Во исполнение решения коллегии Минобразования России от 22 июня 1999 г. N 15/1 "О совершенствовании структуры и содержания инженерного образования" приказываю:
1. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.) совместно с Управлением высшего профессионального образования (Новиковым Ю.А.) и Управлением научно-исследовательских работ (Шленовым Ю.В.) предусмотреть в проекте научно-исследовательской программы по направлению "Развитие системы образования" разработку проблем развития высшего технического образования.
2. В целях совершенствования структуры высшего технического образования:
2.1. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.) совместно с Координационным советом учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобразования России (Максимовым Н.И.), Ассоциацией технических университетов (Федоровым И.Б.) и Ассоциацией инженерного образования (Похолковым Ю.П.):
2.1.1. Провести до 10 октября 1999 г. доработку проекта перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования, принятого за основу коллегией Минобразования России 1 июня 1999 г., предусмотрев укрупнение инженерных специальностей, с целью преодоления узкопрофильности подготовки и повышения профессиональной мобильности выпускников.
2.1.2. До 1 ноября 1999 г. определить порядок формирования магистерских программ и уточнить порядок формирования специализаций обновленного перечня направлений и специальностей высшего технического образования.
2.1.3. Предоставлять вузам право, в порядке эксперимента и по решению Межведомственного экспертного совета по государственному образовательному стандарту, формировать и реализовывать новые основные образовательные программы с последующим рассмотрением в установленном порядке вопроса о целесообразности их введения в действующий Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.
2.1.4. Организовать до 15 ноября 1999 г. работу по созданию основных образовательных программ, направленных на интеграцию с мировой образовательной системой.
2.1.5. Провести до 1 марта 2000 г. обсуждение и анализ деятельности УМО вузов с целью уточнения их задач и функций.
2.2. Управлению высшего профессионального образования (Новикову Ю.А.), Управлению экономики (Боровскому Г.В.) последовательно осуществлять структурную перестройку сети образовательных учреждений высшего технического образования, подготовку кадров по отдельным специальностям и направлениям с учетом социально-экономических потребностей и перспектив развития регионов и технической политики страны.
3. В целях совершенствования содержания высшего технического образования:
3.1. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.) совместно с Координационным советом учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобразования России (Максимовым Н.И.), Ассоциацией технических университетов (Федоровым И.Б.) и Ассоциацией инженерного образования (Похолковым Ю.П.) в новом поколении государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ высшего технического образования:
3.1.1. Разработать обновленные структуры и содержание циклов гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), естественнонаучных дисциплин (ЕН) и общепрофессиональных дисциплин (ОПД) с целью реализации принципа сочетания фундаментальности и профессионализации подготовки.
3.1.2. Предусмотреть сохранение и развитие сопряженности содержания образования по родственным специальностям и направлениям высшего технического образования.
3.1.3. Обеспечить повышение гибкости системы основных образовательных программ высшего технического образования и установить следующие доли часов, отводимых на дисциплины по выбору студента и национально-региональную составляющую содержания образования в циклах дисциплин: ГСЭ - до 30%, ЕН - до 30%, ОПД - до 20%, специальных дисциплин (СД) - до 50%. Предоставить право учебно-методическим объединениям вузов определять в цикле ОПД наименования и объемы дисциплин в пределах 25% от общей трудоемкости цикла. Обеспечить повышение ответственности вузов за формирование и эффективную реализацию основных образовательных программ.
3.1.4. Предоставить право ученым советам вузов устанавливать норматив аудиторной нагрузки студентов менее 27 часов в неделю в соответствии с фактическим уровнем развития информационной среды вуза.
3.2. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.) совместно с Управлением учебного книгоиздания, библиотек и медиатек (Зориным Н.Л.) разработать программу по изданию нового поколения учебной литературы и информационно-методических материалов, обеспечивающих дальнейшее развитие высшего технического образования.
3.3. Ректорам технических высших учебных заведений:
3.3.1. Обеспечить повышение уровня изучения иностранных языков, права, экономики отраслей и менеджмента.
3.3.2. Способствовать формированию устойчивых договорных связей вузов с ведущими промышленными предприятиями и научными организациями России с целью развития системы научно-производственных практик.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра В.М.Жураковского и заместителя Министра В.Д.Шадрикова.
Министр |
В. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минобразования РФ от 8 июля 1999 г. N 70 "О совершенствовании структуры и содержания инженерного образования"
Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства образования Российской Федерации, N 9, 1999 г.