Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 августа 2008 г. N 74-Г08-37 Суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого положения федеральному законодательству, поскольку из анализа оспариваемого положения следует, что субъектом РФ при установлении объема финансирования на вознаграждение за классное руководство процентная надбавка к заработной плате не учтена

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 августа 2008 г. N 74-Г08-37


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) об отмене решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2008 года, которым оставлено без удовлетворения его заявление о признании недействующим пункта 3 Порядка предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, утвержденного постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 24 января 2007 года N 29.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение подлежащим отмене, Судебная коллегия установила:

пункт 3 Порядка предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, утвержденного постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 24 января 2007 года N 29 предусматривает, что "при определении объемов финансирования учитываются районные коэффициенты, установленные в централизованном порядке, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 3 в той части, в которой при определении средств на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам не учтена процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также районный коэффициент, установленный субъектом Российской Федерации.

В обоснование заявления сослался на противоречие статьям 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу требований которых указанные компенсации должны оплачиваться, полагая, что такие расходы относятся к расходам на оплату труда в полном размере и финансируются из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Правительство Республики Саха (Якутия) с заявлением прокурора Республики Саха (Якутия) не согласилось, указав на то, что региональное постановление регулирует отношения по целевому расходованию субсидий из федерального бюджета на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, осуществляемых в рамках национального проекта "Образование" и Постановлений Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 814 и от 12 декабря 2007 года N 860; сохраняет все доплаты за выполнение функции классного руководства в размере от 10 до 20% к тарифной сетке учителя, которые индексируются соответственно росту ставок тарифных разрядов к ETC, с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате согласно действующему законодательству по состоянию на 31 декабря 2006; финансовая помощь, предоставляемая бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета не требует дополнительного софинансирования, поскольку является софинансированием уже существующих в республике выплат, расходы которых в 2008 году составляют порядка 194,5 млн. рублей; и таким образом, требования статей 129, 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации о применении процентных надбавок к заработной плате в республике соблюдены.

В обоснование своих возражений, правительство Республики Саха (Якутия) сослалось на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 17 января 2007 года, которым, по мнению правительства Республики Саха (Якутия), прокурору было отказано в удовлетворении заявления фактически по тем же заявленным требованиям (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2007 года решение оставлено без изменения).

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2008 года прокурору Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявления отказано.

В кассационном представлении прокурор просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Относительно кассационного представления правительством Республики Саха (Якутия) поданы возражения.

Изучив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующему основанию.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд исходил из того, что, оспариваемое прокурором положение, фактически повторяет содержание пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 860 "О порядке предоставления в 2008-2009 годах субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений", в котором также предусмотрено, что при определении размера субсидии на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ни местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Однако суд не учел, что вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета в виде целевых субсидий бюджетам субъектов, является частью заработной платы (на это прямо указывает и терминология, используемая в контексте данного постановления), а поэтому, объемы финансирования, предусмотренные субъектом Российской Федерации на эти цели должны быть установлены с соблюдением гарантий, предусмотренных статьями 315 -317 Трудового кодекса.

Поскольку из анализа оспариваемого положения следует, что субъектом Российской Федерации при установлении объема финансирования на вознаграждение за классное руководство процентная надбавка к заработной плате не учтена, Судебная коллегия находит вывод суда о соответствии оспариваемого положения федеральному законодательству основанным на неправильном толковании норм материального Закона, подлежащего применению по данному делу, что является основанием для отмены решения в кассационном порядке.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2008 года отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявление прокурора Республики Саха (Якутия).

Признать противоречащим и недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения пункт 3 Порядка предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, утвержденного постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 24 января 2007 года N 29 в той части, в которой при определении средств на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогических работникам не учтена процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 августа 2008 г. N 74-Г08-37


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.