Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2001 г. N 11Г01-48 О признании противоречащим федеральному законодательству подпункта "а" п. 11 "Порядка назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций", утвержденного постановлением Кабинета Министров РТ N 304/1 от 29 июня 1994 г.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2001 г. N 11Г01-48


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.И.Нечаева

судей Д.П.Александрова и А.В.Харланова

рассмотрела в судебном заседании 31 августа 2001 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании подпункта "а" п.11 "Порядка назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан (РТ) N 304/1 от 29 июня 1994 года, противоречащим федеральному законодательству по кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 июля 2001 года, которым заявление прокурора удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Д.П.Александрова, объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Мухутдинова Х.Х., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Т.А.Власовой об оставлении решения без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд РТ с указанным выше заявлением, указав в нем на то, что Кабинет Министров РТ в обжалуемом подпункте "а" п.11 Порядка назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций установил положения, которые не соответствуют Федеральному закону "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей".

Верховный Суд Республики Татарстан, приняв дело к своему производству по первой инстанции, вынес указанное выше решение, которое обжалует Кабинет Министров РТ.

В жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и указывается на то, что федеральным законом не были определены понятия "социальный норматив" и "величина прожиточного минимума", установление величины которого отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, в связи с чем положения обжалуемой правовой нормы о том, что на детей, в семьях которых величина среднедушевого совокупного дохода равна или превышает размер социального норматива, установленного для той или иной категории детей, пособие на ребенка не выплачивается.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, а решение Верховного Суда РТ подлежащим оставлению без изменения.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ("ж" ст.72 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.5 ст.76 Конституции РФ).

В Российской Федерации принят Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", ст.16 которого установлено, что право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, установленную в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Ежемесячное пособие на ребенка не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Российской Федерации порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

Обжалуемым прокурором пп. "а" п.11 Порядка назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций установлено, что пособие на ребенка в виде чеков не выплачивается: на детей, в семьях которых величина среднедушевого совокупного дохода равна или превышает размер социального норматива, установленного для той или иной категории детей.

Таким образом, величина прожиточного минимума, установленного Федеральным законом, устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и превышает установленный обжалуемым подпунктом обжалуемого нормативного правового акта высшего органа исполнительной власти Республики Татарстан размер социального норматива, что свидетельствует о несоответствии обжалуемого положения нормативного правового акта, принятого Кабинетом Министров Республики Татарстан, указанным федеральным законам, влекущего ухудшение положения детей, проживающих в Республике Татарстан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.304, п.1 ст.305, ст.311 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 24 июля 2001 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кабинета Министров Республики Татарстан оставить без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2001 г. N 11Г01-48


Текст определения официально опубликован не был



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.