Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2006 г. N 25-Г06-3 Оспариваемая статья Закона субъекта РФ противоречит федеральному законодательству, поскольку относит порядок регулирования предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по договору социального найма из государственного жилищного фонда субъекта РФ к компетенции Правительства субъекта РФ, тогда как этот порядок должен определяться либо федеральным законом, либо областным законом

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 12 июля 2006 г. N 25-Г06-3


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Астраханской области о признании недействующей статьи 2 закона Астраханской области от 30 декабря 2005 года N 92/2005-03 "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области" по кассационным жалобам Губернатора Астраханской области, Председателя Государственной Думы Астраханской области на решение Астраханского областного суда от 24 апреля 2006 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., объяснения представителей Администрации Губернатора Астраханской области Г.В.В., К.А.А., представителя Государственной Думы Астраханской области Ч.Е.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Астраханской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей ст. 2 Закона Астраханской области N 92/2005-03 "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области", ссылаясь на то, что оспариваемой нормой предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, из государственного жилищного фонда Астраханской области по договору социального найма в порядке, установленном Правительством Астраханской области.

Однако согласно п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок предоставления жилых помещений устанавливается федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Решением Астраханского областного суда от 24 апреля 2006 года постановлено: заявление прокурора Астраханской области о признании недействующей статьи 2 закона Астраханской области от 30 декабря 2005 года N 92/2005-03 "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области" удовлетворить.

Признать статью 2 закона Астраханской области от 30 декабря 2005 года N 92/2005-03 "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся, в улучшении жилищных условий по договору социального найма из государственного венного жилищного фонда Астраханской области" недействующей с момента принятия.

В кассационных жалобах Губернатора Астраханской области, Председателя Государственной Думы Астраханской области ставится вопрос об отмене решения ввиду неправильного применения норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

В соответствии с п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 2 закона Астраханской области N 92/2005-03 "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору, социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области" установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, из государственного жилищного фонда Астраханской области по договору социального найма в порядке, установленном Правительством Астраханской области.

При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что статья 2 закона Астраханской области от 30 декабря 2005 года N 92/2005-03 "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области" противоречит федеральному законодательству, поскольку относит порядок регулирования предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области к компетенции Правительства Астраханской области, тогда как этот порядок должен определяться либо федеральным законом, либо законом субъекта Российской Федерации.

Доводы кассационных жалоб, в частности, ссылки на Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, a также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" нельзя признать состоятельными.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ внесены изменения в ряд федеральных законов, которые не регулируют правоотношения, связанные с порядком предоставления жилых помещений и реализацией жилищных прав граждан.

Нормы статьи 49 Жилищного Кодекса РФ являются специальными, действующими непосредственно, и прямо предусматривают компетенцию органа государственной власти субъекта РФ и форму нормативного правового акта, которым устанавливается порядок предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.

Доводы кассационных жалоб, касающиеся иного толкования жилищного законодательства, по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационных жалобах, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Астраханского областного суда от 24 апреля 2006 года оставить без изменения, кассационные жалобы Губернатора Астраханской области, Председателя Государственной Думы Астраханской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2006 г. N 25-Г06-3


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение