Информационное письмо Минобразования РФ от 18 июня 2001 г. N 16-52-59ин/18 "О возможных формах участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации Федеральной программы развития образования, утвержденной Федеральным законом Российской Федерации от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ"

Информационное письмо Минобразования РФ от 18 июня 2001 г. N 16-52-59ин/18
"О возможных формах участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации Федеральной программы развития образования, утвержденной Федеральным законом Российской Федерации от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ"


Правовые основы реализации ФПРО


В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" Федеральная программа развития образования (далее - ФПРО) является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования и утверждена Федеральным законом Российской Федерации 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ.

Главная цель ФПРО - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности в качестве одного из факторов социально-экономического прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Сроки реализации ФПРО - 2000 - 2005 годы. Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Российской Федерации. Курирует реализацию программы Управление развития образования Минобразования России.

Исполнителями и соисполнителями являются органы государственной власти, государственные органы управления образованием, органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм, типов и видов, научно-исследовательские организации.

Механизм реализации ФПРО предусматривает ежегодное формирование следующих рабочих документов:

1. Перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы.

2. Координационного плана совместных действий Минобразования России с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


Органы управления ФПРО


В соответствии с решением коллегии Минобразования Российской Федерации от 23.01.2001 N 3/2 "Об организационных мерах по реализации Федеральной программы развития образования" для организации выполнения Программы формируются следующие органы управления:

совет Программы (до его формирования функции совета выполняет коллегия Минобразования России);

дирекция Программы, сформированная Минобразованием России как государственным заказчиком, которая осуществляет текущее управление и контроль за ходом реализации;

рабочие комиссии по приоритетным направлениям Федеральной программы развития образования, формируемые с участием профильных управлений Минобразования России, представителей других министерств и ведомств, педагогической общественности.

Реализация ФПРО будет проходить через систему ФЭП ФПРО, куда войдут ФЭП по приоритетным направлениям ФПРО и инновационные ФЭП.

Кроме этого, в структуру управления ФПРО входит совет по инновационным ФЭП, в задачи которого входит присвоение статуса ФЭП по перспективным направлениям развития общего образования, инновационным площадкам и школам-лабораториям.

Техническую поддержку проведения конкурсных процедур поручено проводить Национальному центру развития образования.

Система управления ФПРО представлена на схеме (приложение 1).


Финансирование ФПРО в 2001 году


осуществляется по трем статьям:


 1. Прочие расходы                                          1780 млн руб.
 2. Научные и опытно-конструкторские работы (НИОКР)          7,5 млн руб.
 3. Капитальные вложения                                     512 млн руб.

Приоритетные направления Федеральной программы развития образования
на 2001 год


1. По статье прочие расходы (нужды).


Решением коллегии Минобразования России от 23.01.2001 N 3-2 п.3 были одобрены следующие приоритетные направления реализации ФПРО, финансируемые по целевой статье "Прочие расходы (нужды)" на 2001 год (приложение 2).

Основой формирования приоритетных направлений на 2001 год стало поручение Президента Российской Федерации о компьютеризации сельских школ и основные мероприятия Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы.

Распределение средств между направлениями ФПРО было утверждено на заседании дирекции 9 апреля 2001 года.


2. Научные и опытно-конструкторские работы.


Вопрос о возможной тематике работ по НИОКР был рассмотрен на заседании дирекции ФПРО 9 апреля 2001 года. Решением дирекции (протокол N 1) тематика был утверждена. Выполнение работ по НИОКР предусматривает конкурсный порядок отбора исполнителей, конкурс исполнителей будет объявлен в ближайшее время.


3. Капитальные вложения.


Реализация этого направления ФПРО поручена Управлению развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений и осуществляется по отдельному плану.


Формирование приоритетных направлений Федеральной программы развития
образования на перспективу


В дальнейшем планируется, что основу приоритетных направлений реализации ФПРО будет составлять План основных мероприятий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики (раздел "Образование"). Также будут продолжены работы по приоритетным направлениям Программы, начатым в 2001 году.

Проектом Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2002 - 2004 годы (раздел "Реформирование образования") предусматривается реализация следующих мероприятий (приложение 3).

Кроме этого, до 20 процентов средств ФПРО планируется выделять на реализацию в регионах проектов в рамках реализации координационных планов совместных действий между Минобразованием России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Конкретные направления реализации ФПРО на 2002 год Минобразование России планирует утвердить и довести до сведения органов управления образованием субъектов Российской Федерации в сентябре 2001 года.


Участие субъектов Федерации в реализации ФПРО


Минобразование России предлагает органам управления образованием субъектов Российской Федерации, учреждениям образования следующие формы участия в реализации ФПРО:

1. В качестве экспериментальной площадки.

2. Исполнитель НИР.

3. На основе координационного плана совместных действий Минобразования России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Реализация проектов в рамках статьи "Капитальные вложения".

5. Иные формы договорных отношений.


1. Участие в качестве экспериментальной площадки


Решение о включении региона, отдельных образовательных учреждений в качестве федеральной экспериментальной площадки ФПРО решается соответствующей рабочей комиссией ФПРО. Условия участия в ФПРО в качестве экспериментальной площадки по направлениям в 2001 году можно узнать в соответствующем подразделении Минобразования России (приложение 2).

Условия участия в качестве экспериментальной площадки по направлению ФПРО начиная с 2002 года будут публиковаться в педагогической прессе.


2. Участие в качестве участника конкурсов (торгов)


Условия и возможные формы участия в реализации НИР в качестве участника конкурсов (торгов) зависят от конкретного технического задания за выполнение работ. Условия проведения конкурсов будут публиковаться в педагогических СМИ.


3. Участие на основе координационного плана совместных действий
Минобразования и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации


Координационный план совместных действий Минобразования России и органов государственной власти субъектов Российской Федерации создается для решения комплексного проекта в рамках реализации нескольких приоритетных направлений ФПРО и составляется индивидуально с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе их заявки.

Условиями создания планов являются:

1. Наличие в региональной программе развития образования целей или мероприятий, решение которых возможно в рамках координационного плана.

2. Софинансирование заявляемых работ в соотношении не меньшем, чем 70% федерального бюджета, 30% региональные (местные) бюджеты, при отборе проектов приоритет получат работы с меньшей нагрузкой на федеральный бюджет.

3. Ориентация на решение крупных комплексных проектов, охватывающих не менее трех приоритетных направлений ФПРО.

Механизм разработки координационного плана будет включать в себя:

- подготовку органами управлением образованием предложений по реализации комплексного проекта;

- рассмотрение предложений в Управлении развития образования, подготовка материалов для заседания дирекции ФПРО;

- утверждение дирекцией ФПРО основных целевых и финансовых характеристик проекта;

- заключение договора между Минобразованием России и органом исполнительной власти об условиях реализации проекта;

- разработку и утверждение координационного плана работ как основы для финансирования мероприятий.

Проекты планов и их содержательное и финансовое обоснования следует направлять в адрес Управления развития образования.

Прием проектов для реализации ФПРО в 2002 году будет проводиться с 1 июня по 1 октября 2001 года.


4. Участие в получении средств по статье "Капитальные вложения"


Условия и порядок получения средств по статье "Капитальные вложения" можно узнать в Управлении развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений (тел. 237-98-91).


5. Участие в иных формах договорных отношений


Участие в иных формах договорных отношений может быть также реализовано по инициативе Минобразования России в рамках реализации проектов федерального значения, например, реализация программы "Компьютеризация сельских школ-2001".

Координационные планы совместных действий будут рассматриваться только для участия в реализации ФПРО начиная с 2002 года.

В рамках ФПРО не будут финансироваться отдельные мероприятия, оборудование и оснащение учреждений образования в том случае, если они не являются частью более крупного содержательного проекта.


Министр

В.М.Филиппов


Приложение 1

к информационному письму

Минобразования РФ

от 18 июня 2001 г. N 16-52-59ин/18


Схема управления ФПРО


         /----------------------------------------------------\
         |                     Совет ФПРО                     |
         |         (принятие стратегических решений)          |
         \----------------------------------------------------/
                 V         A                   V       A
/--------------------------------\    /---------------------------------\
|Управление развития образования |    |     Дирекция ФПРО (принятие     |
|      (координация работ)       |    |      оперативных решений)       |
|                                |----|                                 |
|                                |    |                                 |
|                                |----|                                 |
|                                |    |                                 |
\--------------------------------/    \---------------------------------/
  |          A     A       |                   V         A
  |          |     |       |          /---------------------------------\
  |          |     |       |          |   Национальный Центр развития   |
  |          |     |       \----------|     образования (реализация     |
  |          |     |                  |конкурсных процедур, финансовая и|
  |          |     |                  |     формальная отчетность)      |
  |          |     \------------------|                                 |
  |          |                        |                                 |
  |          |                        \---------------------------------/
  V          |                                 | A  A      |    A отчет
/------------------------------\               | |  |      |    |
|                              |     требования| |  |      |    |
|                              |               | |  |      |    |
|/----------\ /--------------\ |<--------------/ |  |      |    |
||Рабочие   | |Совет  по  ФЭП| |-----------------/ТЗ|      |    |
||комиссии  | |инн. площадкам| |<-------------------/      |    |
||по ФЭП    | |и          шк.| |   отчет    |    отчет     |    |
||          | |лабораториям  | |содержатель-|  финансовый  |    |
||          | |              | |    ный     |              |    |
|\----------/ \--------------/ |            |              |    |
|                              |            |              |    |
|Вопросы присвоения статуса,   |            |              |    |
|    проведения конкурса       |            |              |    |
| проектов, разработка ТЗ и    |            |              |    |
|  приемка содержательного     |            |              |    |
|      выполнения работ        |            |              |    |
\------------------------------/            |              |    |
              | Т3                          |              V    |
              |          /-----------------------\ /--------------------\
              |          |      Исполнители      | |    Исполнители     |
              |          |                       | |    (поставщики)    |
              \----------|                       | |                    |
                         |                       | |                    |
                         \-----------------------/ \--------------------/

Приложение 2

к информационному письму

Минобразования РФ

от 18 июня 2001 г. N 16-52-59ин/18


Приоритетные направления реализации ФПРО, финансируемые по целевой статье
"Прочие расходы (нужды)" на 2001 г., и ответственные подразделения
Минобразования России


N
п/п
Направление Ответственное подразделение
1 2 3
1. Компьютеризация сельских школ
Российской Федерации, в том числе
разработка электронных учебных
пособий.
Управление информационных
технологий в образовании,
тел.237-8286
2. Федеральные экспериментальные
площадки по оптимизации сети
малокомплектных сельских школ в
регионах с различными
социогеографическими условиями,
включая обеспечение сельских школ
учебно-методической литературой.
Департамент образовательных
программ и стандартов общего
образования, тел.923-3619
3. Федеральные экспериментальные
площадки по апробации новой
структуры и содержания общего
образования.
Департамент образовательных
программ и стандартов общего
образования, тел. 923-3619
4. Авторские экспериментальные школы. Департамент образовательных
программ и стандартов общего
образования, тел.923-3619
5. Федеральные экспериментальные
площадки по введению единого
государственного экзамена.
Управление развития
образования, тел.923-3139
6. Федеральные экспериментальные
площадки по отработке формирования
и функционирования элементов
системы независимой оценки качества
образования.
Государственная инспекция по
аттестации учебных заведений
России при Минобразовании
России, тел. 925-3034
7. Федеральные экспериментальные
площадки развития открытого
образования в учреждениях
начального, среднего и высшего
профессионального образования,
расположенных в различных
территориально-географических
условиях, в том числе разработка
профессиональных образовательных
программ.
Управление информационных
технологий в образовании,
тел.237-8286
8. Федеральные экспериментальные
площадки создания и развития
университетских комплексов и
исследовательских университетов,
включая разработку сопряженных
образовательных программ.
Управление высшего
профессионального образования,
тел. 237-4647
9. Реализация на условиях
софинансирования инвестиционных
проектов развития приоритетных
направлений в системе образования,
в том числе программы индустрии
образования.
Управление развития
материально-технической базы,
социальной сферы и
имущественных отношений, тел.
237-9891

Приложение 3

к информационному письму

Минобразования РФ

от 18 июня 2001 г. N 16-52-59ин/18


Проект Плана действий Правительства Российской Федерации в области
социальной политики и модернизации экономики на 2002 - 2004 годы


Раздел "Реформирование образования"
(извлечения)


1. Увеличение объемов и изменение структуры распределения средств, выделяемых на образование за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников на основе:

софинансирования целевых инвестиционных программ за счет средств бюджета всех уровней;

преимущественного финансирования программ, обеспечивающих информатизацию учреждений образования;

укрепления материально-технической базы образовательных учреждений;

кадрового и методического обеспечения образовательного процесса.

2. Разработка комплекса мер социальной поддержки учащихся и работников системы образования, включая создание отраслевой пенсионной системы.

3. Создание правовой и методической базы нормативного финансирования образовательных учреждений.

4. Создание нормативно-правовой базы системы образовательного кредитования.

5. Законодательное закрепление налоговых льгот для образовательных организаций и учреждений, а также юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование и(или) оказывающих ему безвозмездную поддержку.

6. Разработка мероприятий по совершенствованию и поддержке системы образования в сельской местности.

7. Подготовка предложений по систематизации законодательства об образовании.

8. Разработка системы мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями России.

9. Разработка системы мероприятий по обеспечению общедоступности дошкольного образования.

10. Разработка системы мероприятий по поддержке семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

11. Разработка системы мероприятий по расширению доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

12. Разработка системы мер по поддержке молодежного предпринимательства.


Информационное письмо Минобразования РФ от 18 июня 2001 г. N 16-52-59ин/18 "О возможных формах участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации Федеральной программы развития образования, утвержденной Федеральным законом Российской Федерации от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ"


Текст письма опубликован в журнале "Образование в документах. Межведомственный информационный бюллетень", N 19, октябрь 2001 г., в Бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2001 г., N 23



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.