Отметить, что Проект по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве (АРИС), реализуемый по Соглашению с Международным банком реконструкции и развития (МБРРР), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1160 "Об утверждении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта осуществления реформ в сельском хозяйстве", является существенным источником инвестиций в АПК.
За прошедший период в рамках осуществления проекта была проделана определенная работа по реализации его компонентов.
Построены два кукурузокалибровочных завода, функционируют две сервисно-сбытовые компании. Ведется строительство четырех заводов по калибровке семян и пяти предприятий рыночной инфраструктуры.
В 29 регионах функционируют службы рыночной информации (СИР).
Ведется работа по созданию информационно-консультационной службы (ИКС) для сельских товаропроизводителей в 27 регионах.
Создан Пресс-видеоцентр Минсельхозпрода России, ведущий регулярные радио- и телепередачи, а также выпускающий большой объем видео-, аудио- и пресс-информации.
Налажено издание федерального и региональных информационных бюллетеней ИКС.
Создан Центр обучения кадров ИКС на базе Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева (МСХА).
В рамках проекта повысили свою квалификацию более 11 тысяч человек за счет средств местных бюджетов и займа МБРР.
Завершена поставка в 16 регионов компьютерного оборудования и программного обеспечения, завершается оснащение еще 13 регионов. Проведено обучение 70 специалистов современным информационным технологиям. В результате созданы фрагменты распределенной компьютерной системы АПК России.
Специалистами ГВЦ организован WWW-сервер Минсельхозпрода России в сети Интернета. Разработаны и переданы в региональные ИКС базы данных и прикладное программное обеспечение по основным направлениям деятельности АПК.
Образованы Национальная консультативная комиссия по семеноводству и Российская национальная семеноводческая ассоциация, которые осуществляют комплекс мероприятий по реализации Федерального закона "О семеноводстве". Образованы два учебно-методических центра по семенному контролю. Для Госсорткомиссии и Госсеминспекции приобретена сельскохозяйственная техника и лабораторное оборудование.
В Минсельхозпроде России и в регионах сформировался коллектив квалифицированных специалистов, накопивших опыт работы по международным проектам в аграрном секторе.
Вместе с тем следует отметить ряд существенных недостатков и проблем в реализации проекта, выражающихся в том, что:
- несмотря на существенное увеличение расходования средств займа, его освоение велось неэффективно, что привело к неоднократному его сокращению;
- не разработаны конкретные меры по продлению, а затем завершению проекта;
- в связи с изменением законодательства предприятия-участники проекта не имеют средств для уплаты НДС при ввозе импортного технологического оборудования, что приводит к его накоплению на таможенных складах;
- вследствие длительности строительства частные семеноводческие предприятия не укладываются в двухлетний льготный период и не выполняют свои обязательства по проекту перед Минфином России;
- условия Соглашения о займе не позволяют проводить закупки в соответствии с процедурой национальных торгов, что затрудняет его реализацию;
- руководством ГРП не обеспечивается должная исполнительская дисциплина при выполнении решений Минсельхозпрода по реализации проекта.
Коллегия постановляет:
1. Признать необходимым продление срока реализации проекта АРИС. Подготовить обоснованные предложения для заинтересованных ведомств с ходатайством о продлении проекта сроком на 2 года.
2. В срок до 15 ноября 1999 г. согласовать с МБРР и Минфином России план расходования средств займа.
3. Для обоснования продления сроков проекта провести анализ эффективности внедрения программ обучения, эффективности реализации компонентов СИР и ИКС, подготовить для представления в МКК и МБРР ТЭО по новым инвестиционным проектам.
4. Представить в Минфин России список областей, подтвердивших свое намерение участвовать в проекте.
5. Создать комиссию для разработки мер по повышению эффективности проекта, включая вопрос управления имуществом, приобретаемым на федеральные средства в рамках проекта. Ввести в состав комиссии представителей заинтересованных департаментов Минсельхозпрода России. Координацию деятельности комиссии возложить на Депагрополитику.
6. Принять меры по усилению руководства и укреплению исполнительской дисциплины в ГРП АРИС, подготовить приказ об организации и координации работы по реализации проекта, включая управление ГРП.
7. В целях обеспечения устойчивого функционирования компонентов проекта АРИС в срок до 15 ноября т.г. подготовить предложения по созданию Инвестиционно-консультационного агентства "АРИС" с приданием ему статуса юридического лица.
8. Рекомендовать органам государственного управления АПК субъектов Российской Федерации, участвующим в реализации проекта АРИС, продолжить развитие СИР и ИКС для сельскохозяйственных товаропроизводителей, прежде всего для предприятий малых форм хозяйствования и крестьянских фермерских хозяйств.
9. В целях развития и повышения эффективности СИР:
9.1. ГРП, Депэкономике и Тердепартаменту совместно с органами государственного управления АПК субъектов Российской Федерации принять меры по расширению территориального распространения системы. ГРП организовать подготовку необходимых документов для участия в проекте дополнительных регионов;
9.2. ГРП, Депэкономике совместно с органами управления АПК субъектов Российской Федерации в срок до 15 ноября 1999 г. подготовить программу перевода федеральной и региональных СИР и ИКС на частичную самоокупаемость начиная с 2000 года.
10. В целях развития и повышения эффективности ИКС:
10.1. Депнауке, Депобразованию, Депагрополитике, ГРП разработать до конца 1999 года предложения по созданию Федерального центра ИКС;
10.2. ГРП АРИС совместно с органами управления АПК субъектов Российской Федерации в срок до 1 ноября 1999 г. подготовить соглашения о субзаймах для дополнительного включения в проект 8 - 10 регионов;
10.3. Провести необходимые мероприятия по созданию новых и совершенствованию работы действующих учебных центров ИКС;
10.4. Депнауке совместно с Россельхозакадемией, Информагротеху и ЦНСХБ усилить научно-методическое обеспечение и справочно-информационное обслуживание региональных информационно-консультационных служб;
10.5. Пресс-видеоцентру Минсельхозпрода России увеличить объем видео-, аудио- и пресс-информации по вопросам деятельности ИКС, сделать акцент на освещении опыта работы наиболее успешно функционирующих товаропроизводителей.
11. В целях решения задач проекта в части развития семеноводства Депрастхимзащите:
11.1. Совместно с Национальной консультативной комиссией по семеноводству завершить в 1999 году разработку проектов нормативных правовых документов к Федеральному закону "О семеноводстве";
11.2. Совместно с Госсеминспекцией организовать в 1999 году на базе Краснодарской краевой семенной инспекции участок по грунтовому контролю;
11.3. Совместно с Госсорткомиссией завершить создание методик и правил по охране и защите сортов растений и пород животных как объектов интеллектуальной собственности. Подготовить спецификации для дополнительного оснащения госсортоучастков сельскохозяйственной техникой.
Рекомендовать Российской национальной семеноводческой ассоциации завершить в первой половине 2000 года формирование региональных, отраслевых и профессиональных Союзов семеноводов и в течение 2000 года сформировать "Свод правил по торговле семенами".
12. Депрастхимзащите, Депфинансам в целях эффективного использования средств займа, выделяемых на строительство заводов по калибровке семян кукурузы и подсолнечника, при формировании бюджетов на 2000 и последующие годы предусматривать закупку семян в федеральный фонд на предприятия-участниках проекта АРИС.
13. Считать целесообразным использование средств проекта АРИС для проведения работ по гармонизации ветеринарных и фитосанитарных мер в соответствие с международными в рамках вступления России в ВТО.
14. Считать целесообразным усилить взаимодействие ГРП АРИС с департаментами Минсельхозпрода, координацию которого осуществлять через Депагрополитику.
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Министра С.В.Киселева.
Министр |
А.В.Гордеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Минсельхозпрода РФ от 25 октября 1999 г. N 5-12 "О ходе и перспективах реализации проекта АРИС"
Текст постановления официально опубликован не был