Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2007 г. N 10072/07 О признании недействующим пункта 2.94 прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 г. и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2007 г. N 543-р

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2007 г. N 10072/07


Именем Российской Федерации


Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2007 г.


Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Полубениной И.И., судей Локтенко Н.И., Медведевой A.M.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлениям государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство "Каменка" ГНУ "Владимирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской академии сельскохозяйственных наук и Российской академии сельскохозяйственных наук о признании недействительным п. 2.94 прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р с участием заинтересованных лиц: государственного научного учреждения "Владимирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства", Россельхозакадемии и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

В заседании приняли участие:

от заявителей - Коннов Н.П. - директор, Айдиев Р.А. - по доверенности, Иванов Д.А. - по доверенности;

от Правительства Российской Федерации - Григорьянц К.А. - по доверенности;

от ГНУ ВНИИ СХ РАСХН - Коннов К.А. - директор; Клоков В.А. - по доверенности;

от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - Григорьянц К.А. - по доверенности.

Судом установлено:

государственное унитарное предприятие "Опытно-производственное хозяйство "Каменка" и Россельхозакадемия обратились с заявлением о признании недействительным п. 2.94 прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р.

Россельхозакадемия заявила ходатайство об уточнении процессуального положения лиц, участвующих в деле, просит считать Правительство Российской Федерации заинтересованным лицом, а иных лиц, ранее указанных заинтересованными, третьими лицами. Суд удовлетворил это ходатайство.

В обоснование заявленных требований заявители сослались на нарушение федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", опытно-производственное хозяйство находится в непосредственном подчинении и обеспечивает выполнение научно-исследовательских работ ГНУ ВНИИСХ. Приватизация хозяйства нарушает эффективно действующую систему: наука - экспериментальная проверка - производство.

В ГУП "ОПХ "Каменка" реализуется национальная программа развития сельского хозяйства в области разработки и освоения адаптивно-ландшафтных систем земледелия России. В хозяйстве содержится генофондное стадо отечественных пород гусей Российской Федерации, которое создано с целью сохранения редких исчезающих пород гусей отечественной и зарубежной селекции. Генофондное стадо насчитывает 21 породу.

ГУП "ОПХ "Каменка" с предложениями о приватизации ни в Россельхозакадемию, ни в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом не обращалось.

Россельхозакадемия указала на то, что она не давала согласия на приватизацию опытного хозяйства. Россельхозакадемией представлена справка, подтверждающая отсутствие финансирования из федерального бюджета указанного хозяйства, включенного в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год.

Правительство Российской Федерации отзыва на заявление не представило, в заседании представитель возражал против удовлетворения требований, указывая на то, что оспариваемое распоряжение издано в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителей, так как письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 получено согласие Россельхозакадемии на приватизацию опытно-производственного хозяйства. Согласно статье 114 Конституции Российской Федерации и статье 14 Федерального закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия по управлению федеральным имуществом, а также осуществляет регулирование экономических процессов. В соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" Правительство Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную научно-техническую политику в целях обеспечения прогрессивных структурных преобразований в области материального производства. Статьей 7 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.

Представителем Федерального агентства по управлению федеральным имуществом заявлено ходатайство о направлении в порядке пункта 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии пункта 6 статей 5, 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" пунктам "в", "г" статьи 114 Конституции Российской Федерации. Суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства ввиду его ненадлежащего обоснования.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в отзыве просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители иных третьих лиц в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд признал, что заявление ГУП "ОПХ "Каменка" и Россельхозакадемии подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно уставу ГУП "ОПХ "Каменка", утвержденному Россельхозакадемией, предприятие находится в ведомственном подчинении Россельхозакадемии, в научно-методическом и организационном отношении хозяйство находится в непосредственном подчинении ГНУ ВНИИСХ. В соответствии с пунктом 2.1 устава хозяйство создано с целью научного обслуживания, выполнения научно-исследовательских работ, предусмотренных тематическими планами ГНУ ВНИИСХ, изучения проблем повышения плодородия почв Центрального Нечерноземья Российской Федерации, научного обеспечения АПК Владимирской области по проблемам: земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства, экологии, генетики, агрохимии.

Россельхозакадемия закрепила за предприятием федеральное имущество на праве хозяйственного ведения. Земельный участок площадью 3 664 га, необходимый для ведения научно-экспериментальных работ, связанных с сельхозпроизводством, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ГНУ ВНИИСХ (свидетельство 33АБ N 04502, 33АК N 28806, 33АК N 288062). На этих землях выполняется Программа фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по научному обеспечению агропромышленного комплекса Российской Федерации на 2006-2010 годы, которая одобрена Общим собранием действительных членов и членов-корреспондентов Россельхозакадемии и согласована с Министром сельского хозяйства Российской Федерации. За лучшие показатели в развитии племенного животноводства Владимирский НИИСХ награжден Дипломом 1 степени и золотой медалью Российской агропромышленной выставки.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ГУП "ОПХ "Каменка" является научной организацией. В силу статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства и научно-технической деятельности.

Изучив представленные материалы, выслушав представителей сторон, суд признал обоснованным довод заявителей, что приватизация хозяйства может привести к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности.

Согласно части 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на органы, которые приняли такой акт.

В судебном заседании установлено, и это обстоятельство сторонами не оспаривается, что Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению прогнозного плана приватизации федерального имущества, по разработке государственной научно-технической политики, также обладает полномочиями по управлению федеральным имуществом.

В разделе I Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы, в качестве одной из основных задач в сфере приватизации федерального имущества в 2008-2010 годах определена приватизация имущества, которое не обеспечивает выполнение государственных функций и полномочий Российской Федерации. С учетом этих требований Правительству Российской Федерации и надлежало доказать правомерность включения заявителя в перечень предприятий, планируемых к приватизации.

Кроме того, Правительство Российской Федерации не доказало соблюдение федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" при включении ГУП "ОПХ "Каменка" в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

При приватизации ГУП "ОПХ "Каменка" в виде реорганизации в акционерное общество прекращается право хозяйственного ведения имуществом, что нарушает его права в экономической деятельности. Приватизация заявителя иным образом влечет за собой ликвидацию ГУП "ОПХ "Каменка".

Таким образом, оспариваемое распоряжение Правительства Российской Федерации частично не соответствует действующему законодательству и нарушает права ГУП "ОПХ "Каменка", в связи с чем подлежит признанию частично недействительным.

Довод Россельхозакадемии о том, что она не давала согласия на приватизацию находящегося в ее ведении государственного унитарного предприятия, опровергается представленным письмом Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", статьями 167-169 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:

признать недействительным п. 2.94 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р о включении "Опытно-производственное хозяйство "Каменка" ГНУ "Владимирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году, как несоответствующий федеральному закону "О науке и государственной научно-технической политике".


Председательствующий судья

И.И. Полубенина


Судья

Н.И. Локтенко


Судья

А.М. Медведева


ВАС РФ признал недействительным положение распоряжения Правительства РФ от 29.04.2007 г. N 543-р в части включения ГУП "Опытно-производственное хозяйство "Каменка" ГНУ "Владимирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 г.

Как отметил ВАС РФ, спорное предприятие является научной организацией, а в силу положений Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства и научно-технической деятельности.

В рассматриваемом случае приватизация предприятия может привести к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности. При приватизации предприятия в виде реорганизации в акционерное общество прекращается право хозяйственного ведения имуществом, что нарушает его права в экономической деятельности.

Таким образом, спорное положение о включении данного ГУП в перечень предприятий, планируемых к приватизации в 2008 г., не соответствует Федеральному закону "О науке и государственной научно-технической политике".


Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2007 г. N 10072/07


Текст решения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение