Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июля 2008 г. N 26-Г08-8 Суд отказал в признании недействующим в части закона субъекта РФ, поскольку субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату опекуну (попечителю) денежных средств на содержание ребенка в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июля 2008 г. N 26-Г08-8


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу К.А.М. об отмене решения Верховного суда Республики Ингушетия от 9 апреля 2008 года, которым оставлено без удовлетворении его заявление о признании недействующими пунктов 2, 3 части 1 и части 2 статьи 2, части 6 статьи 3, статьи 7 Закона Республики Ингушетия от 5 июля 2007 года N 31-РЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 14 сентября 2007 г."

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Л.А., объяснения К.А.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, М.К.В., М.М.А представителей Народного Собрания и Правительства Республики Ингушетия, просивших решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З.Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным, а поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия установила:

К.А.М. обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 2, 3 части 1 и части 2 статьи 2, части 6 статьи 3, статьи 7 Закона Республики Ингушетия от 5 июля 2007 года N 31-РЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", изложенных в следующей редакции:

"Статья 2. Размер ежемесячных пособий на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Размер ежемесячных пособий на компенсацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 1 настоящего Закона, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семье опекуна, попечителя, приемных родителей, устанавливается в сумме:

2) для детей от семи до четырнадцати лет - 4030 рублей;

3) для детей от четырнадцати до восемнадцати лет - 4050 рублей;

2. Размер ежемесячных пособий на компенсацию мер социальной поддержки ежегодно увеличивается (индексируется) в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров ежемесячных пособий принимается Президентом Республики Ингушетия и направляется в Народное Собрание Республики Ингушетия вместе с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Статья 3. Дополнительные гарантии права на образование

6. Выпускникам государственных образовательных учреждений Республики Ингушетия из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, устанавливается единовременное денежное пособие для обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием в сумме 28275 рублей для девушек и 27205 рублей для юношей.

Дополнительно предусматриваются разовые денежные выплаты при поступлении в профессиональные образовательные учреждения Республики Ингушетия в размере 6104 рубля.

Статья 7. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Закон Республики Ингушетия от 23 июня 2005 года N 29-РЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" признать утратившим силу с момента вступления в силу настоящего Закона. Правительству Республики Ингушетия привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом".

В обоснование своих требований К.А.М. сослался на то, что оспариваемые пункты 2, 3 части 1 и части 2 статьи 2, части 6 статьи 3, статьи 7 Закона значительно ухудшают положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по сравнению с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года и иными нормативными правовыми актами, регулирующими права этих детей. По мнению заявителя установленные данным законом размеры пособий на компенсацию мер социальной поддержки не соответствуют федеральному законодательству: не покрывают затраты на содержание детей школьного возраста, не поддерживают их учебу по очной форме обучения в образовательных учреждениях профессионального образования и нарушают другие социальные права детей. Кроме того, решением Верховного суда Республики Ингушетия от 6 июля 2006 года прежний закон Республики от 23 июня 2005 года N 29-РЗ " О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", был признан недействующим со дня принятия. Однако ответчики данное решение не исполнили, а отмененный судом закон признали утратившим в силу только с момента вступления в силу Закона, принятого 5 июля 2007 года.

Народное Собрание Республики Ингушетия с заявлением К.А.М. не согласилось.

Решением Верховного суда Республики Ингушетия от 9 апреля 2008 года заявление К.А.М. оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявитель просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм процессуального и материального права.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Отказывая К.А.М. в удовлетворении заявления суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое правовое регулирование установлено в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, по вопросу совместного ведения, финансируемого из бюджета субъекта Российской Федерации; при этом, уровень гарантий, установленный федеральным законодательством о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот средств, не снижен.

Такой вывод суда согласуется с требованиями федерального законодательства, на нормы которого суд ссылается в своем решении.

Согласно пункту "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По этим и другим вопросам совместного ведения субъекты Российской Федерации не вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые могут противоречить федеральным законам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается - предоставление им в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

До 1 января 2005 года выплату денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государство производило исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона, и они являлись расходными обязательствами, как Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации.

После издания Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 150 Семейного кодекса Российской Федерации были внесены изменения

- с 1 января 2005 года на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 2005 года) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Таким образом, вышеназванными федеральными законами субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных льгот, не могут быть ниже размеров выплат предоставлявшихся гражданам до 31 декабря 2004 года.

Из материалов по делу усматривается, что в 2007 году с учетом индекса роста доходов размер ежемесячного пособия на одного опекаемого ребенка выше выплат, производившихся до 31 декабря 2004 года на одного ребенка школьного возраста.

Таким образом, выводы суда являются законными и обоснованными, соответствуют обстоятельствам дела, материальный Закон, подлежащий применению по данному делу, судом понят и истолкован правильно, вследствие чего сделан и правильный вывод о соответствии федеральному законодательству, оспариваемого заявителем правового регулирования.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Ингушетия от 9 апреля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу К.А.М. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июля 2008 г. N 26-Г08-8


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение