Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2002 г. N 74-Г02-30 Суд удовлетворил требование прокурора, поскольку оспариваемое прокурором положение республиканского законодательства допускает вторжение Правительства Республики в компетенцию органов государственной власти РФ в области лицензирования отдельных видов деятельности с драгоценными металлами и камнями

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2002 г. N 74-Г02-30


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 20 сентября 2002 г. гражданское дело по кассационному протесту прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2002 г. в части отказа прокурору в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. "з" ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 24 октября 1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 24 ноября 1998 г."


Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., поддержавшей доводы кассационного протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 24 октября 1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". В частности, просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт "з" ст. 8 оспариваемого закона.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2002 г. в удовлетворении заявления прокурору о признании противоречащим федеральному законодательству названного положения Закона отказано. В остальной части заявление удовлетворено.

В кассационном протесте прокурора Республики Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении его заявления.

Проверив материалы дела в пределах доводов протеста, обсудив доводы кассационного протеста, Судебная коллегия находит его подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом "з" ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 1998 г. к ведению Правительства Республики Саха (Якутия) относится лицензирование права пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, а также лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, в этой части суд сослался на п. 4 ст. 12 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации лицензирование пользования участками недр в целях геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их добычи, за исключением участков недр, включенных в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней.

Между тем, с выводом суда об отсутствии противоречия между п. 4 ст. 12 данного Федерального закона и оспариваемым прокурором пунктом "з" ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) согласиться нельзя.

Согласно редакции пункта "з" ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) относится лицензирование пользования всеми, без исключения участками недр. В то время как в силу п. 4 ст. 12 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится лицензирование пользования участками недр в целях геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их добычи, за исключением участков недр, включенных в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней.

Кроме того, суд не учел, что в соответствии с п. 2 ст. 17 данного Федерального закона лицензирование пользования участками недр в целях геологического изучения недр и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, а также в целях добычи драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр, его территориальными подразделениями.

Что касается полномочий Правительства Республики Саха (Якутия) по лицензированию отдельных видов хозяйственной деятельности, то указанное положение п. "з" ст. 8 оспариваемого Закона в силу своей неопределенности также противоречит Федеральному закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (ст. 15 и ст. 17).

Так согласно п. 1 ст. 15 этого Закона в Российской Федерации геологическое изучение и разведка месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добыча, производство, отдельные виды использования и обращения осуществляются на основании лицензий. Пунктом 4 этой же статьи установлены виды деятельности, подлежащие лицензированию в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. А в силу п. 3 ст. 17 данного Закона лицензирование видов деятельности, указанных в подпунктах 1-6, 8, 10, 11 пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом в силу своей неопределенности, оспариваемое прокурором положение пункта "з" ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) допускает вторжение Правительства Республики Саха (Якутия) в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности с драгоценными металлами и камнями.

Поскольку судом в указанной части неправильно применены нормы материального права, имеются основания для отмены решения суда в указанной части с вынесением о# делу нового решения об удовлетворении заявления прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2002 г. в части отказа прокурору Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявления отменить.

Вынести в указанной части новое решение об удовлетворении заявления прокурора.

Признать пункт "з" ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2002 г. N 45-II "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" противоречащим федеральному законодательству и недействующим# с момента вынесения настоящего определения.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 24 ноября 1998 г."



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2002 г. N 74Г02-30


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.