Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. N 10867/07 Удовлетворяя требование о применении последствий недействительности договора банковского счета, суд надзорной инстанции исходил из того, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Банка России, и только при отсутствии соответствующих учреждений - на счетах, открываемых в кредитных организациях

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. N 10867/07


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Харчиковой Н.П., Юхней М.Ф. -

рассмотрел представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Нижегородской области от 08.06.2006 по делу N А43-5998/2006-21-90, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.06.2007 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Новокщенов А.И.;

от государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Нижнего Новгорода" (ответчика) - Дюженкова В.Н., Колчанова О.В., Страшкова Л.В., Сухов Д.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Харчиковой Н.П., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Заместитель прокурора Нижегородской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области к государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Нижнего Новгорода" (далее - территориальный орган Пенсионного фонда) и открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий банк "Московский деловой мир" (далее - банк) о применении последствий недействительности договора банковского счета от 27.09.2002 N 45.04/1/02.88 (N 35-03) в виде закрытия счета N 40401810100220020007.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Нижегородской области.

В обоснование заявленного требования прокурор сослался на то, что договор банковского счета, открытый территориальным органом Пенсионного фонда в банке для учета бюджетных средств, направляемых на выплату пенсий, не соответствует положениям пункта 2 статьи 155, пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании, Закон), обязывающим Пенсионный фонд Российской Федерации хранить денежные средства на счетах, открываемых в учреждениях Банка России, а потому в силу статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению последствия недействительности ничтожной сделки в виде закрытия счета. На территории Нижегородской области находятся пять расчетно-кассовых центров Банка России, способных выполнять функции по обслуживанию счетов территориального органа Пенсионного фонда.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.06.2006 в удовлетворении иска отказано. Суд признал, что на счета Пенсионного фонда Российской Федерации требования статей 155, 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяются, нарушений бюджетного законодательства не допущено.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 04.06.2007 указанные судебные акты оставил в силе.

В представлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов заместитель Генерального прокурора Российской Федерации просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять новое решение об удовлетворении иска.

В отзыве на представление заместителя Генерального прокуратора Российской Федерации территориальный орган Пенсионного фонда просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считая, что договор банковского счета, заключенный с кредитной организацией, не противоречит бюджетному законодательству.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в представлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что представление подлежит удовлетворению с принятием нового решения об удовлетворении иска прокурора о применении последствий недействительности ничтожной сделки по следующим основаниям.

Как установлено судами, между территориальным органом Пенсионного фонда и банком заключен договор банковского счета от 27.09.2002 N 45.04/1/02.88 (N 35-03), на основании которого банк открыл клиенту счет N 40401810100220020007.

Между тем согласно положениям пункта 2 статьи 155, пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации в полномочия Банка России входит обслуживание счетов бюджетов, и только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций указанные полномочия могут выполняться кредитными организациями.

Требования названных статей в полной мере распространяются и на денежные средства государственных внебюджетных фондов, поскольку в соответствии со статьями 10, 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в состав бюджетной системы Российской Федерации, а средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.

Пенсионный фонд Российской Федерации, являясь участником бюджетного процесса, входящим в бюджетную систему Российской Федерации (статья 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации), финансируется в том числе и за счет средств федерального бюджета, в связи с чем на правоотношения, связанные с получением бюджетных средств, распространяются нормы бюджетного законодательства.

Согласно статье 5 Закона об обязательном пенсионном страховании Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Данная норма свидетельствует о придании законодателем особой значимости сохранности средств пенсионного страхования в целях обеспечения надлежащих финансовых условий осуществления программ социального развития.

При этом указанным Законом установлены специальные нормы, определяющие порядок хранения денежных средств, находящихся в управлении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Так, статьей 16 Закона об обязательном пенсионном страховании предусмотрено, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Банка России, и только при отсутствии учреждений Банка России - на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Выводы судов об отсутствии нарушений бюджетного законодательства и Закона об обязательном пенсионном страховании, поскольку в них не содержится запрета на открытие в кредитных организациях счетов, предназначенных для учета расходов по средствам Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемым па выплату пенсий, являются ошибочными.

В силу статьи 3 Закона об обязательном пенсионном страховании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В структуре расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год, утверждаемого федеральным законом, установлены различные статьи расходов фонда, в том числе и на выплату пенсий. Все средства Пенсионного фонда Российской Федерации, как поступающие в доход бюджета фонда, так и направляемые на определенные цели согласно структуре расходов бюджета фонда, учитываются (хранятся) на балансовом счете N 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации". Законодателем не сделаны исключения в части возможности размещения средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемых на выплату пенсий, в кредитных организациях, кроме как в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Следовательно, оспариваемый счет, открытый в банке территориальным органом фонда, предназначен для обслуживания бюджетных денежных средств, выраженного в их получении, хранении и расходовании, и ведение такого счета входит в функции Банка России.

Установление различных правовых режимов для использования средств бюджета и государственных внебюджетных фондов противоречит принципу открытости и публичности процесса целевого расходования внебюджетных средств, направляемых на обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

Допущенные нарушения бюджетного законодательства и Закона об обязательном пенсионном страховании при заключении договора банковского счета от 27.09.2002 N 45.04/1/02.88 (N 35-03) влекут за собой применение статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку сделка не может считаться действительной, если она не соответствует законодательству.

Ссылка судов апелляционной и кассационной инстанций на статью 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которых доставка пенсий производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, с которыми территориальные органы фонда заключили соответствующие договоры, не может быть принята во внимание, так как указанные нормы регулируют порядок доставки пенсии по желанию пенсионера.

Между тем предметом настоящего спора является договор банковского счета, заключенный на расчетно-кассовое обслуживание между юридическими лицами - территориальным органом Пенсионного фонда и банком.

При данных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Требование прокурора о применении последствий недействительности ничтожной сделки подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российском Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.06.2006 по делу N А43-5998/2006-21-90, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2007 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.06.2007 по тому же делу отменить.

Обязать открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Московский деловой мир" закрыть счет государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Нижнего Новгорода" N 40401810100220020007, открытый на основании договора банковского счета от 27.09.2002 N 45.04/1/02.88 (N 35-03).


Председательствующий

А.А. Иванов

Президиум ВАС РФ признал ошибочными выводы нижестоящих судов о том, что законодательством не предусмотрен запрет на открытие в кредитных организациях счетов, предназначенных для учета расходов по средствам ПФР, направляемым на выплату пенсий, при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России.

Как пояснил Президиум, в соответствии с БК РФ в полномочия Банка России входит обслуживание счетов бюджетов, и только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций указанные полномочия могут выполняться кредитными организациями. Указанные требования в полной мере распространяются и на денежные средства государственных внебюджетных фондов, поскольку их бюджеты входят в состав бюджетной системы РФ, а средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.

ПФР, являясь участником бюджетного процесса, входящим в бюджетную систему РФ, финансируется в том числе и за счет средств федерального бюджета, в связи с чем на правоотношения, связанные с получением бюджетных средств, распространяются нормы бюджетного законодательства. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами, что свидетельствует о придании законодателем особой значимости сохранности средств пенсионного страхования. Установление различных правовых режимов для использования средств бюджета и государственных внебюджетных фондов противоречит принципу открытости и публичности процесса целевого расходования внебюджетных средств, направляемых на обеспечение конституционного права граждан РФ на пенсионное обеспечение.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. N 10867/07


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2008 г., N 3


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.