Решение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1201 Суд признал, что оспариваемое положение нарушает права заявителей ввиду того, что представление в нарушение федерального законодательства для регистрации учредительных документов только в форме изменений влечет отказ в государственной регистрации в связи с ненадлежащим оформлением представленных для государственной регистрации документов, повторное представление документов, повторную оплату государственной пошлины, поскольку при отказе в регистрации государственная пошлина возврату не подлежит

Решение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1201

ГАРАНТ:

Настоящее решение вступило в силу 3 марта 2008 г. (информация опубликована в "Российской газете" от 9 апреля 2008 г. N 76)


Верховный Суд Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ульяновского областного союза потребительских обществ о признании частично недействующим пункта 7 формы N РН0003 Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, являющейся Приложением N 1 к постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", установил:

пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" утверждена форма N РНОООЗ Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации (приложение N 1). Постановление опубликовано в "Собрании законодательства РФ", 24.04.2006 г., N 17 (2 ч.), "Российской газете", N 86, 25.04.2006 г.

Из пункта 7 данной формы заявления следует, что учредительные документы некоммерческой организации, в которые вносятся изменения, могут быть представлены в регистрирующий орган либо в новой редакции, либо в форме изменений; предлагается нужный вариант представления изменений отметить знаком "V".

Заявитель обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

В обоснование своего требования указал, что данное положение не соответствует подпункту 2 пункта 5 статьи 13.1 и пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которым для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются, среди прочих, учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Заявитель полагает, что оспариваемое положение не отвечает общеправовым требованиям непротиворечивости, ясности, определенности и недвусмысленности и вводит в заблуждение правоприменителей.

В судебное заседание заявитель не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Правительства Российской Федерации Е. возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что пункт 7 формы N РН0003 (приложение N 1 к Постановлению) действующему законодательству РФ не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Представитель Федеральной регистрационной службы РФ Ф. признала заявление обоснованным и просила его удовлетворить.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ К., полагавшего удовлетворить заявление, Верховный Суд РФ находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает несколько видов государственной регистрации: регистрация создания; регистрация изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы; регистрация ликвидации; регистрация иных сведений.

Согласно статье 10 данного Федерального закона федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации и требования к их оформлению установлены специальными законами: Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (п. 5 ст. 13-1) и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (часть 6 ст. 21).

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 13-1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах. Учредительными документами являются: устав, договор или положение (статья 14).

Для государственной регистрации общественного объединения представляется устав в трех экземплярах (пункт 2 части 6 статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").

Изменения в учредительные документы и в устав регистрируются в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация (п. 1 ст. 23 Федерального закона "О некоммерческих организациях", часть 9 ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Непредставление необходимых для государственной регистрации документов, предусмотренных данным Федеральным законом, представление их не в полном объеме, либо оформленных в ненадлежащем порядке является в силу пп. 4 п. 1 статьи 23.1 Федерального закона основанием для отказа в государственной регистрации.

По смыслу приведенных правовых норм для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации необходимо представление учредительных документов в новой редакции в трех экземплярах. Представление учредительных документов в форме изменений указанными федеральными законами не предусмотрено, изменения учредительными документами не являются.

Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлено, что формы документов, используемые при государственной регистрации некоммерческих организаций, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок государственной регистрации, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

Во исполнение полномочия, возложенного пунктом 3 статьи 13.1 Федерального закона Правительством Российской Федерации было издано постановление от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" были установлены формы заявлений для государственной регистрации представляемых в Федеральную регистрационную службу.

Наряду с другими формами заявлений о регистрации, утверждена форма N РН0003 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации". Название заявления в утвержденной форме указывает на вид государственной регистрации.

Из пункта 7 заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации следует, что учредительные документы некоммерческой организации, в которые вносятся изменения, могут быть представлены в регистрирующий орган либо в новой редакции, либо в форме изменений; предлагается нужный вариант представления изменений отметить знаком "V".

Суд считает, что пункт 7 в части, допускающей представление учредительных документов в форме изменений, противоречит приведенным выше положениям Федерального закона "О некоммерческих организациях" (ст. 13-1) и Федерального закона "Об общественных объединениях" (ст. 21), нарушает права заявителей.

Представление в нарушение федерального законодательства для регистрации учредительных документов только в форме изменений влечет отказ в государственной регистрации в связи с ненадлежащим оформлением представленных для государственной регистрации документов, повторное представление документов; повторную оплату государственной пошлины, поскольку при отказе в регистрации государственная пошлина возврату не подлежит.

Представитель Правительства РФ в судебном заседании пояснил, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, необходимо представлять учредительные документы в новой редакции, а не в форме изменений, в пункте 7 формы заявления указано лишь на то, в какой форме внесены изменения, путем внесения изменений в учредительные документы или путем принятия их в новой редакции.

Нельзя признать этот довод обоснованным, т.к. в пункте 7 говорится не о форме внесения изменений, а о том, в какой форме представляются учредительные документы для государственной регистрации.

С учетом изложенного суд считает, что пункт 7 формы N РН0003 Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, подлежит признанию недействующим в полном объеме, поскольку слова "учредительные документы представлены в новой редакции" в отрыве от остальных связанных с ними слов не несут самостоятельной смысловой нагрузки, заложенный в правовую норму, сформулированную в данном пункте, смысл проявляется в единстве ее содержания.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Ульяновского областного союза потребительских обществ удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 7 формы N РНОООЗ Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (приложение N 1).

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

ВС РФ признал недействующим отдельный пункт формы заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации.

Данный пункт предусматривает в случае регистрации изменений в учредительные документы некоммерческой организации возможность представления в регистрирующий орган не новой редакции новых учредительных документов, а отдельно изменений к ним.

Как пояснил ВС РФ, ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах. Учредительными документами являются: устав, договор или положение. Аналогичные требования закреплены и в отношении общественного объединения ФЗ "Об общественных объединениях". По смыслу приведенных правовых норм для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, необходимо представление учредительных документов в новой редакции в трех экземплярах. Представление учредительных документов в форме изменений указанными федеральными законами не предусмотрено, изменения учредительными документами не являются.

Между тем из оспариваемого пункта заявления следует, что учредительные документы некоммерческой организации, в которые вносятся изменения, могут быть представлены в регистрирующий орган либо в новой редакции, либо в форме изменений (предлагается нужный вариант представления изменений отметить знаком "V").

Таким образом, данный пункт заявления противоречит требованиям указанных федеральных законов и нарушает права заявителей, поскольку представление в нарушение федерального законодательства для регистрации учредительных документов только в форме изменений влечет отказ в регистрации в связи с ненадлежащим оформлением представленных для регистрации документов.

Решение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1201


Текст решения официально опубликован не был


Настоящее решение вступило в силу 3 марта 2008 г. (информация опубликована в "Российской газете" от 9 апреля 2008 г. N 76)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.