Решение Верховного Суда РФ от 6 сентября 2001 г. N ГКПИ2001-1280 Суд отказал в признании недействительным в части постановления СовМина РСФСР, поскольку положения оспариваемого нормативного акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции органа государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы гражданина

Решение Верховного Суда РФ от 6 сентября 2001 г. N ГКПИ2001-1280


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Ж. о признании недействительными: п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", указаний на дополнение положений "Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" местными органами власти с учетом местных условий и компенсации морального вреда, установил:

Ж. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании недействительными: п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", указаний на дополнение положений "Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" местными органами власти с учетом местных условий и компенсации морального вреда.

Как пояснил в судебном заседании заявитель Ж., Совет Министров РСФСР превысил свои полномочия, поручив Советам Министров автономных республик, исполнительным Комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов разработать и утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде. Соглашения по передачи полномочий в области жилищного законодательства между федеральными органами исполнительной власти и, в частности, Правительством Московской области не было.

Положения оспариваемого нормативного акта не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права, т.к. ему было необоснованно отказано в принятии на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ О. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил в суде, что оспариваемый нормативный акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения заявителя Ж., представителя заинтересованного лица Правительства РФ О., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В связи с введением в действие жилищного кодекса РСФСР Совет Министров РСФСР принял постановление N 335 от 31 июля 1984 г. "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 г. N 34, от 23.07.93 г. N 726, от 28.02.96 г. N 199).

Данным постановлением утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, а пунктом 2 постановления поручено Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов:

а) на основании Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных настоящим Постановлением, с учетом местных условий разработать и по согласованию с советами профессиональных союзов утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде;

б) определить порядок выделения жилой площади для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и пользующихся правом внеочередного и первоочередного получения жилых помещений.

Доводы заявителя о том, что при издании оспариваемого нормативного акта Совет Министров РСФСР превысил свои полномочия, ибо не наделен правом определять или перераспределять компетенцию и полномочия органов власти, являются несостоятельными.

Жилищный кодекс РСФСР в статье 49 устанавливает, что Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Совет Министров РСФСР постановлением от 31 июля 1984 г. N 335 установил такой порядок.

Конституция Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит жилищное законодательство (п. "к" ст. 72 Конституции РФ).

Жилищные отношения в Российской Федерации регулируются Жилищным кодексом РСФСР, Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и иными актами жилищного законодательства, которые определяют компетенцию как органов государственной власти и управления Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации в этой сфере.

При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными ссылки Ж. на положения Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".

Подпунктом "б" п. 2 постановления Совета Министров РСФСР поручено Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского Советов народных депутатов определить порядок выделения жилой площади для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и пользующихся правом внеочередного и первоочередного получения жилых помещений.

Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в статье 13 предусматривает, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

С учетом изложенного доводы заявителя о незаконности п.п. "б" п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 являются ошибочными.

Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, предусматривают, что в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений с учетом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях и на условиях поднайма либо найма жилых помещений в случаях, указанных в подпунктах "д" и "е" п. 7, а также могут быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Положения данного пункта соответствуют ст.ст. 30, 49 ЖК РСФСР и ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики".

Так, согласно ст. 30 ЖК РСФСР порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

В абзаце 2 п.п. "а" п. 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР речь идет о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий инвалидов Великой Отечественной войны, а также других категорий граждан, для которых могут быть предусмотрены основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, установленного в регионе.

Положения данной нормы не нарушают прав заявителя и не противоречат закону.

Абзац 2 п. "8" Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР предоставляет льготу для рабочих и служащих длительное время добросовестно работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, проживающих в близлежащем населенном пункте при постановке на учет.

Права Ж. данным положением не нарушаются.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции органа государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы гражданина, заявленные Ж. требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

жалобу Ж. о признании недействительными: п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", указаний на дополнение положений "Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" местными органами власти с учетом местных условий и компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.



Решение Верховного Суда РФ от 6 сентября 2001 г. N ГКПИ2001-1280


Текст решения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение