Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2010 г. N 19-Г10-12 О признании недействующими абзацев 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13 раздела V, показателей граф пятой "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (рублей)", шестой и седьмой "Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Территориальной программой на 1 человека в год (рублей)" раздела VI Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утв. постановлением Правительства Ставропольского края от 22 марта 2010 г. N 99-п

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2010 г. N 19-Г10-12


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.

при секретаре Алешиной П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 30 июня 2010 года, которым признаны недействующими с момента принятия абзацы 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13 раздела V, показатели граф пятой "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (рублей)", шестой и седьмой "Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Территориальной программой на 1 человека в год (рублей)" раздела VI Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 22 марта 2010 года N 99-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Правительства Ставропольского края Лысенко О.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит изменению в части признания оспариваемых норм недействующими с момента принятия, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Первый заместитель прокурора Ставропольского края обратился в Ставропольский краевой суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия абзацев 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13 раздела V, показателей граф пятой "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (рублей)", шестой и седьмой "Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Территориальной программой на 1 человека в год (рублей)" раздела VI Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 22 марта 2010 года N 99-п, полагая, что они противоречат федеральному законодательству.

В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемые положения Территориальной программы устанавливают заниженные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения, чем установленные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 года N 811, в результате чего нарушают конституционные права жителей Ставропольского края на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством РФ.

Решением Ставропольского краевого суда от 30 июня 2010 года заявление первого заместителя прокурора Ставропольского края удовлетворено.

В кассационной жалобе Правительства Ставропольского края ставится вопрос об отмене указанного решения как постановленного в результате неправильного применения норм материального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22 июля 1993 года N 5487-I, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования (пункт 4 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Согласно статье 22 Закона РФ от 28 июня 1991 года N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения РФ и утверждает Совет Министров РФ (Правительство РФ). На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

В силу статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

В программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.

Утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи отнесено к полномочиям Правительства РФ.

В соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ постановлением от 2 октября 2009 года N 811 утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год.

Разделом V названной Программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:

на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1710,1 руб.;

на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 руб., в том числе 168,4 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;

на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 руб., в том числе 470,5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;

на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 руб., в том числе 1167 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования.

Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 руб., из них:

4059,6 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;

3573,8 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в последнем абзаце раздела III Программы.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 года N 811 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год", постановлением Правительства Ставропольского края от 23 марта 2004 года N 46-п "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации на территории Ставропольского края", Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 5 апреля 2001 года за N 1518/21-1, Правительством Ставропольского края разработана и утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год, которая определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатно.

Разделом V Территориальной Программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Территориальной программой, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой, рассчитаны исходя из расходов на ее содержание и в среднем составляют:

на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1180,8 руб.;

на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 176,7 руб., в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования - 145,4 руб.;

на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 427,9 руб., в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования - 391,5 руб.;

на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1074,7 руб., в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования - 913,2 руб.

Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Территориальной программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 4929,8 руб., в том числе:

за счет средств обязательного медицинского страхования - 2939,7 руб.;

за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, неотложной медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования, - 1990,1 руб.

Указанные нормативы отражены в графах пятой "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (рублей)", шестой и седьмой "Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Территориальной программой на 1 человека в год (рублей)" раздела VI Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 22 марта 2010 года N 99-п.

Сравнительный анализ положений двух программ свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации (Ставропольским краем) заниженных по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 года N 811, нормативов объема медицинской помощи.

При таких данных следует признать правильным вывод суда о том, что оспариваемые положения Территориальной программы не соответствуют положениям Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривающей возможность установления территориальными программами дополнительных условий, видов и объемов оказания медицинской помощи, но не уменьшения нормативов объема медицинской помощи.

Довод кассационной жалобы Правительства Ставропольского края о возможности корректирования нормативов объема медицинской помощи с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций, в том числе в сторону уменьшения, со ссылкой на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 декабря 2009 года N 20-0/10/2-10360 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи", по мнению Судебной коллегии, не может явиться основанием к отмене решения суда, поскольку названное письмо не носит нормативного характера.

Иные доводы кассационной жалобы свидетельствуют о неправильном толковании Правительством Ставропольского края законодательства, регулирующего спорные правоотношения, поэтому по доводам жалобы решение суда отмене не подлежит.

Вместе с тем, Судебная коллегия находит возможным признать оспариваемые нормы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, исходя из того, что постановление до принятия решения применялось, на его основании реализовывались права граждан и организаций.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ставропольского краевого суда от 30 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Ставропольского края - без удовлетворения, указав на признание абзацев 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13 раздела V, показатели граф пятой "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (рублей)", шестой и седьмой "Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Территориальной программой на 1 человека в год (рублей)" раздела VI Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 22 марта 2010 года N 99-п, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.


Председательствующий

Хаменков В.Б.


Судьи

Анишина В.И.



Ксенофонтова О.А.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2010 г. N 19-Г10-12


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.