Решение Верховного Суда РФ от 1 июля 2008 г. N ГКПИ08-1264 Суд отказал в признании недействующими отдельных положений нормативных правовых актов, регулирующих гражданские отношения, возникающие при оказании услуг по перевозкам пассажиров на железнодорожном транспорте, поскольку они соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий органов государственной власти и не нарушают права пассажиров при проезде в поездах дальнего следования

Решение Верховного Суда РФ от 1 июля 2008 г. N ГКПИ08-1264

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 сентября 2008 г. N КАС08-449 настоящее решение оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании недействующими: пункта 19 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111; частично пунктов 11, 12, 51, 201 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30; Указания Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 мая 1995 г. N К-419у "О порядке оформления проездных документов с указанием фамилии пассажира", установил:

согласно Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность), а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того, - на основании документов, подтверждающих указанное право.

При оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования указание в нем фамилии пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, является обязательным.

Пассажир при получении проездного документа (билета) должен проверить правильность указанных в нем фамилии, номера документа, удостоверяющего личность, реквизитов поездки (дата отправления, номер поезда, железнодорожные станции отправления и назначения) и другой информации (пункт 19 Правил).

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте в пункте 11 предусматривают, что оформление проездного документа (билета) производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении), а для оформления льготного или бесплатного проездного документа (билета) - и документов, дающих право на льготы.

В соответствии с пунктом 12 Правил при оформлении проездных документов (билетов) через систему "Экспресс" сведения печатаются билетопечатающим устройством, подключенным к терминалу этой системы. При оформлении льготного и бесплатного проезда через систему "Экспресс" сведения о доплате за повышение категории проезда печатаются на том же бланке проездного документа (билета).

Подчистки на проездных документах (билетах) не допускаются. В проездных документах (билетах), оформляемых через систему "Экспресс", билетному кассиру на промежуточных станциях разрешается вручную исправлять только номер поезда в случае, если он изменяется по ходу следования. Разъездному билетному кассиру разрешается в проездной документ (билет), оформленный через систему "Экспресс", вносить фамилию пассажира и номер документа, удостоверяющего его личность.

Через систему "Экспресс" на одном бланке проездного документа (билета) может быть оформлен проезд на несколько человек.

Пункт 51 Правил определяет, что при несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего его личность, фамилии или номеру, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, в проездном документе (билете), оформленном на станциях, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации, пассажир к посадке в поезд не допускается. Такому лицу на проездном документе (билете) начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда делает отметку "Отказано в перевозке на основании пункта 14 Правил оказания услуг". При этом стоимость проезда и перевозки багажа не возвращается.

Возврат денег как за несостоявшуюся поездку в порядке, предусмотренном в пункте 52 данных Правил, производится только по проездным документам (билетам), в которых не записана фамилия.

В соответствии с пунктом 201 Правил пассажир, обнаруженный при проверке в поезде без проездного документа (билета) или предъявивший проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указана фамилия, номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии пассажира, номеру, указанному в документе, удостоверяющем личность пассажира, или предъявивший бесплатный или льготный проездной документ (билет) без соответствующих документов, подтверждающих право на пользование таким проездным документом (билетом), а также пассажир, обнаруженный в поезде дальнего и местного следования с билетом на поезд пригородного сообщения (за исключением случаев, установленных железной дорогой), считается безбилетным и должен уплатить штраф в размере, установленном законодательством Российской Федерации.

Одновременно с уплатой штрафа с безбилетного пассажира, проезжающего в поездах дальнего и местного следования и пригородных поездах, контролирующими лицами взимается стоимость проезда от станции посадки пассажира до станции назначения или пересадки. Если пассажир заявляет о желании покинуть поезд, он, кроме штрафа, оплачивает стоимость проезда до станции, на которой он покинет поезд. В случае отказа пассажира оплатить штраф и стоимость проезда принимаются меры к его удалению из поезда.

При отсутствии фамилии в проездном документе (билете) он изымается у пассажира. При этом составляется акт за подписью контролера-ревизора поездов или начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда в двух экземплярах. В акте указывается фамилия пассажира, номер проездного документа (билета), поезда, вагона, места, станции отправления и назначения, а при оформлении проездного документа (билета) через автоматизированную систему "Экспресс" также номер пункта продажи. Акт должен иметь штамп организации формирования поезда. Первый экземпляр акта выдается пассажиру, а второй экземпляр акта вместе с таким проездным документом (билетом) направляется в пассажирскую службу железной дороги, оформившей проездной документ (билет), для проведения служебного расследования, а пассажир следует до станции назначения с актом, который заменяет ему проездной документ (билет).

Удаление пассажира из поезда не допускается на станциях, находящихся вдали от населенных пунктов. Перечень таких станций устанавливается железной дорогой.

Указание Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 мая 1995 г. N К-419у "О порядке оформления проездных документов с указанием фамилии пассажира", введено в действие с 1 июля 1995 года и устанавливает, что оформление проезда в поездах дальнего и местного сообщений производится на основании документа, удостоверяющего личность пассажира (паспорт, военный билет, служебное удостоверение с фотографией и печатью и т.п.), а детей в возрасте до 16 лет - свидетельства о рождении.

При посадке в поезд пассажир предъявляет проводнику вагона проездной документ и документ, удостоверяющий его личность. При несоответствии фамилии в предъявляемых документах, отсутствии или изменении (исправлении) фамилии в проездном документе, пассажир в поезд не допускается.

Возврат платежей при отсутствии фамилии в проездном документе производится как за несостоявшуюся поездку в порядке, установленном параграфом 282 Правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам СССР (Тарифное руководство N 5).

При обнаружении в поезде пассажира с проездным документом, в котором фамилия не соответствует документу, удостоверяющему его личность, или изменена (исправлена), такой пассажир считается безбилетным. При отсутствии фамилии в проездном документе у пассажира изымается билет, который вместе с актом, составленным начальником поезда, направляется в пассажирскую службу железной дороги, продавшей билет, для проведения служебного расследования, а пассажир следует до станции назначения.

Гражданин П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими: пункта 19 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111; частично пунктов 11, 12, 51, 201 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 26 июля 2002 г. N 30; полностью Указания МПС России от 26 мая 1995 г. N К-419у "О порядке оформления проездных документов с указанием фамилии пассажира".

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов предусматривают обязательное предъявление документов, удостоверяющих личность, при оформлении железнодорожных билетов, указание в этих билетах фамилии и данных документа, удостоверяющего личность, и предусматривают неблагоприятные последствия для пассажиров, имеющих билеты, оформленные не на свое имя, либо без указания фамилии, что противоречит ч. 6 ст. 82 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", и нарушают его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 2 Протокола N 4 к названной Конвенции.

П. и его представитель по доверенности Г. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству транспорта Российской Федерации (поручение от 15 мая 2008 г. N СС-П9-3038).

Представители Правительства РФ и Минтранса России Л., З., Минюста России К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что оспариваемые положения соответствуют действующему законодательству, изданы компетентными органами государственной власти и не нарушают прав граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Правительства РФ и Минтранса России Л., З., Минюста России К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Правительство Российской Федерации, осуществляя предусмотренные законом полномочия по изданию правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, 2 марта 2005 г. утвердило Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 10, 07.03.2005, "Российской газете" N 54, 18.03.2005.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3).

Правила оказания услуг регулируют отношения, возникающие между перевозчиками и физическими лицами - пассажирами, грузоотправителями (отправителями) и грузополучателями (получателями) при оказании услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 1).

Порядок оказания услуг по перевозкам пассажиров предусматривает, что оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (пункт 19 Правил).

Данные положения Правил соответствуют действующему законодательству.

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусматривает формирование автоматизированных централизованных баз персональных данных при железнодорожных перевозках в дальнем следовании. В автоматизированные централизованные базы при оформлении проездных документов (билетов) подлежат передаче персональные данные о пассажирах: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; сведения о виде и номере документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки (часть 5 статьи 11). Таким образом, настоящий Федеральный закон определяет оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира.

В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса РФ, статьей 82 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами).

Требование об обязательном указании в проездном документе (билете) на поезд дальнего следования фамилии пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, является общим условием заключения договора железнодорожной перевозки в дальнем следовании, которое установлено изданными в соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" Правилами.

Порядок заключения между перевозчиком и пассажиром договора перевозки железнодорожным транспортом и его исполнение, предусматривающий оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира, не может рассматриваться как вмешательство в частную жизнь граждан. Федеральным законом "О транспортной безопасности" предусмотрено создание единой государственной информационной системы обеспечения безопасности, которая состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах. Такие базы формируются при осуществлении и такого вида перевозок как железнодорожные перевозки в дальнем следовании.

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте утверждены Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30 (действуют в редакции Приказа Минтранса России от 28 марта 2007 г. N 35).

Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 2002 г., регистрационный номер 3675 и опубликован в "Российской газете" N 154-155, 20.08.2002, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 40, 07.10.2002.

Правила утверждены МПС России в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации". В настоящее время правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

Положения пункта 11 Правил носят отсылочный характер и соответствуют положениям абзаца первого пункта 19 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111.

Обоснования того, что положения пункта 19 Правил не противоречат федеральным законам, приведены выше.

Пункт 12 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте регламентирует оформление проездных документов (билетов) через систему "Экспресс", касается деятельности работников, которые занимаются оформлением проездных документов (билетов) и не нарушают прав и охраняемых законом интересов пассажиров.

Пункт 51 Правил регламентирует порядок контроля со стороны перевозчика наличия у пассажира проездного документа (билета) при посадке в поезд. Даная норма соответствует положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, а именно: Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111 (абзац 3 пункта 29).

Условия оказания услуг по перевозкам являются обязательными для сторон, заключивших договор железнодорожной перевозки пассажира в дальнем следовании. Выдаваемый пассажиру в удостоверение договора перевозки проездной документ (билет) на поезд дальнего следования является именным, содержит сведения о пассажире: фамилию, имя, отчество, наименование, серию и номер документа, удостоверяющего личность.

Формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (абзац пятый статьи 82 Федерального закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ).

Пункт 201 Правил определяет условия, когда пассажир считается безбилетным. Заявитель оспаривает названную норму в части наступления неблагоприятных последствий для пассажира, предъявившего при проверке в поезде проездной документ (билет), в котором указана фамилия, номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии пассажира, номеру, указанному в документе, удостоверяющего личность пассажира.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусматривает государственное регулирование в области железнодорожного транспорта, которое предполагает утверждение обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением.

За безбилетный проезд в поезде дальнего сообщения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях налагается штраф (статья 11.18).

Установленные оспариваемыми положениями требования предназначены для предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации при следовании на железной дороге. Данные требования основаны на нормах Федерального закона и не могут рассматриваться как нарушающие права граждан.

Абзац шестой статьи 82 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусматривает, что утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. В случае если пассажир предоставит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного. Данная норма Федерального закона не регулирует порядок заключения договора железнодорожной перевозки в дальнем следовании и, следовательно, доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативных правовых актов абзацу 6 статьи 82 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ являются несостоятельными.

Указание Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 мая 1995 г. N К-419у "О порядке оформления проездных документов с указанием фамилии пассажира" зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 июня 1995 г., регистрационный номер 874, опубликовано в издании "Российские вести" N 114, 22.06.1995.

Оспариваемые положения Указания новых норм не устанавливают, а развивают положения вышеназванных Правил, детализируя их применение к оформлению документов.

Представленные заявителем сведения о том, что национальное законодательство ряда государств, участников Европейской Конвенции, не содержит требований о предъявлении лицом, приобретающим железнодорожные билеты, документа, удостоверяющего личность и внесения персональных данных в информационные базы, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. По делам о признании недействующими нормативных правовых актов суд проверяет их соответствие федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а не на предмет соответствия национальному законодательству иностранных государств.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий органов государственной власти в сфере регулирования гражданских отношений, возникающих при оказании услуг по перевозкам пассажиров на железнодорожном транспорте, и не нарушают права пассажиров при проезде в поездах дальнего следования, заявление П. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление П. о признании недействующими: пункта 19 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111; частично пунктов 11, 12, 51, 201 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30; Указания Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 мая 1995 г. N К-419у "О порядке оформления проездных документов с указанием фамилии пассажира" - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.


Решение Верховного Суда РФ от 1 июля 2008 г. N ГКПИ08-1264


Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (www.supcourt.ru)


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 сентября 2008 г. N КАС08-449 настоящее решение оставлено без изменения

Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.