Письмо Минобразования РФ от 25 апреля 2002 г. N 18-54-1048/18-21 "О направлении резолюции всероссийского совещания-семинара директоров педагогических колледжей, училищ и представителей органов управления образованием "Система среднего педагогического образования: состояние и проблемы модернизации"

Письмо Минобразования РФ от 25 апреля 2002 г. N 18-54-1048/18-21
"О направлении резолюции всероссийского совещания-семинара
директоров педагогических колледжей, училищ и представителей
органов управления образованием "Система среднего педагогического
образования: состояние и проблемы модернизации"


Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе резолюцию всероссийского совещания-семинара директоров педагогических колледжей, училищ и представителей органов управления образованием "Система среднего педагогического образования: состояние и проблемы модернизации", проведенного с 16 по 19 апреля 2002 г. в г. Москве.


Член коллегии, начальник Управления
среднего профессионального образования

П.Ф.Анисимов


Резолюция
всероссийского совещания-семинара директоров
педагогических колледжей, училищ и представителей
органов управления образованием субъектов Российской Федерации
"Система среднего педагогического образования:
состояние и проблемы модернизации"


Участники совещания, заслушав и обсудив наиболее актуальные проблемы среднего педагогического образования и перспективы его развития в соответствии с Программой развития среднего педагогического образования, отмечают, что система среднего педагогического образования России занимает важное место в системе непрерывного педагогического образования и играет значительную роль в удовлетворении потребностей рынка образовательных услуг, обеспечении модернизации образования и качества человеческих ресурсов, создании условий для профессионального становления личности педагога.

Основными достижениями в развитии среднего педагогического образования последних лет являются:

- открытие новых направлений подготовки, ориентированных на потребности российского образования и предполагающих удовлетворение личностных интересов обучающихся (за последние три года введено 6 новых специальностей);

- переход на реализацию профессиональных образовательных программ повышенного уровня, разработка нового поколения образовательных стандартов по специальностям с целью повышения качества подготовки педагогов;

- совершенствование сети средних педагогических учебных заведений: реорганизация педучилищ в колледжи, интеграция образовательных учреждений, в том числе с учреждениями других уровней образования, открытие филиалов;

- диверсификация профессиональных образовательных программ при разнообразии программ дополнительной подготовки и специализаций, развитие гибкости и вариативности содержания образования, сохранение его практикоориентированности;

- развитие научно-исследовательской деятельности педагогических кадров и становление учебно-исследовательской деятельности студентов;

- обеспечение преемственности содержания среднего педагогического образования с другими образовательными уровнями с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования, положительный опыт взаимодействия с высшей школой, в том числе в составе университетских комплексов;

- развитие и поддержка инновационных профессиональных образовательных программ, применение новых форм организации образовательного процесса и новых технологий обучения, практики организации экспериментальной работы для апробации новых идей;

- становление многофункциональности педагогических колледжей и училищ, обеспечивающей не только подготовку и повышение квалификации педагогических кадров, но и формирование социокультурного пространства территорий;

- успешная деятельность российского и межрегиональных советов директоров педагогических училищ и колледжей по управлению развитием среднего педагогического образования.

В целях модернизации системы среднего педагогического образования участники совещания считают, что Министерству образования РФ, органам управления образованием субъектов РФ, образовательным учреждениям среднего педагогического образования целесообразно сосредоточить усилия на решении следующих приоритетных задач:

- достижение качества среднего педагогического образования в соответствии с требованиями современного образования, перспективными потребностями личности, образовательных учреждений различных типов;

- обеспечение реализации нового поколения образовательных стандартов среднего профессионального образования;

- ориентация среднего педагогического образования на индивидуальное психолого-педагогической сопровождение одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемами асоциального характера, на социально-педагогическую помощь семье;

- расширение подготовки педагогов и организаторов воспитательной деятельности для сельской школы, учреждений дополнительного образования, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;

- создание условий по формированию у будущих педагогов гражданской ответственности и правового самосознания, культуры межнационального общения и толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;

- обеспечение дальнейшего развития образовательных, информационных и коммуникационных технологий обучения, открытого образования;

- модернизация учебно-методической и материально-технической базы средних педагогических учебных заведений;

- повышение социального статуса работников среднего педагогического образования, усиление их государственной поддержки и стимулирования труда;

- обеспечение подготовки и переподготовки педагогических кадров в соответствии с задачами модернизации образования.


Участники всероссийского совещания-семинара рекомендуют:


Министерству образования РФ:


- внести дополнение в Закон РФ "Об образовании" о предоставлении права реализации общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования средним педагогическим учебным заведениям для усиления практической подготовки специалистов среднего звена;

- обеспечить своевременную разработку примерных программ по специальностям группы "0300 Образование" в соответствии с новым поколением ГОС СПО;

- организовать конкурс по созданию учебной и методической литературы по дисциплинам ГОС СПО нового поколения;

- определить объемы нормативного финансирования средних педагогических учебных заведений в соответствии с особенностями специальностей группы "0300 Образование" и в связи с введением нового поколения стандартов;

- организовать курсы повышения квалификации руководящих кадров и преподавателей гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин, дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки в связи с введением нового поколения ГОС СПО;

- разработать рекомендации по формированию национально-регионального компонента ГОС СПО;

- внести в Правительство РФ предложения по улучшению материального положения педагогических работников средних педагогических учебных заведений:

- увеличить оплату труда преподавателям средних педагогических учебных заведений, учитывая специфику их работы, предполагающую совмещение педагогической, методической и научно-исследовательской деятельности;

- установить диапазон разрядов оплаты труда преподавателям с 9-го по 15-й Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы;

- установить отдельную доплату труда преподавателям, имеющим ученую степень;

- дополнить список должностей работников учреждений образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет, с учетом сложившихся новых типов образовательных учреждений;

- ходатайствовать перед Пенсионным фондом РФ об изъятии положения об обязательном наличии 50% контингента несовершеннолетних студентов при начислении пенсии педагогическим работникам за выслугу лет;

- увеличить размеры стипендиального обеспечения студентов средних педагогических учебных заведений из расчета минимальной заработной платы;

- поручить научным учреждениям министерства включить в тематику научных исследований мероприятий по модернизации среднего педагогического образования;

- внести предложения в Министерство РФ по налогам и сборам об упорядочении налоговой отчетности по внебюджетным средствам образовательных учреждений.


Минобразованию России совместно с органами
управления образованием субъектов РФ:


- обеспечить сохранение сети средних педагогических учебных заведений с учетом потребностей рынка образовательных услуг;

- содействовать развитию многопрофильности средних педагогических учебных заведений и обеспечению их учебно-методической и материально-технической базы.


Совету по педагогическому образованию
при Министерстве образования РФ:


- совместно с Учебно-методическим советом по группе специальностей "0300 Образование" проанализировать эффективность подготовки специалистов в системе непрерывного педагогического образования;

- обеспечить согласованность примерных учебных программ высшего и среднего педагогического образования, а также рекомендаций по целесообразному выбору технологий обучения на разных уровнях образования;

- разработать примерные учебные планы по сокращенным срокам обучения в системе непрерывного педагогического образования.


Органам управления образованием субъектов РФ:


- осуществить корректировку программы развития среднего педагогического образования в связи с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, введением нового поколения ГОС СПО и исходя из особенностей региональной политики в области образования;

- обеспечить повышение квалификации кадровых служб и руководителей средних педагогических учебных заведений в связи с введением нового Трудового кодекса РФ;

- создать условия для совершенствования многоуровневой системы подготовки педагогических кадров с учетом сложившегося опыта и практики сотрудничества с образовательными учреждениями;

- усилить оснащение средних педагогических учебных заведений компьютерной техникой и оказать помощь в переподготовке кадров педагогических колледжей и училищ по информационным технологиям.


Руководителям средних педагогических учебных заведений:


- обсудить резолюцию всероссийского совещания-семинара директоров средних педагогических учебных заведений в педагогических коллективах;

- довести до сведения преподавательского состава и педагогической общественности Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г. и направить усилия коллектива на ее реализацию;

- организовать работу по освоению нового поколения образовательных стандартов среднего профессионального образования;

- содействовать организации экспериментальной работы для апробации нового содержания образования, форм, методов и средств обучения, другой инновационной деятельности по актуальным проблемам образования.


Совету директоров педагогических училищ и колледжей России:


- пропагандировать вопросы развития среднего педагогического образования и его проблемы в средствах массовой информации;

- осуществлять руководство межрегиональными советами директоров педагогических училищ и колледжей;

- включиться в формирование и реализацию практических задач по модернизации российского образования;

- развивать контакты с Союзом директоров средних специальных учебных заведений.

Участники совещания рекомендуют региональным советам директоров средних педагогических учебных заведений, другим общественным организациям системы среднего педагогического образования рассмотреть на своих заседаниях и учесть в практической работе настоящую резолюцию и другие материалы, представленные на совещании.

Участники совещания призывают региональные органы исполнительной власти субъектов РФ, общественные организации системы профессионального образования, образовательные учреждения объединить усилия в интересах дальнейшей модернизации системы образования на основе последовательной и приоритетной государственной поддержки, сохранения и развития единого образовательного пространства.



Письмо Минобразования РФ от 25 апреля 2002 г. N 18-54-1048/18-21 "О направлении резолюции всероссийского совещания-семинара директоров педагогических колледжей, училищ и представителей органов управления образованием "Система среднего педагогического образования: состояние и проблемы модернизации"


Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", 2002 г., N 13


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.