Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2008 г. N КАС08-548 Решение Верховного Суда РФ об отказе в признании недействующим пункта 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н, оставлено без изменения

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2008 г. N КАС08-548


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.Ю.К. об оспаривании пункта 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 года N 727/831/165н, по кассационной жалобе А.Ю.К. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации А.А.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок).

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:

командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;

справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;

трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения;

табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;

справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);

задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;

военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);

выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;

выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986-1990 годах.

А.Ю.К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, об оспаривании абзаца 2 пункта 6 Порядка не соответствующим пункту 3 части первой статьи 13 и части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части, касающейся военнослужащих.

В подтверждение требований указал, что оспариваемое предписание Порядка, относящее к документам, подтверждающим участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения, нарушает его право на замену удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Это нарушение проявляется в том, что в командировочных удостоверениях военнослужащих, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, ставились отметки о пребывании в определенных войсковых частях, а не в населенных пунктах, в результате чего он не может получить удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС нового образца.

Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе А.Ю.К., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения Верховного Суда Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд первой инстанции, на основании надлежащего анализа содержания оспариваемого заявителем пункта 6 Порядка, пришел к правильному выводу, о том, что нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству, издан в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации являются органами, уполномоченными определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Поэтому, как правильно указал суд в решении, указанные федеральные органы исполнительной власти, действуя в пределах предоставленных полномочий, вправе были утвердить оспариваемый заявителем Порядок и закрепить в нем перечень документов, на основании которых оформляются и выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены статьей 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).

Согласно пункту 3 части первой статьи 13 названного Закона к гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией, последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

Указанным гражданам, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (части четвертая и пятая статьи 15 Закона).

Вывод суда о том, что оспариваемый заявителем пункт 6 Порядка, предусматривающий, что командировочное удостоверение граждан должно содержать отметки о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения соответствует положениям пункта 3 части первой статьи 13 Закона, обоснован.

То обстоятельство, что в командировочных удостоверениях военнослужащих, привлеченных в названный период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, могла содержаться отметка о пребывании не в населенных пунктах (пункте), а в войсковых частях, не могло служить основанием к удовлетворению заявления, поскольку, как правильно суд указал в решении, при дислокации этих частей в зоне отчуждения эти командировочные удостоверения также являются документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения.

Доводы в кассационной жалобе о том, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, являются ошибочными. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, правильно истолковал смысл оспоренного положения нормативного правового акта, пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 6 Порядка не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав заявителя.

С учетом изложенного, не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права. В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу А.Ю.К. - без удовлетворения.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2008 г. N КАС08-548


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.