В настоящее время нормативной правовой основой проведения процедуры аттестации общеобразовательных учреждений России являются Закон Российской Федерации "Об образовании", постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2000 N 796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" и ряд нормативных правовых актов, в том числе:
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка: постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" имеет дату 18.10.2000
Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (утверждено приказом Минобразования России от 22.05.98 N 1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений"),
приказ Минобразования России от 11.08.2000 N 2439 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений",
приказ Минобразования России от 13.04.2001 N 1690 "Об утверждении Порядка определения размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности",
решение коллегии Минобразования России от 13.06.2000 "О состоянии и перспективах аттестации общеобразовательных учреждений",
приказ Минобразования России от 11.07.2000 N 2113 "О состоянии и перспективах аттестации общеобразовательных учреждений", в котором в п.2.3 поставлена задача разработать примерные требования к аттестационным технологиям при аттестации общеобразовательных учреждений.
Минобразование России организовало общероссийский конкурс аттестационных технологий, применяемых для аттестации общеобразовательных учреждений (приказ Минобразования России от 28.02.2001 N 686 "Об итогах конкурса аттестационных технологий, применяемых для аттестации общеобразовательных учреждений").
Был проведен ряд совещаний с представителями органов управления образованием в апреле - мае 2001 года, где состоялся обмен опытом работы:
- по применению форм, процедур и критериев оценки деятельности региональных аттестационных служб;
- обсуждались примерные требования к аттестационным технологиям, применяемым при аттестации общеобразовательных учреждений и к научно-методическому обеспечению курсовой подготовки экспертов, привлекаемых к аттестации общеобразовательных учреждений.
Подготовлена программа повышения квалификации по теме "Подготовка специалистов к работе в экспертных группах и аттестационных комиссиях по аттестации педагогических и руководящих кадров, общеобразовательных учреждений", которая рекомендована всем учреждениям повышения квалификации для использования в работе в качестве примерной.
Минобразование России предлагает считать целесообразным приоритетными направлениями в деятельности органов управления образованием при аттестации общеобразовательных учреждений соблюдение принципов государственной образовательной политики, в части:
- приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, уважение к правам и свободам человека (обучающихся, педагогов, руководителей);
- демократического, государственно-общественного характера управления;
- автономности общеобразовательного учреждения.
В целях совершенствования процедур аттестации, лицензирования и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений и устранения дублирования в оценке деятельности общеобразовательных учреждений, рачительного расходования финансовых средств, излишнего отвлечения администрации общеобразовательных учреждений от основной работы после утверждения государственных образовательных стандартов предстоит отработать процедуру комплексной оценки деятельности общеобразовательного учреждения, которая может включать следующие направления:
- оценку эффективности деятельности внутриучрежденческой системы контроля управления качеством образования;
- экспертизу полноты реализации образовательных программ;
- анализ результатов текущей итоговой диагностики достижений обучающихся;
- соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;
- разработку программного обеспечения проведения самообследования общеобразовательного учреждения;
- оценку комфортности пребывания в общеобразовательном учреждении участников образовательного процесса.
Минобразование России напоминает, что форма проведения аттестации, аттестационные технологии, критерии аттестации определяются органом (службой), осуществляющим аттестацию.
Вместе с тем в целях сохранения и развития единого образовательного пространства в России необходимо:
- подготовить экспертов и членов аттестационных комиссий для аттестации общеобразовательных учреждений через систему повышения квалификации;
- провести экспериментальную работу совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации (Вологодской, Воронежской, Ярославской, Владимирской, Ивановской областей, городов Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Краснодарского края и др.) по апробации и корректировке разработанных Министерством образования Российской Федерации примерных требований к аттестационным технологиям для аттестации общеобразовательных учреждений и программ повышения квалификации экспертов и членов аттестационных комиссий.
Первый заместитель министра |
А.Ф. Киселев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2001 г. N 22-06/756 "О нормативно-правовом обеспечении процедур аттестации общеобразовательных учреждений"
Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", 2002 г., N 9