Решение Верховного Суда РФ от 25 декабря 2007 г. N ГКПИ07-1036 Работа заявительницы в должности инструктора по лечебной физкультуре не дает права на пенсию за выслугу лет, поскольку, учитывая различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц, на момент вступления в силу ныне действующего закона заявительница этим правом не обладала

Решение Верховного Суда РФ от 25 декабря 2007 г. N ГКПИ07-1036

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N КАС08-63 настоящее решение оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.Н.А. о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации 29.10.2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 04.11.2002 г., N 44, ст. 4393.

Ш.Н.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного постановления в части не включения в Список должности инструктора по лечебной физкультуре.

По мнению заявительницы, исключение из Списка должности инструктора по лечебной физкультуре противоречит подпункту 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым гарантировано право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и нарушает ее права.

Ш.Н.А. мотивировала нарушение своих прав тем, что по ранее действующему законодательству работа в должности инструктора по лечебной физкультуре засчитывалась в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. На основании оспариваемого постановления ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости.

В суде Ш.Н.А. и ее представитель Р. поддержали заявленные требования и пояснили, что должность инструктора по лечебной физкультуре отнесена к среднему медицинскому персоналу, деятельность инструктора по лечебной физкультуре связана с охраной здоровья населения и проведением непосредственно лечебных мероприятия, в т.ч. в больничных палатах, т.е. является лечебной деятельностью.

Представители заинтересованного лица Правительства РФ К.Т.В. и Т. возражали против удовлетворения заявления и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан.

Выслушав объяснения заявительницы и ее представителя, представителей заинтересованного лица Правительства РФ, объяснения специалистов Ш.А.А., М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ К.В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", изменивший принципы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, не предусматривает такой вид пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет за отдельными категориями граждан, обеспечивавшихся по прежнему законодательству подобными пенсиями, право на досрочное назначение трудовой пенсии. В частности, в подпункте 11 пункта 1 статьи 28 названного Федерального закона, включенной в главу VI, регулирующую порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав, указанное право сохранено за лицами, осуществлявшими лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При этом в пункте 3 статьи 28 определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Обеспечивая реализацию права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, Правительство Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий своим Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, конкретизировав применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в названном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждения здравоохранения".

В пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены наименования должностей и учреждений здравоохранения.

Ссылка заявителя о противоречии оспариваемой нормы подпункту 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является несостоятельной, поскольку в этом подпункте устанавливается лишь продолжительность лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для досрочного назначения трудовой пенсии, но не раскрывается, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности.

Правительство Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществило соответствующую дифференциацию, основанную на объективных критериях оценки характера труда и функциональных обязанностей различных категорий работников, сохранив за лицами, осуществлявшими лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения право на досрочное назначение трудовой пенсии на тех же условиях, на которых они ранее могли приобрести право на пенсию за выслугу лет.

Доводы Ш.Н.А. о том, что ранее должность инструктора по лечебной физкультуре была включена в Список должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, основанием к удовлетворению заявления не являются.

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

А поскольку должность инструктора по лечебной физкультуре относилась к среднему медицинскому персоналу, стаж работы в должности инструктора по лечебной физкультуре на основании данного Постановления засчитывался в стаж работы дающий право на пенсию за выслугу лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" утвержден новый Список, в котором были указаны конкретные наименования должностей, в результате чего лишились права на включение в стаж периодов работы после 1 ноября 1999 г. некоторые категории медицинских работников, которые ранее это право имели, в том числе инструкторы по лечебной физкультуре.

Пунктом 3 данного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Таким образом, с 1 ноября 1999 г. работа в должности инструктора по лечебной физкультуре не дает право на пенсию за выслугу лет.

Исходя из названия статьи 28 и ее места в системе норм Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (включена в главу VI "Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав"), данная норма не устанавливает, а лишь сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии тем категориям граждан, которые обладали этим правом. Заявительница на момент вступления в силу данного Федерального закона - 1 января 2002 года этим правом не обладала.

Довод заявительницы о том, что оспариваемый в указанной части Список ставит ее в неравное положение с другими работниками (медицинским персоналом), имеющими право на досрочное назначение пенсии по старости, не может быть признан обоснованным.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Как пояснили в суде представители Правительства РФ, право на досрочное назначение пенсии по старости зависит не только от наименования должности и наименования учреждения, но и от характера работы, интенсивности труда и ответственности за результаты своей деятельности, а поэтому при подготовке оспариваемого нормативного правового акта учитывалось мнение Минздрава России, профсоюзов, принимались во внимание тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

С учетом изложенного, суд считает, что Постановление в оспариваемой части не противоречит подпункту 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Ш.Н.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.


Решение Верховного Суда РФ от 25 декабря 2007 г. N ГКПИ07-1036


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N КАС08-63 настоящее решение оставлено без изменения


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.