Письмо Финансово-экономического управления Московского военного округа Минобороны РФ от 12 марта 2002 г. N 27/6/242 О памятке командиру (начальнику) по организации экономической работы в воинских частях

Письмо Финансово-экономического управления Московского военного округа
Минобороны РФ от 12 марта 2002 г. N 27/6/242


В условиях напряженного социально-экономического положения страны, жесткого бюджетного финансирования основной целью Вооруженных Сил является экономия государственных средств, достижение высокого экономического эффекта в бережном и экономном расходовании материальных ценностей и денежных средств.

Направляется памятка для оказания помощи командирам (Начальникам) воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий в целях улучшения организации и планирования экономической работы, создания комплекса организационных и воспитательных мероприятий, направленных на обеспечение строжайшего режима экономии материальных и финансовых ресурсов, сокращение неэффективных затрат, изыскание внутренних хозяйственных резервов дня удовлетворения потребностей войск.

Приложение: памятка командиру (начальнику) по организации экономической работы в воинских частях.


Помощник командующего
войсками округа по
финансово-экономической работе -
начальник управления
полковник

А.Иванов


Памятка
командиру (начальнику) по организации экономической работы в воинской части


I. Общие положения


Экономическая работа - комплекс организационных и воспитательных мероприятий, направленных на обеспечение строжайшего режима экономии материальных и финансовых ресурсов, сокращение неэффективных затрат, изыскание и мобилизацию внутренних хозяйственных резервов, дополнительных источников удовлетворения потребностей войск и сил флота.

Содержание экономической работы заключается в повседневной деятельности командиров и начальников по рациональному, экономически обоснованному использованию материальных ценностей и денежных средств, обеспечению сохранности федеральной собственности, воспитанию у личного состава чувства ответственности за экономное и бережное отношение к военному и иному имуществу.

Роль и значение экономической работы состоит в том, чтобы при правильном планировании, организации и осуществлении этой работы, она способствовала более полному обеспечению боевой готовности войск (сил) при выделенных объемах материальных и финансовых ресурсов.

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия материальных и финансовых ресурсов.

Экономия материальных и финансовых ресурсов - эффект, определяемый как разница между плановыми затратами (затратами, совершенными в предыдущих периодах) и затратами фактическими.

Материальное стимулирование за достигнутые результаты по рациональному использованию государственных средств и применение мер материальной ответственности за допущенные негативные проявления призваны мобилизовать трудовую активность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил на рачительное, по-хозяйски целесообразное использование всех видов ресурсов.

Основными источниками экономии материальных и денежных средств в воинской части являются:

- выявление, перераспределение и реализация в установленном порядке излишнего, не подлежащего к дальнейшему использованию военного имущества;

- обеспечение сохранности федеральной собственности, сокращение утрат, недостач и хищений материальных ценностей и денежных средств;

- улучшение условий содержания и хранения вооружения, военной техники и имущества, организация правильной их эксплуатации;

- расширение масштабов применения в процессе боевой подготовки тренажеров и иных технических средств обучения;

- продление межремонтных сроков эксплуатации технических средств;

- продление установленных сроков службы различного рода имущества, механического и технологического оборудования;

- повторное использование деталей и материалов, полученных от разборки списанного оборудования, военной техники и имущества;

- рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов: перевод на автоматическое включение и выключение оснащения территорий военных городков; разумное сокращение числа точек освещения; замена малоэффективных электроламп и светильников на более экономичные; установка водомеров и агрегатов в целях повторного использования воды для технических нужд; снижение потерь топлива при его хранении и транспортировке; сокращение теплопотерь в зданиях и сооружениях;

- соблюдение лимитной дисциплины;

- сокращение расхода материальных ценностей против установленных норм;

- выполнение личным составом текущего ремонта казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, оборудования, мебели и инвентаря;

- оборудование силами личного состава полигонов, стрельбищ, учебных корпусов и классов, благоустройство военных городков, ремонт тары, стендов, другого имущества, зачистка резервуаров;

- сбор и сдача на переработку лома черных, цветных, драгоценных металлов и их отходов;

- сбор и регенерация отработанных масел;

- совершенствование организации воинских перевозок: осуществление попутных перевозок военно-транспортной авиацией военнослужащих и военно-технического имущества, применение способов уплотненной погрузки воинских грузов при перевозках, выбор рациональных маршрутов и схем грузопотоков, применение системы централизованного подвоза, ликвидация встречных перевозок;

- развитие и совершенствование сети подсобных предприятий и хозяйств воинской части, расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

- повышение рентабельности общежитий и гостиниц;

- расширение сферы платных услуг, оказываемых воинскими частями сторонним организациям и населению;

- предоставление в разрешенных случаях на условиях платных услуг (аренды) временно неиспользуемых сооружений, зданий и нежилых помещений;

- консервация отдельных зданий и сооружений, складских и других временно неиспользуемых объектов с целью сокращения расходов на их содержание;

- проведение мероприятий, связанных с изобретательской и рационализаторской работой, внедрение ее результатов;

- применение штрафных санкций к поставщикам в случаях невыполнения договорных обязательств;

- предупреждение штрафных санкций к воинской части;

- заблаговременное и рациональное планирование мероприятий по боевой подготовке;

- соблюдение мероприятий по охране окружающей природной среды и др.

Ответственность за организацию, ведение и состояние экономической работы несут:

- в воинской части - командир части;

- в подразделении - командир подразделения;

- в службе - начальник службы.

На заместителя командира воинской части по тылу возлагается разработка мероприятий по экономической работе.

Основополагающими руководящими документами при организации экономической работы в воинской части являются уставы ВС РФ, "Положение о войсковом (корабельном) хозяйстве" (приказ МО 1977 года N 105), "Временная методика организации и планирования экономической работы" (указание ГУВБиФ МО РФ 1998 года N 180/19/389) и др.


II. Организаторская работа


Организаторская работа в воинской части включает:

- мероприятия, направленные на обеспечение рационального и эффективного использования материальных и денежных ресурсов;

- планирование экономической работы;

- управление экономической работой;

- контроль за выполнением мероприятий по экономической работе;

- учет результатов экономической работы;

- определение результатов экономии и достигнутого экономического эффекта;

- анализ результатов экономической работы;

- определение мер морального и материального стимулирования личного состава за достигнутые успехи;

- представление сведений о проделанной работе.

Для руководства экономической работой, контроля за ее осуществлением в воинской части создается экономическая комиссия. В состав комиссии включаются заместители (помощники) командира воинской части, начальники служб, командиры подразделений. Для работы в комиссию могут включаться представители профсоюзного комитета и внутренних проверочных комиссий части. Председатель экономической комиссии, как правило, заместитель командира воинской части по тылу, его заместитель, секретарь (помощник командира воинской части по финансово-экономической работе) и члены комиссии назначаются приказом командира воинской части. Приказ издается ежегодно, не позднее 5 января.

Основной плановый документ экономической работы - годовой план экономической работы, разрабатываемый экономической комиссией воинской части на основании обобщения плановых документов служб и подразделений части. Годовой план экономической работы подписывается начальником штаба и экономической комиссией, утверждается командиром воинской части в срок до 30 ноября года, предшествующего планируемому.

План экономической работы может включать в себя следующие графы: номер по порядку, наименование мероприятий, срок исполнения, ответственные должностные лица, сумма ожидаемого экономического эффекта, сумма реально полученного экономического эффекта.

Разделами плана могут быть мероприятия:

а) воспитательного характера;

б) по режиму экономии материальных ценностей и денежных средств;

в) по экономии топливно-энергетических ресурсов;

г) по изысканию и мобилизации внутренних хозяйственных резервов, дополнительных источников финансирования;

д) по развитию и совершенствованию подсобных предприятий и хозяйств;

е) по выполнению работ различного характера силами личного состава;

и другие мероприятия.

Экономической комиссией воинской части может разрабатываться годовой план основных мероприятий по контролю за ходом экономической работы в подразделениях и службах части. План контроля целесообразно подписывать председателем и секретарем экономической комиссии и утверждать командиром воинской части до 30 ноября года, предшествующего планируемому.

Учет результатов экономической работы ведется во всех подразделениях и службах воинской части в журнале учета результатов экономической работы. Записи в журнале подтверждаются необходимыми расчетами, справками и другими оправдательными документами.

Журнал учета состоит из следующих граф: наименование мероприятий, ожидаемая экономия в натуральном и денежном выражении, срок исполнения, исполнители, реально полученный экономический эффект в натуральном и денежном выражении.

Итоги экономической работы в воинской части подводятся каждым подразделением (службой), рассматриваются экономической комиссией не реже одного раза в квартал, оформляются протоколом и докладываются командиру воинской части для принятия решения.

Сведения о результатах экономической работы службы воинской части ежеквартально представляют в экономическую комиссию воинской части, а также в вышестоящую службу по подчиненности.

Сведения о результатах экономической работы воинской части ежеквартально представляются вышестоящему командиру (начальнику).

Результаты экономической работы за год объявляются приказом командира (начальника), в котором подводятся итоги выполнения плана по каждому подразделению (службе), отмечаются подразделения (службы), отдельные военнослужащие, гражданский персонал, добившиеся лучших показателей, а также ставятся задачи по совершенствованию экономической работы в предстоящем году.


III. Организация работы командира воинской части


Командир воинской части несет ответственность за организацию, осуществление и состояние экономической работы в подчиненных подразделениях и службах.


Командир воинской части обязан:

Лично:

1. Обеспечивать эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств в соответствии с их целевым предназначением;

2. Осуществлять руководство экономической работой через экономическую комиссию воинской части, командиров подразделений и начальников служб;

3. Заслушивать доклады и предложения экономической комиссии по совершенствованию экономической работы и принимать по ним решения (ежеквартально);

4. Рассматривать предложения внештатной экспертной группы по решению поставленных задач, связанных с затратами материальных, финансовых и других ресурсов.

5. Заслушивать командиров подразделений и начальников служб о проведенных мероприятиях по режиму экономии (ежеквартально);

6. Рассматривать и утверждать годовой план экономической работы и план основных мероприятий по контролю за ходом экономической работы в воинской части (до 30 ноября) и обеспечить их выполнение;

7. Представлять сведения о результатах экономической работы (ежеквартально);

8. Принимать меры к изысканию и мобилизации внутренних хозяйственных резервов, дополнительных источников финансирования;

9. Предотвращать непроизводительные и неэффективные расходы материальных ценностей и денежных средств;

10. Разрешать жалобы и заявления (безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления);

11. Принимать решения по материалам административных расследований (в месячный срок) и меры к полному возмещению ущерба, причиненного государству;

12. Принимать решения по материалам проведенных инвентаризаций материальных ценностей;

13. Назначать ревизии подсобных предприятий и хозяйств воинской части (ежегодно);

14. Обеспечивать гласность при проведении экономической работы и распространение передового опыта.


Через заместителей и начальников служб:

1. Проверять соблюдение штатной и тарифной дисциплины;

2. Разрабатывать и планировать мероприятия по выявлению и использованию внутренних хозяйственных резервов, дополнительных источников финансирования;

3. Контролировать выполнение годового плана экономической работы в подчиненных службах и подразделениях, плана основных мероприятий по контролю за ходом экономической работы;

4. Проверять данные о результатах экономической работы, предоставляемые командирами подразделений (ежеквартально);

5. Предотвращать непроизводительные и неэффективные расходы материальных ценностей и денежных средств;

6. Контролировать выполнение решений по материалам административных расследований и проведенных инвентаризаций материальных ценностей;

7. Контролировать строго целевое, экономное и целесообразное расходование материальных ценностей, принимать необходимые меры по предупреждению утрат, недостач, порчи и хищений военного и иного имущества;

8. Объявлять приказом список должностных лиц, являющихся подотчетными лицами воинской части (ежегодно).


Через председателя экономической комиссии:

1. Осуществлять организационные мероприятия по разработке планов экономической работы и основных мероприятий по контролю за ходом их выполнения;

2. Выявлять и обеспечивать мобилизацию дополнительных источников экономии, не включенных в план экономической работы;

3. Изучать и распространять передовой опыт экономической работы;

4. Подводить итоги, обобщать и анализировать результаты экономической работы, вносить предложения по дальнейшему ее совершенствованию (ежеквартально);

5. Издавать приказ по итогам экономической работы за год.


Через председателя внештатной экспертной группы:

1. Обеспечивать проведение экономического анализа принимаемых решений, связанных с расходованием материальных ценностей и денежных средств;

2. Организовывать изучение возможных вариантов решения поставленных задач с наименьшими затратами материальных, финансовых и других ресурсов.


Через председателей внутренних проверочных комиссий:

1. Обеспечивать проведение инвентаризаций материальных ценностей (ежегодно);

2. Проверять соблюдение сроков консервации вооружения, боевой и другой техники (не реже двух раз в год);

3. Осуществлять анализ результатов инвентаризаций и проверок.


Через командиров подразделений:

1. Организовать экономическую работу в подразделениях и контролировать ее осуществление;

2. Проверять фактическое наличие материальных ценностей в подразделениях (командир взвода - не реже одного раза в две недели; командир роты - ежемесячно; командир батальона - ежеквартально);

3. Контролировать строго целевое, экономное и целесообразное расходование материальных ценностей, принимать необходимые меры по предупреждению утрат, недостач, порчи и хищений военного и иного имущества;

4. Обеспечивать ведение оперативного учета результатов экономической работы;

5. Изучать, обобщать и распространять передовой опыт экономической работы;

6. Доводить до личного состава приказы, директивы и указания по финансово-экономическим вопросам.


IV. Организация выполнения мероприятий экономической работы и контроль
их выполнения в воинской части


Организация выполнения мероприятий экономической работы включает:

1. Истребование оперативной информации о состоянии экономической работы в подчиненных службах и подразделениях.

2. Разработку формализованных документов по экономической работе (планы, сведения, ежеквартальные отчеты подразделений и служб, учетные регистры и др.).

3. Проведение экономическою анализа всех мероприятий, требующих финансовых и материальных затрат.

4. Проведение комплекса воспитательных мероприятий с личным составом воинской части по экономии и бережливости.

5. Пропаганду передового опыта экономической работы.

6. Подготовку и реализацию предложений в процессе проведения экономической работы.

7. Ежеквартальное подведение итогов выполнения планов экономической работы и основных мероприятий по контролю за ходом ее проведения в службах и подразделениях.

8. Постановку задач по экономии ресурсов на следующий отчетный период.


Контроль организации экономической работы включает:

1. Планирование контрольных мероприятий по личным планам командиров подразделений и начальников служб.

2. Проверку выполнения планов экономической работы.

3. Проверку состояния работы по предупреждению утрат, недостач, хищений, незаконного использования материальных ценностей и денежных средств.

4. Проверку состояния учета выполненных мероприятий и отчетности по экономической работе.

5. Проверку состояния оперативного учета и отчетности в подразделениях и службах.

6. Рассмотрение результатов контроля на служебных совещаниях.

Вопросы экономической работы в обязательном порядке проверяются при инспектировании войск (ст.21 приказа МО РФ от 1999 года N 050).



Письмо Финансово-экономического управления Московского военного округа Минобороны РФ от 12 марта 2002 г. N 27/6/242


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.