Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2006 г. N 67-Г06-18 Удовлетворяя заявление прокурора о признании недействующей нормы закона субъекта РФ, определяющей порядок вступления в силу данного закона, суд указал на то, что правило о вступлении законов в силу через десять дней после их официального опубликования применимо к данному закону субъекта РФ, принятому по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2006 г. N 67-Г06-18


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 25 октября 2006 года дело по кассационной жалобе губернатора Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 18 августа 2006 года, которым удовлетворено заявление прокурора Новосибирской области о признании недействующей части 1 статьи 19 Закона Новосибирской области от 11 декабря 2005 года N 345-03 "О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г., полагавшей, что решение суда должно быть оставлено без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

11 декабря 2005 года Новосибирским областным Советом депутатов принят Закон Новосибирской области N 345-03 "О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области", в соответствии с частью 1 статьи 19 которого закон, за исключением части 6 статьи 5 вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Прокурор Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании данной нормы противоречащей федеральному закону и недействующей.

В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что Закон Новосибирской области "О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области" принят по вопросу защиты прав и свобод человека и гражданина, и в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должен вступать в силу не ранее чем через десять дней после его официального опубликования.

Решением суда от 18 августа 2006 года заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе губернатор Новосибирской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Защита прав и свобод человека и гражданина как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установлен пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд правильно указал на то, что предусмотренное пунктом 5 статьи 8 названного выше Федерального закона правило о вступлении законов в силу через десять дней после их официального опубликования применимо к тем законам субъектов Российской Федерации, которые приняты непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, закрепленных в пункте "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

Подобная позиция согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 10 марта 2005 года N 71-0 по запросу Самарского областного суда о проверке конституционности пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В пункте 3 данного Определения Конституционный Суд Российской Федерации указал, что поскольку защита прав и свобод человека и гражданина - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), установление сроков вступления в силу законов субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к этой сфере правового регулирования, является прерогативой законодательного органа субъекта Российской Федерации, если иное не установлено общим или специальным федеральным законом.

Предусмотренное пунктом 5 статьи 8 общего Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" правило вступления законов в силу не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов. Установление же факта наличия (или отсутствия) в законе субъекта Российской Федерации положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию судов.

Установив в судебном заседании, что ряд норм Закона Новосибирской области "О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области" регулируют вопросы именно защиты прав и свобод несовершеннолетних, суд сделал правильный вывод о противоречии оспоренных прокурором положений федеральному закону.

Данный вывод обоснованно сделан судом из анализа статьи 3 Закона области, основной задачей деятельности комиссий определяющей защиту и восстановление прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности, содействие несовершеннолетним в реализации их прав;

статьи 8, 10 и 11, предусматривающих принятие комиссией мер воздействия в отношении несовершеннолетних и их родителей, а также руководителей учреждений, в которых находятся дети, и должностных лиц исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

статьи 12 о мерах устройства несовершеннолетних;

статей 15 и 16, устанавливающих основания и сроки рассмотрения материалов, а также акты, принимаемые комиссией, включая постановления о назначении административного наказания, применении мер воздействия, обнаружении признаков преступления и передаче материалов прокурору, органы предварительного следствия, дознания и т.д.

Доводы кассационной жалобы губернатора Новосибирской области о том, что указанные нормы областного закона вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина не регулируют основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.

Ссылка в жалобе на то, что и в случае принятия закона по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина субъект Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать порядок его вступления в силу, является правильным, однако о незаконности принятого судом решения не свидетельствует.

Определяя в части 1 статьи 19 Закона Новосибирской области срок его вступления в силу, законодатель реализовал данное право. Суд же в пределах своей компетенции установил факт наличия в законе положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, на что указал и Конституционный Суд Российской Федерации в названном выше Определении. Срок же вступления законов, содержащих такие положения, установлен пунктом 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также частью 2 пункта 6 статьи 40 Устава Новосибирской области.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

решение Новосибирского областного суда от 18 августа 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу губернатора Новосибирской области - без удовлетворения.


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ поддержала вывод нижестоящей инстанции, которая удовлетворила требование прокурора о признании противоречащей федеральному законодательству нормы регионального закона, затрагивающего права человека, устанавливающей, что этот закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Поясняется, что, удовлетворяя заявление прокурора, суд правильно указал на то, что предусмотренное п. 5 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" правило о вступлении законов в силу через десять дней после их официального опубликования применимо к тем законам субъектов РФ, которые приняты непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, закрепленных в пункте "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, а именно, защиты прав и свобод человека и гражданина. Подобная позиция согласуется и с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 10 марта 2005 года N 71-0. Как указал Конституционный Суд РФ, поскольку защита прав и свобод человека и гражданина - предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ, установление сроков вступления в силу законов субъекта РФ по вопросам, относящимся к этой сфере правового регулирования, является прерогативой законодательного органа субъекта РФ, если иное не установлено общим или специальным федеральным законом. Поэтому ссылка в жалобе на то, что и в случае принятия закона по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина субъект РФ вправе самостоятельно регулировать порядок его вступления в силу, является правильным, однако, о незаконности принятого судом решения не свидетельствует. Определяя в оспариваемом положении Закона срок вступления его в силу, региональный законодатель реализовал это право. Суд же в пределах своей компетенции установил факт наличия в законе положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. А срок вступления законов, содержащих такие положения, установлен п. 5 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), который и не был соблюден.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2006 г. N 67-Г06-18


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.