Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 79-Г06-19 Суд отменил решение территориальной избирательной комиссии субъекта РФ о признании недействительными итогов повторных дополнительных выборов, поскольку выборы были проведены в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального или процессуального права не имеется

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 20 декабря 2006 г. N 79-Г06-19


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 20 декабря 2006 г. гражданское дело по кассационной жалобе Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа на решение Суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 17 октября 2006 г., которым удовлетворено заявление Х.П.В. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 18 марта 2006 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.А.В., объяснения представителя Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Б., председателя территориальной избирательной комиссии И., представителя Х.П.В. - С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:

Х.П.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 18 марта 2006 г. о признании недействительными итогов голосования на повторных дополнительных выборах депутата Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по избирательным участкам NN 167, 184, 197, обязании территориальную избирательную комиссию Эхирит-Булагатского района внести изменения в протокол об итогах голосования и сводную таблицу о результатах повторных дополнительных выборах# депутата Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по одномандатному избирательному округу N 9 с учетом данных протоколов участковых избирательных комиссий NN 167, 184, 197.

В обоснование заявленных требований указал, что он являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. 12 марта 2006 г. состоялись дополнительные выборы депутата Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по Эхирит-Булагатскому одномандатному избирательному округу N 9. Из протоколов вышеуказанных участковых избирательных комиссий видно, что в его поддержку отдано 430 голосов избирателей, или 92,27% от числа проголосовавших. Решением территориальной избирательной комиссии Эхирит-Булагатского района от 18 марта 2006 г. N 45/1 итоги голосования на повторных выборах депутата Думы округа по одномандатному избирательному округу были признаны недействительными, что, по мнению заявителя, незаконно по следующим основаниям: в соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вышестоящая избирательная комиссия вправе признать выборы на избирательном участке недействительными в случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. У избирательной комиссии отсутствовали какие-либо фактические основания для принятия оспариваемого решения. Как видно из решения от 18 марта 2006 г. территориальная избирательная комиссия не установила какие-либо нарушения, позволяющие усомниться в волеизъявлении избирателей, проголосовавших на избирательных участках NN 167, 184, 197 за Х.П.В.

В результате принятия незаконного решения данные протоколов участковых избирательных комиссий NN 167, 184, 197 исключены из сводной таблицы об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 9, в связи с чем процент явки избирателей по другим избирательным участкам составил 23,75%.

Таким образом, по мнению заявителя, нарушено его пассивное избирательное право - право быть избранным депутатом Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

В предварительном судебном заседании от 26 сентября 2006 г. Х.П.В. подано заявление с аналогичными требованиями, в котором расширен круг заинтересованных лиц. Заинтересованными лицами также указаны избирательная комиссия Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Дума Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

В обоснование заявленных требований заявителем приведены те же доводы, что и в первоначальном заявлении. Однако, дополнительно им указано, что в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 9 июня 2003 г. N 113-ОЗ "О выборах депутатов Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" по решению избирательной комиссии округа полномочия окружной избирательной комиссии могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию. Постановлением избирательной комиссии Усть-Ордынского Бурятского автономного округа N 68/1 от 21 июня 2005 г. на территориальную избирательную комиссию Эхирит-Булагатского района были возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам в депутаты Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Процедура определения результатов выборов определена п. 1 ст. 70 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также п. 1 ст. 77 Закона Усть-Ордынского Бурятского автономного округа "О выборах депутатов Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" от 9 июня 2003 г. N 113-ОЗ. Комиссия определяет результаты выборов на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, поступивших из нижестоящих комиссий путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных.

Территориальная избирательная комиссия Эхирит-Булагатского района в нарушение установленного законом порядка 15 марта 2006 г. приняла решение N 44/3 о проведении графологической экспертизы в связи с тем, что при визуальной проверке списков избирателей на избирательных участках NN 167, 184, 197 обнаружилось, что в нарушение п. 6 ст. 73 вышеуказанного Закона округа N 113-ОЗ многие подписи избирателей при получении избирательных бюллетеней были внесены в соответствующей графе списка избирателей не собственноручно, а 18 марта 2006 г. на основании заключения специалиста N 408-01 ГУ Иркутской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции РФ итоги голосования в избирательном округе N 9 были признаны недействительными. Данные протоколов участковых избирательных комиссий NN 167, 184, 197 были исключены из сводной таблицы об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 9.

В судебном заседании заявитель Х.П.В. и его представитель по доверенности С. поддержали требования по тем же доводам и основаниям, изложенным в заявлениях.

Решением суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 17 октября 2006 г. заявление Х.П.В. удовлетворено.

В кассационной жалобе Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Постановлением избирательной комиссии Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 21.06.2005 г. N 68/1 в соответствии с пунктом 2 статьи 10, пунктом 10 статьи 23, пунктом 8 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 2, 5 статьи 87 Закона округа "О выборах депутатов Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа четвертого созыва по Баяндаевскому одномандатному избирательному округу N 4, Баяндаевский район и по Эхирит-Булагатскому одномандатному избирательному округу N 9, Эхирит-Булагатский район", в связи с досрочным сложением полномочий депутатов Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа М. и Н. назначены на воскресенье 11 сентября 2005 г. дополнительные выборы депутатов Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы округа четвертого созыва по Баяндаевскому одномандатному избирательному округу N 4, Баяндаевский район и по Эхирит-Булагатскому одномандатному избирательному округу N 9, Эхирит-Булагатский район на территориальные избирательные комиссии Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов.

Поручено территориальным избирательным комиссиям Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов обеспечить организацию и проведение дополнительных выборов депутатов Думы автономного округа четвертого созыва по одномандатным избирательным округам NN 4 и 9 в соответствии с федеральным и окружным законодательством.

Как видно из материалов дела и установлено судом, территориальная избирательная комиссия (ТИК Эхирит-Булагатского района) является постоянно действующим органом, сформирована в октябре 2002 г. на срок полномочий 4 года.

Затем постановлением избиркома округа от 12.07.2005 г. N 70/1 дата голосования с 11 сентября 2005 г. перенесена на 9 октября 2005 г. Постановление N 70/1 от 12.07.2005 г. избиркома округа опубликовано в газете "Панорама округа" от 15.07.2005 г.

В связи с тем, что прошедшие 9 октября 2005 г. дополнительные выборы депутатов Думы округа четвертого созыва по Эхирит-Булагатскому одномандатному избирательному округу N 9, признаны несостоявшимися (остался один зарегистрированный кандидат Х.П.В.), избирательная комиссия округа на основании ст. 71 п. 5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" постановлением N 81/3 от 12 января 2006 г. продлила полномочия территориальной избирательной комиссии Эхирит-Булагатского района по организации и проведению дополнительных выборов депутатов Думы округа.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Эхирит-Булагатского района N 34/1 от 21 декабря 2005 г. в соответствии с п. 3 ст. 10, п. 33 ст. 38, ст. 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" назначено голосование по дополнительным выборам депутата Думы округа по Эхирит-Булагатскому одномандатному избирательному округу N 9 на 12 марта 2006 г. Указанное постановление территориальной избирательной комиссии опубликовано для всеобщего сведения в газете "Эхирит-Булагатский вестник".

Таким образом, доводы представителя заинтересованного лица - Думы округа о незаконности назначения и проведения дополнительных выборов депутатов Думы округа 12 марта 2006 г. суд правильно признал несостоятельными, поскольку выборы проведены в соответствии с правовыми нормами действующего законодательства вместо досрочно сложивших полномочий депутатов Думы округа М. и Н.

Кроме того, суд обоснованно указал, что постановление избиркома округа от 21.06.2005 г. N 68/1 о назначении дополнительных выборов депутатов Думы округа по Эхирит-Булагатскому одномандатному избирательному округу с возложением полномочий окружной избирательной комиссии по проведению выборов на территориальную избирательную комиссию по Эхирит-Булагатскому району, постановления избиркома округа от 12.07.2005 г. N 70/1 о переносе даты голосования и N 81/3 от 12.01.2006 г. о продлении полномочий территориальной избирательной комиссии Эхирит-Булагатского района по проведению дополнительных выборов депутатов Думы округа, постановление территориальной избирательной комиссии Эхирит-Булагатского района N 34/1 от 21.12.2005 г. о назначении даты выборов (дополнительных) депутатов Думы округа 12 марта 2006 г., распоряжение 1-го заместителя главы администрации округа N 166-рз от 31.03.2006 г. о выделении окружному избиркому 350 тыс. рублей на проведение дополнительных выборов депутата Думы округа не оспорены Думой округа в установленном законом порядке, все они вступили в законную силу и исполнены.

Территориальная избирательная комиссия Эхирит-Булагатского района, наделенная полномочиями по проведению дополнительных выборов депутата Думы округа, в соответствии с требованиями ст. 77 п. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" как вышестоящая избирательная комиссия по отношению к участковым избирательным комиссиям, вправе принять решение о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными, если при проведении итогов голосования или установления итогов голосования допущенные нарушения федерального закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

В соответствии с п. 1 ст. 90 Закона Усть-Ордынского Бурятского автономного округа "О выборах депутатов Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" при установлении нарушения Закона округа "О выборах депутатов Думы округа", Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования.

Из решения N 45/1 от 18 марта 2006 г. следует, что территориальная избирательная комиссия Эхирит-Булагатского района на основании ст. 90 п. 1 окружного закона "О выборах депутатов Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" признала итоги голосования на повторных дополнительных выборах депутата Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по Эхирит-Булагатскому одномандатному избирательному округу N 9 на избирательных участках NN 167, 184, 197 недействительными, так как при проведении голосования на избирательных участках NN 167, 184, 197 допущены нарушения ст. 73 п. 6 Закона округа N 113-ОЗ "О выборах депутата Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", согласно которой при получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявленного им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении каждого из избирательных бюллетеней. Член участковой комиссии, выдавший избирателю бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей.

Дав оценку показаниям председателей участковых избирательных комиссий, объяснениям заинтересованных лиц, показаниям свидетелей - избирателей, подтвердивших подлинность их подписей, заключению специалиста К., материалам проверки, проведенной прокуратурой Эхирит-Булагатского района, другим доказательствам, суд установил, что вывод территориальной избирательной комиссии Эхирит-Булагатского района о том, что подписи ряда избирателей в списки избирателей внесены не собственноручно, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Указанный вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Кроме того, суд обоснованно исходил из того, что разница в голосах избирателей между кандидатами Х.П.В. и Т. является значительной и несоответствие отдельных подписей избирателей на избирательных участках N 167, 184, 197, проголосовавших в поддержку Х.П.В., при их исключении, не может свидетельствовать о невозможности с достоверностью определить результаты волеизъявления остальных избирателей.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к иной оценке доказательств, которым судом первой инстанции дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Довод кассационной жалобы о том, что дата проведения выборов ТИК Эхирит-Булагатского района определена неверно, основан на неправильном применении закона.

Ссылка на то, что представитель территориальной избирательной комиссии не был надлежащим образом извещен судом о дате рассмотрения заявления Х.В.П., в связи с чем он не мог присутствовать в судебном заседании 17 октября 2006 г., опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами о надлежащем извещении ТИК.

Не допущено судом и других нарушений норм материального и процессуального права, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе и которые бы могли привести или привели к неправильному рассмотрению дела.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 17 октября 2006 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 56-Г06-50


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.