Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2002 г. N 11-В02-38 Судебные акты подлежат отмене, поскольку издание нового перечня заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, не может повлечь пересмотра причины инвалидности, установленной заявителю по ранее действовавшему перечню, так как новому нормативному акту не была придана обратная сила

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2002 г. N 11-В02-38


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 15 ноября 2002 г. протест Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации на решение Набережно-Челнинского городского суда от 20 ноября 2000 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 января 2001 г. и постановление президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 17 октября 2001 г. по делу по жалобе Т. на действия органов социального обеспечения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., заключение прокурора З., полагавшей протест удовлетворить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Т. обратился в суд с жалобой на действия Министерства социального обеспечения Республики Татарстан и Министерства труда и социального развития Российской Федерации, выразившиеся в отказе в выдаче специального удостоверения инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы.

В обоснование жалобы заявитель указал, что в 1986 г. участвовал в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, 21.01.1999 г. Набережночелнинским межрайонным бюро медико-социальной экспертизы признан инвалидом второй группы и установлена причинная связь между инвалидностью и работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, согласно акту освидетельствования степень утраты им трудоспособности составляет 80%, дата очередного переосвидетельствования определена 10.12.2003 г. Эти обстоятельства подтверждены справкой N 792821 от 12.01.1999 г. указанного выше учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы. На обращение заявителя в 1999 г. о выдаче специального удостоверения инвалида на основании ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" последовал отказ органов социальной защиты населения в его выдаче по мотиву отсутствия бланков удостоверений. Впоследствии отказ в выдаче удостоверения был мотивирован ссылкой на приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ от 26.05.1999 г. за N 198/85, согласно которому установление причинной связи заболевания с последствиями Чернобыльской катастрофы должно осуществляться межведомственным экспертным советом. Заявитель полагал, что поскольку в установленном порядке был признан инвалидом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, он не должен вновь проходить обследование в межведомственном экспертном совете на предмет установления причинной связи между инвалидностью и работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Решением Набережночелнинского городского суда от 20.11.2000 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25.01.2001 г., в удовлетворении жалобы Т. отказано.

Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 17.10.2001 г. оставлен без удовлетворения протест председателя Верховного Суда Республики Татарстан, внесенный на предмет отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

В протесте Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесенном в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и вынесении по делу нового решения об удовлетворении жалобы Т.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит протест обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении жалобы, судебные инстанции исходили из того, что отказ в выдаче Т. специального удостоверения инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы является правомерным. На момент освидетельствования заявителя (12.01.1999 г.) отсутствовал утвержденный в установленном порядке Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, поскольку приказы Министерства здравоохранения РФ от 06.08.1996 г. N 311 и от 19.08.1997 г. N 248 об утверждении такого Перечня заболеваний были признаны незаконными (недействующими) решением Верховного Суда РФ от 04.12.1997 г. Заболевания, имеющиеся у заявителя, не входят во вновь утвержденный совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26.05.1999 г. за N 198/85 Перечень заболеваний, поэтому установление причинной связи заболевания заявителя с последствиями Чернобыльской катастрофы должно осуществляться межведомственным экспертным советом, пройти обследование, в котором Т. имеет - возможность; обстоятельств, препятствующих этому, не имеется. При таких данных суд признал, что права и свободы заявителя нарушены не были.

С таким выводом согласиться нельзя.

Согласно ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" при установлении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ, ранее ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 данного Закона, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.08.1996 г. N 311 и от 19.08.1997 г. N 248 об утверждении Перечня заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, были признаны утратившими силу приказы от 16.10.1992 г. N 279 и от 23.03.1993 г. N 45, которыми ранее утвержден Перечень таких заболеваний. Решением Верховного Суда РФ от 04.12.1997 г. приказы Министерства здравоохранения РФ от 06.08.1996 г. N 311 и от 19.08.1997 г. N 248 признаны незаконными (недействующими). Таким образом, была восстановлена юридическая сила приказов Министерства здравоохранения РФ от 16.10.1992 г. N 279 и от 23.03.1993 г. N 45, содержавших Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Эти приказы признаны утратившими силу только 06.02.2001 г. приказом Министра здравоохранения РФ N 28, тогда как новый Перечень заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, был утвержден совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ N 198/85 от 26.05.1999 г., зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 31.08.1999 г.

При таких обстоятельствах нельзя признать правильным суждение судебных инстанций о том, что в период с 04.12.1997 г. по 31.08.1999 г. отсутствовал утвержденный Перечень заболеваний, указанный в ст. 24 приведенного выше Закона.

Кроме того, утверждение совместным приказом Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 198/85 от 26.05,1999 г. нового Перечня заболеваний не может повлечь пересмотра причины инвалидности, установленного заявителю 12.01.1999 г., поскольку новому нормативному акту не была придана обратная сила.

Как усматривается из материалов дела (л.д. 53), имеющиеся у заявителя заболевания, в частности, дисциркуляторная энцефалопатия, входили в число заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ N 45 от 23.03.1993 г. В установленном порядке заявитель 12.01.1999 г. был признан инвалидом второй группы и установлена причинная связь инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На основании выданной заявителю справки производились соответствующие выплаты по возмещению вреда здоровью; впоследствии выплаты были прекращены в связи с отсутствием у заявителя специального удостоверения инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы. Согласно выданной заявителю справки дата очередного переосвидетельствования определена 10.12.2003 г.

Между тем, из материалов дела видно, что 16.10.2000 г. Т. вновь был освидетельствован Главным бюро медико-социальной экспертизы г. Казани, согласно акту N 853 подтверждена имеющаяся у него вторая группа инвалидности и причина инвалидности - связь с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д. 50). Данное освидетельствование произведено с нарушением п.п. 31, 32 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. N 965, согласно которому переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более, чем за два месяца до истечения установленного срокаинвалидности в связи с изменением состояния здоровья инвалида.

При таких обстоятельствах вынесенные по делу судебные постановления нельзя признать законными и они подлежат отмене в надзорном порядке на основании п. 1 ст. 330 ГПК РСФСР, а жалоба Т. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 329, 330 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Набережночелнинского городского суда от 20.11.2000 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25.01.2001 г. и постановление президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 17.10.2001 г. отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить жалобу гр. Т. на действия Министерства социального обеспечения Республики Татарстан и Министерства труда и социального развития Российской Федерации и обязать указанные органы выдать Т. в соответствии со ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" специальное удостоверение инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2002 г. N 11-В02-38


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.