителем, остается в деле.

10.2.9. К архивной справке могут прилагаться копии документов и выписки из них, подтверждающие сведения, приведенные в архивной справке.

10.2.10. При отсутствии в ведомственном архиве документов, а также печатных материалов, необходимых для подтверждения запрашиваемых сведений, составляется письмо на бланке организации для писем. В ответе указываются причины отсутствия документов, даются рекомендации, куда следует обратиться за справкой. При необходимости письмо, содержащее сведения об отсутствии в архиве документов вследствие их гибели или утраты, может быть заверено гербовой печатью организации.

Порядок выдачи и оформление архивных копий и выписок из документов

10.2.11. Ведомственный архив на основании хранящихся документов выдает организациям архивные копии и выписки из документов; гражданам выдаются архивные копии и выписки из документов, содержащих сведения социально-правового характера, необходимые для обеспечения их прав и законных интересов.

Архивная копия - дословное воспроизведение машинописным, электрографическим, фото- и другим способом всего текста документа, относящегося к определенному вопросу, факту или лицу, официально заверенное архивом.

Порядок выдачи архивных копий и архивных выписок аналогичен порядку выдачи архивных справок.

10.2.12. Машинописные архивные копии (выписки) составляются на бланке письма организации с обозначением названий: "Архивная копия", "Архивная выписка".

Название документа, его номер и дата воспроизводятся полностью. Содержание архивной копии документа должно отвечать вопросу заявления.

В архивной выписке связность содержания и точный смысл каждого извлечения из текста документов не должны нарушаться. В начале и в конце каждого извлечения из документа, а также в местах пропуска отдельных слов ставится многоточие.

Отдельные слова и выражения подлинного документа, вызывающие сомнения в их достоверности, должны оговариваться словами: "так в документе".

После текста архивной копии (выписки) указывается архивный шифр документа.

10.2.13. Архивные копии (выписки) заверяются подписью заведующего архивом и гербовой печатью организации.

На архивных копиях, изготовленных фото- или электрографическим способом, поисковые данные проставляются на обороте каждого листа, заверительная надпись и печать - на обороте последнего листа документа.

10.2.14. Подготовленные архивом информационные документы, архивные копии и выписки направляются с письмом, подписанным руководителем организации или структурного подразделения, в состав которого входит архив, заинтересованной организации или лицу с указанием, что они не могут быть размножены (полностью или в извлечениях) без разрешения организации, выдавшей эти документы.

Выдача документов во временное пользование

10.2.15. Документы ведомственного архива выдаются во временное пользование структурным подразделениям организации, организациям своей отрасли и других отраслей.

Порядок выдачи документов во временное пользование изложен в пп.5.3.3. - 5.3.8. настоящих Правил.

10.3. Культурно-просветительная и агитационно-пропагандистская
работа архива

 

10.3.1. Формами культурно-просветительной и агитационно-пропагандистской работы ведомственного архива являются: организация выставок документов и подготовка тематических подборок и документальных публикаций, подготовка материалов для использования средствами массовой информации, организация встреч с общественностью, экскурсий, лекций.

Эта работа, как правило, осуществляется в связи со знаменательными событиями и юбилейными датами в жизни страны, отдельного региона, видных государственных и общественных деятелей, деятелей народного хозяйства, науки и культуры, а также в целях информации о документах архива.

Организация выставок документов

10.3.2. Выставки документов могут организовываться архивом как самостоятельно, так и совместно с другими организациями. Архив может также предоставлять документы на выставки, подготавливаемые другими организациями.

10.3.3. Документы на выставках, как правило, экспонируются в виде копий. На стационарной выставке, предназначенной для экспонирования в одном помещении, могут кратковременно экспонироваться в порядке исключения и подлинники отдельных документов, за сохранность которых несет ответственность организация - устроитель выставки.

10.3.4. В архивах могут подготавливаться тематические подборки копий документов (комплекты, альбомы, плакаты, диаграммы, диапозитивы), которые предназначаются для оформления стендов, выставок и для использования в качестве наглядных пособий.

Подготовка документов для использования средствами массовой информации

10.3.5. Использование документов средствами массовой информации осуществляется путем подготовки статей и других материалов для печати, радио- и телевизионных передач.

10.3.6. Ведомственный архив готовит статьи и другие материалы для печати, радио- и телепередач самостоятельно или совместно с органами массовой информации, с которыми предварительно согласовывается тематика статей (передач), их объем и сроки подготовки.

Тематика и тексты статей и других материалов, радио- и телепередач, подготовленных по документам архива, утверждаются руководством организации или структурного подразделения, в состав которого входит архив.

10.3.7. В экземплярах текстов статей и других материалов, радио- и телепередач, остающихся в ведомственном архиве, указываются поисковые данные использованных документов; дата и место публикации (передачи).

Организация встреч с общественностью, экскурсий, лекций, докладов

10.3.8. Встречи, экскурсии, лекции, доклады проводятся на основании предварительной договоренности ведомственного архива со структурными подразделениями организации, другими заинтересованными организациями.

Работа по их подготовке включает в себя: определение темы, состава аудитории, времени и места проведения мероприятия, состава документов, предназначенных для экспонирования и прослушивания, продолжительности мероприятия и порядка его проведения.

Подготовка документальных публикаций

10.3.9. Ведомственный архив самостоятельно или совместно с другими организациями проводит работу по подготовке документальных публикаций.

Наиболее распространенной формой этой работы в ведомственном архиве является подготовка журнальных и газетных документальных публикаций; в отдельных случаях - документы могут издаваться в виде сборников документов.

10.3.10. Подготовка документальных публикаций предусматривает: выбор темы, определение формы публикации, выявление и отбор документов, их археографическое оформление, составление при необходимости научно-справочного аппарата к публикации, а также работу с редакцией газеты, журнала или с издательством (при подготовке сборника документов)*(26).

10.3.11. Культурно-просветительная и агитационно-пропагандистская работа ведомственного архива должна проводиться в тесном контакте и под непосредственным методическим руководством соответствующего государственного архива, с которым рекомендуется согласовывать планы этой работы.

10.4. Исполнение запросов социально-правового характера

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по исполнению запросов социально-правового характера от 20 марта 2012 г. N 250

10.4.1. Ведомственный архив исполняет запросы организаций и заявления граждан и выдает им архивные справки (архивные копии, архивные выписки)*(27) социально-правового характера, необходимые для удовлетворения прав и законных интересов граждан.

Порядок исполнения запросов и выдачи архивных справок определен в пп.10.2.5 - 10.2.9.

10.4.2. Гражданам СССР по их заявлениям выдаются архивные справки: о трудовом стаже и заработной плате, о службе в Вооруженных Силах СССР, об участии в партизанском движении, избрании на выборные должности, о членстве в общественных организациях, о революционной, государственной и общественной деятельности; наградах, нахождении на излечении, об образовании, о гражданском состоянии, трудовых имущественных правах и по другим вопросам, связанным с обеспечением их прав и законных интересов.

10.4.3. Гражданам СССР по их заявлениям выдаются архивные справки социально-правового характера как в отношении их самих, так и в отношении лиц, находящихся на их иждивении или под их опекой, а также об умершем супруге или близком родственнике. В заявлении должно быть точно указано, для какой цели и для представления в какую организацию требуется архивная справка.

Если запрос или заявление содержит не все данные, необходимые для наведения справки, в адрес заявителя направляется письмо с просьбой сообщить дополнительные сведения. Запросы, не отвечающие профилю архива, направляются в другие архивы или организации по принадлежности с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Архивные справки о взысканиях, привлечении к уголовной ответственности, судимости, лишении прав гражданства и восстановлении в них, нетрудовых имущественных правах и нетрудовой деятельности на руки гражданам не выдаются, а высылаются при необходимости заинтересованным организациям.

Если при наведении справок обнаружатся другие сведения, из-за которых справку нельзя выдать на руки заявителю, то она также высылается в адрес заинтересованной организации, о чем сообщается заявителю.

10.4.4. Допускается изъятие из дел и выдача владельцам по их письменным заявлениям с разрешения руководителя организации подлинных личных документов о гражданском состоянии, об образовании, трудовых книжек и других личных документов (кроме указанных в п.10.4.5.), не полученных в свое время владельцами.

На место изъятого личного документа вкладывается справка или делается соответствующая отметка, а при необходимости - снятая с изъятого документа копия.

10.4.5. Запрещается выдавать из ведомственного архива находящиеся среди документов паспорта, партийные билеты и кандидатские карточки КПСС, комсомольские билеты, профсоюзные билеты, воинские билеты, партизанские книжки, орденские книжки, а также снимать с этих документов копии. Сведения о наличии названных документов и их содержании сообщаются только по запросам заинтересованных организаций.

10.4.6. Основными документами для наведения архивных справок о трудовом стаже являются: постановления, приказы, распоряжения по личному составу, протоколы общих собраний, заседаний, конференций, лицевые счета и ведомости на получение зарплаты. Для наведения архивных справок также могут быть использованы регистрационные и алфавитные картотеки по учету кадров, алфавитные, именные, послужные и трудовые списки, оформленные и заверенные табели и т.д.

При этом используются и документы организации, подписанные заявителем, с указанием занимаемой им должности, а также документы других организаций, адресованные ему как должностному лицу.

Имеющиеся в личных делах листки по учету кадров, анкеты, автобиографии не могут служить основанием для выдачи архивных справок. При необходимости имеющиеся в них сведения письменно сообщаются заявителю.

В справке о подтверждении трудового стажа указываются данные только за то время, за которое имеются сведения в документах. При этом приводится точное название должности, в которой работал заявитель, и в течение какого времени он работал.

Название должности в тексте справки при первом упоминании должно приводиться полностью, при повторных упоминаниях допускается применение сокращений. Допускается приводить в справке выдержки из документов, заключая их в кавычки.

Биографические данные включаются в архивную справку так, как они значатся в документах ведомственного архива, а расхождения, несовпадения и неточные названия оговариваются в тексте справки словами "так в документе". Оговариваются также отсутствие имени и отчества, невозможность расшифровки инициалов или наличие одного из них.

10.4.7. Для наведения справок о размере заработной платы используются лицевые счета рабочих и служащих, а при их отсутствии - ведомости на выдачу зарплаты, машинограммы на выдачу зарплаты, расчетные книжки.

В справку о сумме заработной платы не должны включаться данные о выплатах за сверхурочную работу, за работы по совместительству, выплатах единовременного характера, не относящихся к заработной плате.

При составлении справки о заработной плате при наличии месяцев, в течение которых работник фактически не работал или работал неполное количество рабочих дней (независимо от причины: болезни, отпуска, увольнения и т.п.), в справку включаются данные за другие, непосредственно предшествующие месяцы.

В справке о заработке члена колхоза приводятся сведения о денежной и натуральной оплате труда колхозника. Данные приводятся раздельно за каждый год, без суммирования в пределах года.

Размер заработной платы указывается в справке в соответствии с масштабами цен, действовавших в тот период, за который наводится справка.

Архивные справки о заработной плате рабочих и служащих и заработке членов колхозов для назначения государственной пенсии составляются по установленной органами социального обеспечения форме.

10.4.8. Основными документами для наведения архивных справок об образовании служат протоколы заседаний педагогических советов, государственных, экзаменационных комиссий или выписки из них, находящиеся в личных делах учащихся, книги регистрации выданных аттестатов, дипломов, экзаменационные листы.

При отсутствии в документах сведений об окончании заявителем учебного заведения указывается, в каком классе или на каком курсе он учился.

10.4.9. Основными документами для наведения справок об имущественных правах являются нотариальные реестры, дела о выдаче свидетельств на право наследования, первые (основные) экземпляры нотариально удостоверенных договоров, договоры на право застройки при индивидуальном строительстве, решения народных судов по имущественным претензиям и т.п.

10.4.10. В случаях, когда сведения, включаемые в архивную справку, не умещаются на одном листе справки, включая его оборотную сторону, справка продолжается на втором и последующих листах. При этом каждый лист справки заверяется гербовой печатью организации.

10.4.11. Архивные справки и подлинные личные документы выдаются заявителям или их доверенным лицам на руки по предъявлении паспорта или удостоверения личности под расписку (на копии архивной справки). Доверенные лица кроме того, при получении ими подлинного документа предъявляют в архив доверенность, заверенную нотариусом или организацией.

Если заявитель или его доверенное лицо не могут явиться для получения архивной справки или подлинного личного документа, то справка или документ направляется в адрес заявителя по почте. Архивные справки посылаются заявителям заказными, а подлинные личные документы - ценными письмами.

10.5. Работа читального зала

 

10.5.1. В целях создания условий для работы исследователей с документами в ведомственных архивах действуют читальные залы. Выдавать документы для работы исследователям вне помещения архива запрещается.

Каждый ведомственный архив разрабатывает, в соответствии с настоящими Правилами, правила работы читального зала, которые утверждаются руководителем организации (структурного подразделения), в состав которого входит архив.

10.5.2. В целях оказания помощи в подборе документов и в работе над ними исследователям предоставляется научно-справочный аппарат ведомственного архива и организуются консультации. Для работы с микрокопиями и документами, текст которых воспроизводится при помощи технических средств, ведомственный архив предоставляет исследователю соответствующую аппаратуру.

Оформление исследователей для работы с документами

10.5.3. Допуск исследователей из других организаций к работе с документами ведомственного архива осуществляется на основании писем этих организаций, в которых должны быть указаны фамилия, имя и отчество исследователя, его должность и звание, тема, хронологические границы и цели исследования. Письма должны быть оформлены на бланке и подписаны руководителем организации.

Студенты высших учебных заведений допускаются к работе над документами на основании письма вуза за подписью ректора или проректора с обоснованием необходимости работы с документами архива.

В порядке исключения отдельные граждане могут допускаться к работе над документами по личным заявлениям.

Исследователи - граждане зарубежных стран допускаются к работе над документами ведомственных архивов в установленном порядке.

10.5.4. В читальный зал дела выдаются только при наличии резолюции о разрешении работы с документами руководителя организации или структурного подразделения, в состав которого входит архив. Разрешение на право работы исследователей в ведомственном архиве дается руководителем организации на срок, определяемый объемом работы по теме исследования, но не превышающий одного года.

При продлении срока исследования, изменении его хронологических границ или перемене темы работы исследователь представляет новое письмо.

10.5.5. Исследователь, допущенный к работе над документами архива, должен заполнить анкету установленного образца (Приложение 32) и ознакомиться с правилами работы исследователей в читальном зале архива, предъявить паспорт.

10.5.6. На каждого исследователя в читальном зале заводится личное дело, включающее следующие документы:

- письмо организации, направившей исследователя в архив, с резолюцией руководителя организации о разрешении работы в читальном зале;

- анкету исследователя;

- заказы (требования) на выдачу дел (Приложение 10);

- заказы на копирование документов.

Личные дела хранятся в читальном зале и спустя год после завершения работы исследователя передаются в архив архива.

Выдача дел исследователям

10.5.7. В читальный зал исследователям выдаются дела, относящиеся только к теме исследования.

Для получения документов и научно-справочных пособий исследователи заполняют заказы (требования) (Приложение 10). Документы и научно-справочные пособия выдаются исследователям под расписку. Исследователи отвечают за их сохранность. Категорически запрещается снимать копии с чертежей и рисунков без соответствующего разрешения.

Одновременно за исследователем может числиться не более 20 дел.

10.5.8. Ежедневно по окончании работы исследователи сдают документы и научно-справочные пособия заведующему (сотруднику) читального зала.

При получении от исследователя использованных дел заведующий (сотрудник) читального зала расписывается в заказе на выдачу дел.

Если в возвращенных документах будет обнаружена недостача или повреждение документов, об этом составляется акт.

Если повреждение произошло по вине исследователя, он лишается права занятий в читальном зале ведомственного архива на срок, определяемый руководителем организации.

В случае хищения или умышленного повреждения документов, а также внесения изменений в их текст, виновные привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

Выдача выписок из документов и копий документов исследователям

10.5.9. Исследователи, работающие в читальном зале, могут делать выписки из документов и оформлять заказы на копирование документов только по теме исследования. При необходимости сделанные выписки могут быть просмотрены заведующим читальным залом.

Копирование документов ведомственного архива по заказам исследователей производится по разрешению руководителя организации на основании письма заинтересованной организации (при наличии в нем просьбы) или специального запроса.

Копирование документов осуществляется после оплаты счета за изготовление копий.

10.5.10. При отсутствии в ведомственном архиве необходимой копировальной техники копирование документов может проводиться силами заинтересованной организации в помещении ведомственного архива, в фотоателье или фотолабораториях других организаций в присутствии сотрудника ведомственного архива.

Негативы фотокопий и микрофильмов организациям и исследователям не выдаются и безвозмездно поступают в распоряжение ведомственного архива. В исключительных случаях по письму заинтересованных организаций и разрешению руководителя организации, в состав которой входит архив, негативы могут быть выданы во временное пользование организациям, занимающимся реставрационными работами и оформлением музейных экспозиций.

10.5.11. Копии документов пересылаются в адрес той организации, по запросу которой они изготовлены, или выдаются исследователю под расписку в заказе на копирование.

Исследователи и организации соответствующим письмом ставятся в известность, что копии документов могут быть использованы только по теме и для целей, указанных в запросе, и не подлежат передаче другим лицам и организациям.

10.6. Учет использования документов

 

10.6.1. Все формы использования документов ведомственного архива подлежат учету.

10.6.2. Учет подготовленных информационных документов и проведения различных культурно-просветительных и агитационно-пропагандистских мероприятий ведется в журнале, где указывается их тематика и дата проведения мероприятия или опубликования документа.

Учет выданных архивных справок, копий и выписок из документов ведется в специальном журнале регистрации архивных справок, копий и выписок из документов.

10.6.3. Учет исполнения социально-правовых запросов осуществляется в установленном порядке.

10.6.4. Учет количества исследователей и числа посещений ими читального зала архива ведется в журналах регистрации исследователей и посещений исследователями читального зала (Приложения 33, 34).

10.6.5. Учет количества использованных фондов и выданных для использования дел ведется по книге выдачи дел из хранилища (Приложение 35).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.