Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 января 2010 г. N 51-Г09-26 О признании частично не действующим решения Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 г. N 10 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 января 2010 г. N 51-Г09-26


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 15 октября 2009 г., которым постановлено:

признать решение Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению" в части нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным газом (Приложение 4) недействующим с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б.Л.В., объяснения представителя Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Б.О.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя открытого акционерного общества "Алтайкрайгазсервис" (далее ОАО "Алтайкрайгазсервис") Т.Т.А., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 г. N 10 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению" (в ред. от 21.03.2007 N 8, от 30.07.2007 N 20), опубликованным в газете "Алтайская правда", N 367, 18.11.2006, на территории Алтайского края установлены нормативы потребления коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным газом согласно Приложению 4, подлежащие применению при отсутствии приборов учета и предназначенные для определения размера платы за коммунальные услуги.

В Приложении 4 указано, что нормативы составляют:

- на приготовление пищи с использованием газовых плит при наличии централизованного отопления и централизованного горячего водоснабжения - 3,34 кг/чел. на месяц;

- на приготовление пищи с использованием газовых плит и подогрев воды для хозяйственных и санитарно- гигиенических нужд с использованием газового водонагревателя при отсутствии централизованного горячего водоснабжения - 8,3 кг/чел. в месяц;

- на приготовление пищи с использованием газовых плит и подогрев воды для хозяйственных и санитарно - гигиенических нужд при отсутствии газового водонагревателя и централизованного горячего водоснабжения - 5 кг/чел. в месяц.

ОАО "Алтайкрайгазсервис" обратилось в суд с заявлением об оспаривании названного решения в части установления приведенных нормативов, ссылаясь на то, что оно противоречит статье 157 ЖК РФ, пунктам 1, 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа", пунктам 5, 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, поскольку принято в отсутствие соответствующей методики, утвержденной уполномоченным органом, без согласования с газоснабжающей организацией, без учета климатических условий отдельных местностей и степени благоустройства жилых домов. Применение указанных нормативов затрагивает интересы ОАО "Алтайкрайгазсервис" как хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставку газа населению. Установленные нормативы экономически не обоснованы и не соответствуют фактическому потреблению газа населением. Газ, потребленный сверх этого норматива, никем не оплачивается, затраты на его приобретение и доставку предприятию не возмещаются. В то же время предоставлять газ населению в размере установленного норматива ОАО "Алтайкрайгазсервис" также не может. В данном случае в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг не будет обеспечена бесперебойность газоснабжения: газ будет заканчиваться преждевременно.

Решением Алтайского краевого суда от 15 октября 2009 г. указанное заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края просит об отмене решения в связи с нарушением судом норм материального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Суд, признавая недействующим (в части) решение Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 г. N 10 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению" (с последующими изменениями), пришел к выводу, что оспариваемый акт противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (далее по тексту Порядок) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 373.

В соответствии с пунктом 1 Порядка нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.

Указанные нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению.

Пункт 2 Порядка предусматривает, что расчет нормативов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, для муниципальных образований осуществляется совместно с газоснабжающими организациями на основании порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее Правила).

Положениями подпункта "г" пункта 5 Правил установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома: в отношении газоснабжения (при расходе газа на подогрев воды) - износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

Согласно пунктам 19 и 20 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод. Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами. Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 Приложения к настоящим Правилам (п. 44 Правил).

Судом установлено, что Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края является органом исполнительной власти края, наделенным полномочиями по изданию актов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению.

Установлено, что при принятии оспариваемого решения не соблюдены ряд положений как Порядка, так и Правил. В частности, нормативы потребления сжиженного газа установлены единые для всех муниципальных образований. Расчет нормативов потребления сжиженного газа осуществлялся без участия газоснабжающей организации. При расчете норматива газоснабжения, включающего подогрев воды, использовалась та же формула, что и для норматива газоснабжения на приготовление пищи. Не учтен износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таких данных является правильным вывод в решении суда о том, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт Алтайского края противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Являются надуманными ссылки представителя Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края на то, что постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306, от 13.06.2006 г. N 373 не регулируют отношения в сфере установления нормативов потребления по снабжению сжиженным газом, в связи с чем не подлежат применению к спорному правоотношению, а правовое регулирование в указанной сфере должно осуществляться по усмотрению названного органа исполнительной власти края. Правовое регулирование в любой сфере, в том числе и в этой, должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством. Действующее законодательство не содержит иных нормативных правовых актов в сфере установления нормативов потребления по снабжению газом. Кроме того, в вышеуказанных федеральных актах не содержится деления газа на природный и сжиженный. Газ, предоставляемый населению Алтайского края ОАО "Алтайкрайгазсервис", идет по сети и является сетевым.

Также несостоятельным является довод о том, что расчет нормативов потребления газа осуществлялся Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края совместно с газоснабжающей организацией. Ни суду, ни Судебной коллегии не представлено ни единого документа, свидетельствующего о совместной работе, предшествовавшей принятию оспариваемого акта.

Другие доводы кассационной жалобы проверялись судом и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, были опровергнуты. Оснований не согласиться с оценкой суда первой инстанции Судебная коллегия не имеет.

В силу изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Алтайского краевого суда от 15 октября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 января 2010 г. N 51-Г09-26


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.