Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2007 г. N 10076/07 О признании недействующим пункта 2.144 прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 г. и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2007 г. N 543-р

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2007 г. N 10076/07


Именем Российской Федерации


Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2007 г.


Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Полубениной И.И., судей Локтенко Н.И., Медведевой А.М.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия экспериментальный завод "Хладопродукт" Российской академии сельскохозяйственных наук и Российской академии сельскохозяйственных наук к Правительству Российской Федерации с участием Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт мясной промышленности имени В.М. Горбатова" Российской академии сельскохозяйственных наук, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о признании недействительным пункта 2.144 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения государственного унитарного предприятия экспериментальный завод "Хладопродукт" Российской академии, сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году.

В судебном заседании приняли участие:

от заявителей: Игнатенко А.В. - директор, Сизенко Е.И. - вице-президент, Айдиев Р.А. - по доверенности, Иванов Д.А. - по доверенности;

от Правительства Российской Федерации - Григорьянц К.А. - по доверенности;

от ГНУ ВНИИ МП В.М. Горбатова - Лисицын А.Б. - директор; от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - Григорьянц К.А. - по доверенности.

Судом установлено:

ГУП Экспериментальный завод "Хладопродукт" и Россельхозакадемия обратились с заявлением о признании недействительным п. 2.144 прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р.

Россельхозакадемия заявила ходатайство об уточнении процессуального положения лиц, участвующих в деле, просит считать Правительство Российской Федерации заинтересованным лицом, а иных лиц, ранее указанных заинтересованными, третьими лицами. Суд удовлетворил это ходатайство.

В обоснование заявленных требований заявители сослались на нарушение федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".

По мнению руководства и коллектива завода, его приватизация нецелесообразна и приведет к потере единственного в стране экспериментального мясоперерабатывающего производства.

Завод из государственного бюджета не финансируется и в тоже время ежегодно перечисляет в федеральный и городской бюджет около 8 млн. рублей, задолженности по платежам не имеет, постоянно обновляются основные средства.

Россельхозакадемия сослалась на то, что она не давала согласия на приватизацию экспериментального завода. Россельхозакадемией представлена справка, подтверждающая отсутствие финансирования из федерального бюджета указанного предприятия, включенного в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год.

Правительство Российской Федерации отзыва на заявление не представило, в заседании представитель возражал против удовлетворения требований, указывая на то, что оспариваемое распоряжение издано в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителей, так как письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 получено согласие Россельхозакадемии на приватизацию экспериментального завода. Согласно статье 114 Конституции Российской Федерации и статье 14 Федерального закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия по управлению федеральным имуществом, а также осуществляет регулирование экономических процессов. В соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" Правительство Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную научно-техническую политику в целях обеспечения прогрессивных структурных преобразований в области материального производства. Статьей 7 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в отзыве просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители иных третьих лиц в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд признал, что заявление ГУП Экспериментальный завод "Хладопродукт" и Россельхозакадемии подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно уставу ГУП Экспериментальный завод "Хладопродукт", утвержденному Россельхозакадемией, он является опытно-производственным экспериментальным государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием. В соответствии с разделом 2.1. устава основными задачами завода являются: производственная проверка результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок институтов и других организаций, отработка рецептур и технологических параметров на новые виды мясных изделий, полуфабрикатов, других видов пищевых продуктов и выдача рекомендаций по опытным образцам технологического оборудования, изготовление опытно-промышленных партий пищевых продуктов с целью производственной проверки технологии их выработки и внедрения в промышленность, испытание опытных образцов технологического оборудования.

Россельхозакадемия закрепила за предприятием федеральное имущество на праве хозяйственного ведения (договор N XI-22 от 03.08.2006). Выполнение научных исследовании и экспериментальных работ осуществляется на основании программы, утвержденной Россельхозакадемией 12.01.2006. ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт мясной промышленности им. В.М. Горбатова в своем отзыве подтверждает, что завод - единственное в системе Россельхозакадемии экспериментальное предприятие в системе мясоперерабатывающей отрасли агропромышленного комплекса, является опытно-экспериментальной базой института. Собственной экспериментальной базой институт не располагает. Завод оснащен современным технологическим оборудованием, позволяющем на высоком научно-техническом уровне производить производственную проверку разработок ученых института, отработку рецептур и технологических регламентов на создаваемые новые виды мясных продуктов. С участием специалистов завода и на его экспериментальной базе в последние годы прошли апробирование многие разработки лабораторий института, в том числе созданы препараты микробного происхождения денитродицирующего действия, разработаны технологии и методы применения СО2 экстрактов, комплексные пищевые добавки для замороженных полуфабрикатов, пряные смеси для вареных колбасных изделий, рассольные препараты, эмульгаторы, стабилизаторы, антиокислители и др. Совместные работы завода "Хладопродукт" и ВНИИ МПа являются актуальными и направлены на обеспечение научно-технического прогресса мясной отрасли АПК России.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ГУП Экспериментальный завод "Хладопродукт" является научной организацией. В силу статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства и научно-технической деятельности.

Изучив представленные материалы, выслушав представителей сторон, суд признал обоснованным довод заявителей, что приватизация экспериментального завода может привести к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности.

Согласно части 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на органы, которые приняли такой акт.

В судебном заседании установлено, что и это обстоятельство сторонами не оспаривается, что Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению прогнозного плана приватизации федерального имущества, по разработке государственной научно-технической политики, также обладает полномочиями по управлению федеральным имуществом.

В разделе I Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы, в качестве одной из основных задач в сфере приватизации федерального имущества в 2008-2010 годах определена приватизация имущества, которое не обеспечивает выполнение государственных функций и полномочий Российской Федерации. С учетом этих требований Правительству Российской Федерации и надлежало доказать правомерность включения заявителя в перечень предприятий, планируемых к приватизации.

Кроме того, Правительство Российской Федерации не доказало соблюдение федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" при включении ГУП Экспериментальный завод "Хладопродукт" в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

При приватизации ГУП Экспериментальный завод "Хладопродукт" в виде реорганизации в акционерное общество прекращается право хозяйственного ведения имуществом, что нарушает его права в экономической деятельности. Приватизация заявителя иным образом влечет за собой ликвидацию ГУП Экспериментальный завод "Хладопродукт".

Таким образом, оспариваемое распоряжение Правительства Российской Федерации частично не соответствует действующему законодательству и нарушает права ГУП Экспериментальный завод "Хладопродукт", в связи с чем подлежит признанию частично недействительным.

Довод Россельхозакадемии о том, что она не давала согласия на приватизацию находящегося в ее ведении федерального государственного предприятия, опровергается представленным письмом Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", статьями 167-169 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:

признать недействительным пункт 2.144 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р о включении государственного унитарного предприятия Экспериментальный завод "Хладопродукт" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году, как несоответствующий федеральному закону "О науке и государственной научно-технической политике".


Председательствующий судья

И.И. Полубенина


Судья

Н.И. Локтенко


Судья

А.М. Медведева


ВАС РФ признал недействительным положение распоряжения Правительства РФ от 29.04.2007 г. N 543-р в части включения государственного унитарного предприятия Экспериментальный завод "Хладопродукт" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 г.

Как отметил ВАС РФ, указанное юридическое лицо является научной организацией, а в силу положений Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства и научно-технической деятельности. В рассматриваемом случае приватизация предприятия может привести к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности.

Таким образом, спорное положение о включении Экспериментальный завод "Хладопродукт" в перечень предприятий, планируемых к приватизации в 2008 г., не соответствует Федеральному закону "О науке и государственной научно-технической политике".


Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2007 г. N 10076/07


Текст решения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.