Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 декабря 2006 г. N КАС06-450 Суд признал норму приказа, устанавливающую стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи правомерной, поскольку оспариваемое положение приказа принято в пределах полномочий предоставленных Министерству здравоохранения и социального развития РФ и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 12 декабря 2006 г. N КАС06-450


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 декабря 2006 года гражданское дело по заявлению С. и У. о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 октября 2005 года N 654 "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2006 году по кассационной жалобе С. и У. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 05 октября 2006 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации. М.Г.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации В., возражавшей, против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации во исполнение пункта 11 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 31 октября 2005 года, издан приказ N 654 "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2006 году".

25 ноября 2005 года названный нормативно-правовой акт был зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации за регистрационным номером 7207 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 49 5 декабря 2005 года, в "Российской газете" N 275 7 декабря 2005 года.

Абзацем 2 пункта 1 данного приказа установлена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 1 января 2006 года для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (за исключением граждан, указанных в абзаце третьем настоящего пункта), а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III степени, детей инвалидов, в размере, не превышающем 575 рублей.

Заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с требованием о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 указанного приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 октября 2005 года N 654, указав, что стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в сумме не превышающей 575 рублей установлена произвольно. При этом Министерство превысило свои полномочия. Оспариваемое положение, по мнению заявителей, противоречит пункту 11 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства N 864 от 29 декабря 2004 года, создает угрозу нарушения их прав на полноценное санаторно-курортное лечение.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просят в кассационной жалобе С. и У., считая его незаконным. Полагают, что суд неправильно применил нормы материального права, оставил без внимания, что стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях определена в одинаковом размере 575 рублей независимо от времени года и в отношении всех субъектов Российской Федерации. Не учтено, что в каждом субъекте Российской Федерации свой сложившийся уровень цен на продукты питания и услуги.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу, о том, что оспариваемое заявителями положение абзаца 2 пункта 1 приказа принято Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и не противоречит федеральному законодательству.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с последующими изменениями и дополнениями) в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.

Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 6.5).

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены постановлением от 29 декабря 2004 года N 864 Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которыми определен порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

В силу п. 11 данных Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное - лечение и проезд на междугородном транспорте по месту лечения и обратного направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения. Объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания граждан в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении, определяемая с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, размер денежных средств, выделяемых на финансирование указанной меры социальной поддержки, определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Судом установлено, что приказ N 654 от 31 октября 2005 года был согласован с Министерством финансов Российской Федерации. Финансово-экономическое обоснование стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан на 2006 год составлено с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, изменения расходов на питание за счет введения в среднесуточный набор продуктов свежих овощей, фруктов, морепродуктов, проиндексировано на индекс-дефлятора.

Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении является исходной ценой для определения средней стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, необходимой Фонду социального страхования Российской Федерации для проведения конкурсного отбора санаторно-курортных учреждений, в которых гражданам предоставляется лечение.

Учитывая изложенное, суд, разрешая данное дело, обоснованно исходил из того, что оспариваемое положение приказа принято в пределах полномочий предоставленных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Неосновательны доводы кассационной жалобы о том, что суд при разрешении дела не проверил все обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела, допустил нарушения процессуального права. При разрешении данного дела у суда не было оснований для назначения по делу экспертизы для решения вопроса о достаточности мер социальной поддержки. Судом установлено, что сумма, установленная в абзаце 2 пункта 1 оспариваемого приказа, отвечает критериям установленным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что при определении стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях необходимо было учитывать время года, сложившийся уровень цен на продукты питания и цены в каждом субъекте Российской Федерации, не основаны на законе.

Принятое решение Верховного Суда Российской Федерации не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 56-O "По жалобе гражданина Ляпунова Олега Иннокентьевича на нарушение конституционных его конституционных прав отдельными положениями статей 6, 44, 63 и 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ", так как в этом определении не рассматривался вопрос, связанный с предоставлением такого вида социальной услуги как предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 октября 2006 года оставить без изменения, кассационную жалобу С. и У. - без удовлетворения.



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 декабря 2006 г. N КАС06-450


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.