Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 октября 2006 г. N КАС06-344 Отказывая в признании недействующим отдельного положения нормативного правового акта, суд установил, что данная норма не ограничивает граждан, уволенных с военной службы, в праве выбора места жительства при увольнении, а также в праве на изменение этого места непосредственно после увольнения с военной службы и не лишает права на обеспечение жилым помещением на льготных условиях

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 26 октября 2006 г. N КАС06-344


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании 26 октября 2006 года гражданское дело по заявлению Т.Е.А. о признании не действующим с момента издания подпункта "в" пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054,

по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2006 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.В., выступление заявителя Т.Е.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Правительства Российской Федерации Ч.М.Р. и Ч.С.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б.В.И., полагавшего решение законным и обоснованным, Кассационная коллегия установила:

Т.Е.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с названным заявлением, считая, что установленное этой нормой основание снятия с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета ограничивает его право на выбор места жительства до получения жилья в избранном постоянном месте жительства.

В обоснование требования он указал, что 27 января 1994 года был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства - городе Рязани. В 1996 году он убыл в город Королев Московской области, где в августе того же года получил жилое помещение, в связи с чем 27 октября 2005 года решением комиссии города Рязани по жилищным вопросам, со ссылкой на подпункт "в" пункта 26 Правил, он снят с указанного учета.

В заявлении Т.Е.А. пришел к выводу, что данный пункт Правил нарушает права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на избрание и смену места жительства, а также право на постановку и снятие с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2006 года в удовлетворении заявления Т.Е.А. отказано.

В кассационной жалобе, выражая несогласие с решением, заявитель просит его отменить и признать оспоренную норму Правил недействующей с момента издания.

При этом он указывает, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что подпункт "в" пункта 26 Правил не ограничивает граждан, уволенных с военной службы, в праве выбора места жительства при увольнении с военной службы и изменения своего решения после увольнения с таковой.

Заявитель полагает, что оспариваемый им подпункт Правил противоречит статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Анализ положений пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и части 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации позволил суду прийти к обоснованному выводу о том, что Правительство Российской Федерации обладает полномочиями по установлению порядка предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и в том числе гражданам, уволенным с военной службы.

Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 1998 года N 1054 утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Правилами установлен порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства указанной категории лиц, предоставления им жилья, а также определены случаи, при которых эти лица снимаются с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

Так, согласно подпункту "в" пункта 26 Правил снятие с воинского учета в данном населенном пункте и выезд на другое постоянное место жительства является основанием и для снятия военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

При этом данная норма, вопреки утверждению Т.Е.А., никоим образом не ограничивает граждан, уволенных с военной службы, в праве выбора места жительства при увольнении, а также изменения этого места непосредственно после увольнения с военной службы. Это утверждение заявителя опровергается положениями пункта 22 Правил, который предусматривает, что в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

Что же касается обязанности в постановке на воинский учет, то, как правильно указано в решении, она предусмотрена статьями 8 и 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и обусловлена как увольнением с военной службы, так и сменой места жительства при увольнении либо после увольнения.

Содержание заявления, адресованного в суд первой инстанции, опровергает мнение заявителя в кассационной жалобе о том, что им не противопоставлялись такие понятия, как "постоянное место жительства" и "место жительства".

Беспредметна и ссылка Т.Е.А. на то, что законность подпункта "в" пункта 26 Правил проверялась судом лишь на его соответствие статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Из решения следует, что суд пришел к выводу о том, что оспариваемая норма не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Т.Е.А. - без удовлетворения.



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 октября 2006 г. N КАС06-344


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.