Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. N 352-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова Виктора Леонидовича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону"

Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. N 352-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова Виктора Леонидовича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.Л. Петрова, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Л. Петров, проходящий военную службу по контракту в войсковой части 52530, оспаривает конституционность положений части первой статьи 128 Федерального закона от 24 декабря 2002 года "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону, которыми на 2003 год приостановлено действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере его стоимости.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы, примененные в его деле (решение Знаменского гарнизонного военного суда от 23 июня 2003 года и определение 3 окружного военного суда от 23 июля 2003 года), противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 37 (часть 3) и 55 (части 2 и 3), поскольку означают отказ государства от выполнения на определенный период принятых на себя публично-правовых обязательств перед военнослужащими и в отсутствие какого-либо компенсаторного механизма такого приостановления умаляют права граждан, в частности право на продовольственное обеспечение, предусмотренное пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

2. Вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих регулируются пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции от 27 мая 1998 года), согласно которому продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, в частности, в форме выдачи продовольственного пайка и выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости - по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска.

Из содержания указанной нормы, рассматриваемой во взаимосвязи со статьями 12 и 13 данного Федерального закона, определяющими размеры и структуру денежного довольствия и дополнительных выплат к нему, следует, что продовольственное обеспечение военнослужащим, проходящих военную службу по контракту, предоставляется в качестве дополнительной меры социальной защиты. Установление различных форм такого обеспечения, определение правовых оснований и круга субъектов, его получающих, осуществлено федеральным законодателем в пределах его полномочий в названном Федеральном законе, нормы которого реализуются в соответствии с иными нормативными актами, в том числе подзаконными: федеральными законами о федеральных бюджетах, Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время (утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 года N 400) и др.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с 1 января 2005 года вступает в силу новая редакция абзацев третьего и четвертого пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым выдача продовольственного пайка в натуре сохраняется только для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе; для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в иных местностях, продовольственное обеспечение устанавливается только в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

Действующее же до 31 декабря 2004 года нормативное регулирование подразумевает, что выдача денежной компенсации в размере 20 руб. в сутки взамен продовольственного пайка допускается для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, только на основании их свободного волеизъявления.

3. В Постановлении от 23 апреля 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. При этом, поскольку федеральный бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, а Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, федеральный законодатель вправе приостановить действие финансовоемких норм, обеспечивающих реализацию прав и свобод граждан (что нашло свое отражение в Бюджетном кодексе Российской Федерации, его статьях 83 и 180), предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Приостановление частью первой статьи 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпунктом 34 пункта 1 приложения 20 к нему действия абзаца четвертого пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", установление частью первой статьи 97 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" размера денежной компенсации в твердой сумме (20 руб. в сутки) - при отсутствии законодательного регулирования порядка формирования и стоимости пайка, а также при сохранении за военнослужащими права выбора (получать либо не получать паек в натуре) - не означает отказ государства от взятых на себя обязательств по реализации этой формы продовольственного обеспечения, а потому сами по себе оспариваемые в жалобе законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.

4. В соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.

Поскольку оспариваемыми законоположениями конституционные права гражданина В.Л. Петрова нарушены не были, его жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова Виктора Леонидовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов


В кассационной жалобе в КС РФ заявитель оспаривает конституционность положений ч.1 ст. 128 ФЗ от 24 декабря 2002 г. "О федеральном бюджете на 2003 год" и подп. 34 п. 1 приложения 20 к данному ФЗ, которыми на 2003 г. приостановлено действие абз. 4 п. 1 ст. 14 ФЗ "О статусе военнослужащих" в части выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере его стоимости.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы, противоречат Конституции РФ, ее статьям 37 (часть 3) и 55 (части 2 и 3), поскольку означают отказ государства от выполнения на определенный период принятых на себя публично-правовых обязательств перед военнослужащими и в отсутствие какого-либо компенсаторного механизма такого приостановления умаляют права граждан, в частности право на продовольственное обеспечение, предусмотренное п.1 ст. 14 ФЗ "О статусе военнослужащих".

КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению.

В Постановлении от 23 апреля 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним КС РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. При этом, поскольку федеральный бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, федеральный законодатель вправе приостановить действие финансовоемких норм, обеспечивающих реализацию прав и свобод граждан, предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Приостановление ч. 1 ст. 128 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и подп. 34 п. 1 приложения 20 к нему действия абз.4 п.1 ст. 14 ФЗ "О статусе военнослужащих", установление частью первой ст. 97 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" размера денежной компенсации в твердой сумме - при отсутствии законодательного регулирования порядка формирования и стоимости пайка, а также при сохранении за военнослужащими права выбора (получать либо не получать паек в натуре) - не означает отказ государства от взятых на себя обязательств по реализации этой формы продовольственного обеспечения, а потому сами по себе оспариваемые в жалобе законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.


Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. N 352-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова Виктора Леонидовича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону"



Текст Определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.