Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 67-Г07-15 О признании недействующими отдельных положений Закона Новосибирской области от 19 октября 2006 г. N 41-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления городского округа города Новосибирска отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 67-Г07-15


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Новосибирского областного Совета депутатов на решение Новосибирского областного суда от 14 февраля 2007 года, которым удовлетворено заявление прокурора Новосибирской области о признании недействующими отдельных положений Закона Новосибирской области от 19 октября 2006 г. N 41-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления городского округа города Новосибирска отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан" (далее - Закон области).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение суда оставить без изменений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

пунктами 14, 17, 18, 20 и 22 части 1 статьи 2 вышеуказанного Закона области органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями:

- по назначению и выплате ежемесячной компенсации гражданам, признанным инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, и единовременного пособия при возникновении поствакцинального осложнения в соответствии с Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (п. 14);

- по назначению и выплате ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" или нагрудным знаком " Почетный донор СССР", в соответствии с Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентах" (п. 17);

- по назначению компенсационных выплат в связи с расходами по оплате общей площади жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая его доставку, коммунальных услуг, абонентской платы за пользование телефоном, коллективной телевизионной антенной и радиотрансляционной точкой членам семей погибших (умерших) военнослужащих в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 г. N 475 "О предоставлении членам семей погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг" (п. 18);

- по оплате жилья и коммунальных услуг, топлива отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", пунктом 8 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (п. 20);

- по предоставлению компенсации в размере 50 процентов от уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п. 22);

Частью 3 этой же статьи 2 установлено, что полномочия, указанные в пунктах 14, 17, 18, 20, 22 части 1 настоящей статьи, в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом осуществляются органами местного самоуправления при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций, предназначенных Новосибирской области на текущий финансовый год в федеральном бюджете.

Прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании приведенных выше норм Закона области недействующими, ссылаясь на то, что указанные в них полномочия без специальных предписаний об этом федерального законодательства не могли быть переданы органам местного самоуправления.

Решением Новосибирского областного суда от 14 февраля 2007 года заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Новосибирский областной Совет депутатов просит решение суда отменить, считая его незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судом бесспорно установлено, что финансовое обеспечение мер социальной поддержки, указанных в пунктах 14, 17, 18, 20 и 22 части 1 статьи 2 Закона области, является расходным обязательством Российской Федерации, что полномочия по реализации прав граждан на эти меры социальной поддержки Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, включая полномочия по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций.

Поскольку ни один федеральный закон о передаче Российской Федерацией таких полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации ("Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", "О донорстве крови и ее компонентов" "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О ветеранах" и т.д.) не предусматривает возможности их последующей передачи органам местного самоуправления, суд сделал правильный вывод о незаконности оспоренных прокурором норм областного закона.

Доводы кассационной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Новосибирского областного суда от 14 февраля 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Новосибирского областного Совета депутатов - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 67-Г07-15


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.