Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июня 2008 г. N 47-Г08-21 Суд пришел к выводу, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции субъекта РФ в области регулирования рынка труда иностранных работников, создание которого федеральным законодательством возложено на субъект РФ; закрепляет полномочие органа, имеющего межведомственную направленность, и издан в целях повышения эффективности управления миграционными процессами на территории области

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июня 2008 г. N 47-Г08-21


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Оренбургской области о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Администрации Оренбургской области от 24 мая 2004 г. N 110-п "О создании межведомственной комиссии по вопросам миграции" с изменениями, внесенными постановлением Правительства Оренбургской области от 20 апреля 2006 г. N 130-п "О внесении изменений в постановление Администрации области от 24 мая 2004 г. N 110-п", по кассационному представлению прокурора Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 16 апреля 2008 г., которым в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Оренбургской области отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В., поддержавшей доводы представления по мотиву того, что постановление от 24 мая 2004 г. N 110-п опубликовано не было и не подлежит применению, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

первый заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивировав его тем, что оспариваемое постановление противоречит действующему законодательству, поскольку принято с превышением полномочий. Сославшись на пункт 7 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может организовать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами; пункт 1 Указа Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента РФ N 773), определяющий полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; ст. 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" об особенностях руководства некоторыми федеральными органами исполнительной власти; статьи 72, 78 Конституции РФ о вопросах совместного ведения РФ и субъектов РФ, создания и деятельности органов исполнительной власти; пункты 1, 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"; пункт 10 "Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти", утвержденного постановлением Правительства РФ N 725 от 5 декабря 2005 г., предусматривающего порядок участия руководителей территориальных органов в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъектов РФ, отметил, что в нарушение указанных выше правовых норм, межведомственная комиссия по вопросам миграции создана Администрацией Оренбургской области, а не высшим должностным лицом Оренбургской области, в отсутствие нормативных актов о предоставлении высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации полномочий по организации взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти.

По делу постановлено указанное выше решение, которое мотивировано тем, что согласно подпункта "д" пункта 7 ст. 18 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Указом Президента РФ N 773 от 02.07.2005 г. высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделено полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов (названных в Указе).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт "д.1" пункта 7 ст. 18 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г."


Согласно п. 2 названного выше Положения (от 5 декабря 2005 г. N 725) допускается взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами по вопросам обеспечения конституционных прав граждан; социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также совместного выполнения задач, вытекающих из установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов исполнительной власти, реализации федеральных программ, планов и отдельных мероприятий; управления государственным федеральным имуществом; иным вопросам, требующим учета мнений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов высшие должностные лица субъектов Российской Федерации могут проводить не только совещания, но и создавать консультативно-совещательные и (или) координационные органы, поскольку в соответствии с пунктом 4 Положения, взаимодействие территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может осуществляться также в формах планирования и реализации совместных мероприятий; подготовки предложений по совершенствованию законодательства; обмена информацией и в иных формах, не указанных в данном Положении. При этом федеральное законодательство предоставляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации полномочия по организации взаимодействия с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, причем формы их взаимодействия могут быть различными. Обеспечение законности и информированности в вопросах миграции населения является обязанностью не только органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и многих других федеральных органов исполнительной власти.

В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения Оренбургского областного суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявления. Приводятся нормы федерального законодательства, на которые обращалось внимание и при обращении в суд первой инстанции. Кроме того, в кассационном представлении указывается на то, что оспариваемый нормативный акт не был опубликован.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.

Оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации в области регулирования рынка труда иностранных работников, создание которого федеральным законодательством возложено на субъект Российской Федерации; он закрепляет полномочие органа, имеющего межведомственную направленность, и издан в целях повышения эффективности управления миграционными процессами на территории области, обеспечения взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти по реализации единой государственной миграционной политики, определения потребности в привлечении иностранной рабочей силы. Оспариваемое постановление не содержит каких либо норм, определяющих правовой статус территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Предмет его правового регулирования имеет целевую направленность, касается организации и функционирования деятельности координационного органа, образованного на представительной основе при Администрации Оренбургской области для обеспечения согласованных действий заинтересованных в этом исполнительной власти области, органов местного самоуправления области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.

В силу пункта 2 статьи 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации" согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников, образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации, деятельность которых регулируется положениями, утверждаемыми высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также настоящими Правилами. По смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 725, определяющего основы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов исполнительной власти, на которое суд ссылается в решении, участие заинтересованных территориальных органов исполнительной власти в работе такого рода государственного органа субъекта Российской Федерации осуществляется на представительской основе по согласованию, что при вынесении оспариваемого судебного постановления установлено и учтено.

Довод прокурора в части того, что оспариваемым актом нарушается принцип межведомственного взаимодействия на уровне федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, основан на неправильном толковании материального закона. Указание в кассационном представлении на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 55 закона Оренбургской области от 14 марта 2002 г. N 455/380-II-03 "О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области", постановления администрации Оренбургской области вступают в силу после их официального опубликования, а оспоренное постановление (от 24 мая 2004 г. N 110-п) администрации области опубликовано не было, не может быть признано основанием к отмене судебного решения, поскольку, как следует из дела, рассматриваемое постановление является актом в сфере обеспечения взаимодействия заинтересованных органов по реализации единой государственной миграционной политики на территории области. Утвержденное им Положение предусматривает принятие комиссией решений, имеющих рекомендательный характер именно с целью координации такой работы. Комиссия функционирует, о чем постановлением от 20 апреля 2006 г., опубликованном в установленном порядке сообщено для всеобщего сведения.

Вывод суда, что оспариваемый нормативный акт принят правительством Оренбургской области в соответствии с имеющейся у него компетенцией и с соблюдением требований федерального законодательства, является правильным, нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Оренбургского областного суда от 16 апреля 2008 г. оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Оренбургской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июня 2008 г. N 47-Г08-21


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение