Решение Верховного Суда РФ от 25 октября 2006 г. N ГКПИ06-1232 Суд отказал в признании недействующим в части приказа Минздравсоцразвития России, поскольку организация предоставления путевок возложена на фонд социального страхования, который осуществляет оплату стоимости путевок в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории России

Решение Верховного Суда РФ от 25 октября 2006 г. N ГКПИ06-1232

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 января 2007 г. N КАС06-494 настоящее решение оставлено без изменения


Именем Российской Федерации


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.Л.И. о признании недействующим пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в части слов: "расположенные на территории Российской Федерации", установил:

гражданка А.Л.И. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в части слов: "расположенные на территории Российской Федерации".

Как указывает заявительница, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству и ограничивают права инвалидов на получение путевки санаторно-курортное учреждение, расположенное на территории другого государства.

Заявительница А.Л.И. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие

Представители заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Ф. и Минюста России А.Л.Р. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права граждан на получение набора социальных услуг.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Ф., Минюста России А.Л.Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 ГПК РФ).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 г., регистрационный номер 6303 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 7, 14.02.2005, "Российской газете" N 31, 16.02.2005.

Настоящий Порядок регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. установлен новый порядок предоставления санаторно-курортного лечения в отношении льготных категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к федеральным полномочиям.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

По объяснениям представителя Минздравсоцразвития России Р. организация предоставления путевок возложена на Фонд социального страхования, который осуществляет оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" Фонд осуществляет оплату стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации.

Таким образом, содержащееся в пункте 3.1 Порядка указание, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, соответствует действующему законодательству.

Доводы заявителя о том, что положения пункта 3.1 Порядка противоречат Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан, являются несостоятельными.

Настоящий Договор в статье 8 устанавливает, что гражданам России и Беларуси обеспечиваются равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях Договаривающихся Сторон.

Однако международный договор не устанавливает порядок предоставления гражданам социальных услуг, поскольку данный вопрос регулируется нормами внутреннего законодательства Договаривающихся Сторон.

Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации и не регулирует отношения по предоставлению гражданам социальных услуг.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают социальные права граждан, заявление А.Л.И. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федераций решил:

заявление А.Л.И. о признании недействующим пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в части слов: "расположенные на территории Российской Федерации", - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.



Решение Верховного Суда РФ от 25 октября 2006 г. N ГКПИ06-1232


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 января 2007 г. N КАС06-494 настоящее решение оставлено без изменения


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.