Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2007 г. N 12-Г07-4 О признании частично недействующим Положения о Государственной противопожарной службе Республики Марий Эл, утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 декабря 2005 N 278

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2007 г. N 12-Г07-4


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Правительства Республики Марий Эл на решение Верховного суда Республики Марий Эл от 12 марта 2007 года, которым удовлетворено заявление прокурора Республики Марий Эл о признании недействующим ряда норм Положения о Государственной противопожарной службе Республики Марий Эл.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.Б., объяснения представителя Правительства Республики Марий Эл П., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ З., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

5 декабря 2005 года постановлением Правительства Республики Марий Эл N 278 утверждено Положение "О Государственной противопожарной службе Республики Марий Эл"

Пунктом 11 раздела V указанного Положения установлено, что личный состав Противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих должностях:

лиц рядового и начальствующего состава, проходящих службу в установленном порядке;

лиц, не имеющих специальных званий.

Пункты 12-21 раздела определяют, что увольнение этих рядового и начальствующего состава, проходивших службу в установленном порядке (аттестованных) из Противопожарной службы осуществляется поэтапно в течение 2005-2008 годов по достижении предельного возраста нахождении на службе при наличии выслуги лет, дающей право на пенсию, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (пункт 12).

Перевод сотрудников из Противопожарной службы в федеральную противопожарную службу осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством (пункт 13).

При увольнении их из противопожарной службы, осуществляемом в переходный период (с 2005 по 2008 год) в целях обеспечения мероприятий по разграничению полномочий в области пожарной безопасности, их должности замещаются в соответствии с организационно-штатным расписанием (пункт 14).

Личному составу Противопожарной службы в непрерывный стаж службы (работы или государственной службы), учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных социальных гарантий и назначения пенсии, засчитывается предшествующий период службы (работы) в Государственной противопожарной службе МВД Республики Марий Эл и Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (пункт 15).

Присвоение очередных специальных званий сотрудникам Противопожарной службы в переходный период осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством (пункт 16).

На сотрудников распространяются нормативные правовые и иные акты, регламентирующие порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе гарантии правовой и социальной защиты и пенсионное обеспечение, а на работников - права, обязанности и социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде (пункт 17).

Условия оплаты труда, социальные гарантии, компенсационные выплаты, надбавки и доплаты работникам Противопожарной службы устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Марий Эл с учетом положений федерального законодательства (пункт 18).

Численность личного состава подразделений Противопожарной службы, их материально-техническое обеспечение определяется исходя из нормативной численности боевых расчетов и возможности своевременного прибытия подразделений пожарной охраны для тушения пожара (пункт 19).

Форма одежды для работников противопожарной службы, а так же форма служебных удостоверений устанавливаются норматино-правовыми актами Республики Марий Эл (пункт 20).

Нормы обеспечения боевой и специальной одеждой, обувью, снаряжением и другим инвентарным имуществом сотрудников и работников противопожарной службы, осуществляющих организацию и тушение пожаров, а так же нормативы обеспечения пожарной техникой, средствами связи и вооружения для выполнения задач, возложенных на Противопожарную службу, устанавливаются на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Марий Эл (пункт 21).

Прокурор Республики Марий Эл обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному закону и недействующим раздела V Положения о государственной противопожарной службе Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 декабря 2005 года N 278.

Считая приведенные положения не соответствующими федеральному законодательству, прокурор ссылался на то, что эти вопросы отнесены к компетенции Российской Федерации и урегулированы нормами федерального законодательства.

Решением суда от 12 марта 2007 года заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Правительство Республики Марий Эл просит об отмене решения, считая его незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства, координирует деятельность других видов пожарной охраны и включает в себя федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба, ранее входящая в систему МВД Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС Российской Федерации.

Признавая оспоренные прокурором положения недействующими, суд сделал правильный вывод о том, что они в противоречие нормам федерального законодательства, приняты с превышением компетенции субъекта Российской Федерации, установленной статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что лица рядового и начальствующего состава (сотрудники) проходят службу в Федеральной противопожарной службе.

В то же время статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что в территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы, созданной на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и объектовых подразделениях Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с организациями, так же проходят службу лица рядового и начальствующего состава, на которых распространяются положения, регламентирующие прохождение службы лицами рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, а так же гарантии правовой и социальной защиты, установленные законодательством Российской Федерации для лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а так же на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".

Все сотрудники МЧС России, имеющие специальное звание внутренней службы обеспечиваются вещевым имуществом, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 720 "Об утверждении Положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и норм снабжения вещевым имуществом лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих звание внутренней службы".

Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности отнесено создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из анализа указанных законов судом достоверно установлено, что в составе противопожарной службы субъекта Российской Федерации не могут проходить службу лица рядового и начальствующего состава, имеющие специальные звания, они проходят службу в территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы на основании договоров, заключенных с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, прохождение ими службы регламентировано федеральными законами.

В связи с чем суд сделал правильный вывод о том, что принятие Положения о порядке прохождения службы этими лицами не относится к компетенции исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, каковым является Правительство Республики Марий Эл.

Ссылки в кассационной жалобе на то, что суд не учел фактических обстоятельств дела, что в ГПС Республики Марий Эл проходят службу аттестованные сотрудники, что руководителями федеральной ГПС издаются приказы об их увольнении и это, по мнению кассатора, свидетельствует, якобы о признании ГПС республики территориальным подразделением федеральной службы, являются необоснованными, поскольку ни одно из приведенных обстоятельств при разрешении вопроса в порядке абстрактного нормоконтроля о соответствии одного нормативного правового акта другому, имеющему большую юридическую силу, правового значения не имеет.

Из пункта 1 оспариваемого Положения не следует, что ГПС Республики Марий Эл является территориальным подразделением ГПС, созданной на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно данной норме ГПС Республики Марий Эл - Служба именно субъекта Российской Федерации, входящая в состав ГПС Российской Федерации, что полностью соответствует приведенным выше положениям статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Следовательно, усмотрение в оспариваемом Положении возможности прохождения службы в ГПС Республики Марий Эл аттестованными сотрудниками противоречит статье 7 этого же Федерального закона, о чем говорилось выше.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба Правительства Республики Марий Эл не содержит.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, определила:

решение Верховного суда Республики Марий Эл от 12 марта 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Республики Марий Эл - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2007 г. N 12-Г07-4


Текст определения официально опубликован не был

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение