Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2008 г. N 58-Г08-18 О признании недействующими пунктов 6.1, 6.2 Положения о краевой комиссии по эффективному использованию водных биологических ресурсов на территории Хабаровского края, утв. постановлением Губернатора Хабаровского края от 20 мая 2008 г. N 70

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2008 г. N 58-Г08-18


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 4 августа 2008 года, которым удовлетворено заявление прокурора Хабаровского края о признании пунктов 6.1 и 6.2 Положения о краевой комиссии по эффективному использованию водных биологических ресурсов на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 20 мая 2008 года N 70, противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б.Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 6.1 и 6.2 Положения о краевой комиссии по эффективному использованию водных биологических ресурсов на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 20 мая 2008 года N 70, ссылаясь на нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования.

Решением Хабаровского краевого суда от 4 августа 2008 года заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Правительство Хабаровского края просит об отмене решения в связи с нарушением судом норм материального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит Федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Удовлетворяя заявление прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 6.1 и 6.2 Положения о краевой комиссии по эффективному использованию водных биологических ресурсов на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 20 мая 2008 года N 70 "О краевой комиссии по эффективному использованию водных биологических ресурсов на территории Хабаровского края", суд пришел к выводу, что для этого имеется предусмотренное законом основание.

Вывод суда мотивирован тем, что вышеназванная комиссия не является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем принятые ею акты юридической силой не обладают и исполнению не подлежат. Оспариваемые нормы, устанавливающие обязательность принятых краевой комиссией решений в отношении действующих на территории края федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых регулируется федеральным законодательством, а не законодательством субъекта Российской Федерации, превышают полномочия законодателя субъекта Российской Федерации.

Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела и является правильным.

Из дела видно и судом установлено, что 20 мая 2008 года Губернатором Хабаровского края принято постановление N 70 "О краевой комиссии по эффективному использованию водных биологических ресурсов на территории Хабаровского края", которым создана названная краевая комиссия и утверждено Положение о ней (Положение).

Указанное постановление Губернатора Хабаровского края и утвержденное им Положение опубликованы 12 июня 2008 года в "Собрании законодательства Хабаровского края" N 5 (70).

Пунктом 6.1 Положения установлено, что решения комиссии в установленном порядке направляются лицам, в отношении которых они приняты, для руководства и исполнения.

Пунктом 6.2 Положения предусмотрено, что в целях исполнения решений комиссии они могут направляться в федеральные и краевые органы исполнительной власти и иные организации.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 24 декабря 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (с последующими изменениями) предусмотрено, что вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 24 апреля 1995 года"

На основании статьи 6 названного Федерального закона субъектам Российской Федерации передано осуществление ряда полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов.

Статьей 16 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2001 года N 349 "О Правительстве Хабаровского края" (с последующими изменениями) вопросы охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов названы полномочиями Правительства Хабаровского края.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2007 года N 262-пр (с последующими изменениями) полномочия в области охраны и использования животного мира, охраны водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах возложены на краевое государственное учреждение "Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края" (пункты 2, 2.6).

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 31 марта 2008 года N 169-р утверждены структура и штатная численность органов исполнительной власти Хабаровского края. К таковым не относится краевая комиссии по эффективному использованию водных биологических ресурсов на территории Хабаровского края.

Как следует из содержания оспариваемого Положения, названная Комиссия является по существу консультативно-совещательным органом при Губернаторе края. По результатам заседаний комиссии издаются распоряжения Губернатора Хабаровского края.

Сравнительный анализ оспариваемого (в части) Положения с федеральными и краевыми нормами, имеющими большую юридическую силу, приводит к выводу о том, что, поскольку краевая комиссия по эффективному использованию водных биологических ресурсов на территории Хабаровского края не является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые ею решения не являются обязательными для исполнения, тем более в отношении территориальных органов исполнительной власти Российской Федерации, деятельность которых регулируется федеральными нормами. Губернатор Хабаровского края при принятии оспариваемых норм вышел за пределы полномочий, предоставленных высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.

Другим основанием, положенным судом в основу решения о признании оспариваемого (в части) акта недействующим, является то, что нормативное содержание пунктов 6.1 и 6.2 Положения о краевой комиссии по эффективному использованию водных биологических ресурсов на территории Хабаровского края не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, не обеспечивает единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению установленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.

С данным выводом суда Судебная коллегия согласна.

Оспариваемые правовые нормы, предоставляющие возможность краевой комиссии давать указания федеральным органам исполнительной власти, не конкретизируют, круг этих органов, что предоставляет, как правильно указал суд, такую возможность осуществлять в отношении любого федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 25 Постановления N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суду будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

Кассационная жалоба не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные законом в качестве основания к отмене решения суда в кассационном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Хабаровского краевого суда от 4 августа 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2008 г. N 58-Г08-18


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.