Авиационные правила. Часть 170. Сертификация оборудования аэродромов и воздушных трасс (АП-170) (утв. Межгосударственным авиационным комитетом) (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Поправкой N 1, утвержденной Межгосударственным авиационным комитетом, Федеральной авиационной службой РФ, ГосНИИ "Аэронавигация" 1, 3, 16, 17, 23 декабря 1997 г., в настоящие Правила внесены изменения

См. текст Правил в предыдущей редакции

Авиационные правила. Часть 170
Сертификация оборудования аэродромов и воздушных трасс (АП-170)
(утв. Межгосударственным авиационным комитетом)

С изменениями и дополнениями от:

1, 3, 16, 17, 23 декабря 1997 г.

 

Том 2. Сертификационные требования к оборудованию аэродромов (аэропортов) (подлежит разработке).

Настоящие авиационные правила (АП-170 "Сертификация оборудования аэродромов и воздушных трасс") одобрены Советом по авиации и использованию воздушного пространства (Постановление 1-ой /1994 г./ сессии Совета от 21.01.94 г.) для введения в действие авиационными администрациями Договаривающихся государств с 1 марта 1994 года.

С введением в действие настоящих Авиационных правил (АП-170 "Сертификация оборудования аэродромов и воздушных трасс") утрачивают силу "Правила сертификации гражданских аэродромов, предназначенных для эксплуатации при минимумах 1, 2, 3 категорий ИКАО" (часть 2) 1991 г.

 

Введение

 

Настоящие Авиационные правила (АП-170 "Сертификация оборудования аэродромов и воздушных трасс")* разработаны в соответствии с "Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства".

Правила определяют порядок сертификации оборудования, предназначенного для эксплуатации на аэродромах (в аэропортах), расположенных на территории Договаривающихся государств и эксплуатируемых в целях приема и выпуска воздушных судов, выполняющих перевозки пассажиров, а также оборудования, обеспечивающего полеты воздушных судов по воздушным трассам**.

Цель настоящих правил состоит в обеспечении разработчиков и изготовителей оборудования аэродромов и воздушных трасс руководящим материалом по правилам выдачи Сертификата типа оборудования и Знака соответствия экземпляра оборудования (сертификационных документов), а также по порядку контроля в процессе его серийного производства.

Правила включают в себя сертификационные требования к оборудованию аэродромов и воздушных трасс, которые направлены на обеспечение безопасности полетов и выполнение которых необходимо для получения сертификационных документов и поддержания оборудования на уровне, обеспечивающем безопасность полетов в процессе его серийного производства.

Кроме того, Правила включают в себя Приложения - инструктивный и информационный материал, который поясняет, при необходимости, имеющиеся в Правилах требования и содержит приемлемые для Комиссии по сертификации аэродромов и оборудования Межгосударственного авиационного комитета*** методы выполнения указанных требований, а также формы необходимых документов.

Порядок разработки и совершенствования настоящих Правил устанавливается Советом по авиации и использованию воздушного пространства.

Том 1
Правила сертификации оборудования аэродромов и воздушных трасс

 

1.1. Определения

 

Сертификация оборудования - установление соответствия типа оборудования сертификационным требованиям.*(1)

Сертификат типа оборудования - документ, удостоверяющий соответствие нового типа оборудования*(2) сертификационным требованиям (см. Приложение 2).

Владелец сертификата (знака соответствия) - организация, предприятие или любое другое юридическое лицо, получившее Сертификат (Знак соответствия) в соответствии с положениями настоящих Правил.

Типовая конструкция - конструкция оборудования, выполненная по комплекту конструкторской документации, откорректированной, в случае необходимости, по результатам испытаний образца, прошедшей проверку и утверждение в установленном Единой системой конструкторской документации (ЕСКД) порядке, с присвоением ей соответствующей литеры.

Импортируемое оборудование - под импортируемым оборудованием для целей настоящих Правил понимается оборудование, изготовленное в государствах, не являющихся участниками "Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства", и поставляемое для эксплуатации на аэродромах Договаривающихся государств.

1.2. Общие положения

 

1.2.1. Необходимым условием для допуска нового типа оборудования к эксплуатации на аэродромах, с которых осуществляются перевозки пассажиров, а также обеспечения полетов воздушных судов по воздушным трассам, является наличие на данный тип оборудования Сертификата, выданного в соответствии с настоящими Правилами Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК.

1.2.2. Ранее выданные Госавиарегистром СССР Сертификаты годности оборудования к эксплуатации, а также решения государственных органов о допуске оборудования к эксплуатации считаются действительными.

1.2.3. Порядок допуска нового типа оборудования к эксплуатации на аэродромах и воздушных трассах после выдачи Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК Сертификата на данный тип оборудования, а также порядок применения этого оборудования на аэродромах и воздушных трассах устанавливаются соответствующим государственным органом.

1.2.4. Настоящие Правила распространяются на оборудование, согласно перечню, приведенному в Приложениях 1 и .

1.2.5. Заявителю или Владельцу Сертификата (Знака соответствия) рекомендуется консультироваться с Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК до того, как взять на себя какие-либо обязательства, связанные с разработкой нового оборудования, модернизацией серийно производимого оборудования, импортом оборудования и в других необходимых случаях.

1.3. Получение сертификата типа оборудования

 

1.3.1. Заявителем на Сертификат типа оборудования*(3) может быть организация, предприятие или любое другое юридическое лицо, разрабатывающее или производящее новый тип оборудования и имеющее Сертификат Комиссии по сертификации аэродромов и оборудования МАК на данный вид деятельности*(4).

Примечание. Наличие у Заявителя Сертификата на вид деятельности не является обязательным при сертификации:

- импортируемого оборудования;

- оборудования, разработанного Заявителем до ввода в действие настоящих Правил.

1.3.2. Заявитель представляет в Комиссию по сертификации аэродромов и оборудования МАК Заявку (см. Приложение 4) на получение Сертификата типа оборудования.

1.3.3. К Заявке прилагается документ, содержащий общий вид и тактико-технические характеристики сертифицируемого оборудования.

Примечания: 1. Для вновь разрабатываемого оборудования таким документом могут быть техническое задание (ТЗ) или тактико-технические требования (ТТТ).

2. Для серийно изготовляемого оборудования таким документом могут быть Технические условия (ТУ).

3. Для импортируемого оборудования представляется документ фирмы-изготовителя оборудования. Рекламные проспекты или аналогичные материалы,а также любые документы от посреднических или торговых фирм в качестве приложения к Заявке использованы быть не могут.

1.3.4. Заявка рассматривается Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК, как правило, в течение месяца со дня ее получения, после чего Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК информирует Заявителя о результатах рассмотрения Заявки и принятии ее к производству. В случае отказа в принятии Заявки к производству сообщаются причины этого отказа.

Одновременно с рассмотрением Заявки Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК определяет соответствующую научно-исследовательскую организацию ГА, которая в дальнейшем участвует в процессе сертификации, и информирует об этой организации Заявителя.

1.3.5. При отсутствии на дату подачи Заявки сертификационных требований на новый тип оборудования Заявителем совместно с научно-исследовательской организацией ГА, определенной Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК согласно п.1.3.4., определяется состав и объем требований с учетом обеспечения соответствующего уровня безопасности полетов и представляется в Комиссию по сертификации аэродромов и оборудования МАК для согласования в качестве проекта сертификационных требований, на основе которого осуществляется сертификация данного типа оборудования.

1.3.6. В процессе сертификации устанавливается соответствие оборудования сертификационным требованиям, действующим на дату подачи Заявки.

Примечание. Степень применимости поправок и дополнения к сертификационным требованиям, вступившим в силу после срока подачи Заявки, определяется Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК для каждого конкретного типа оборудования отдельно.

1.3.7. Для установления соответствия оборудования сертификационным требованиям и подтверждения типовой конструкции Заявитель проводит сертификационные испытания. О сроках и месте проведения сертификационных испытаний оборудования Заявитель уведомляет Комиссию по сертификации аэродромов и оборудования МАК.

Примечание. По согласованию с Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК сертификационные испытания могут совмещаться с испытаниями, проводимыми по требованиям государственных органов Договаривающихся государств в целях, отличных от установления соответствия оборудования сертификационным требованиям. О сроках и месте проведения совмещенных испытаний Заявитель уведомляет Комиссию по сертификации аэродромов и оборудования МАК.

1.3.8. До проведения сертификационных испытаний Заявитель определяет типовую конструкцию оборудования и подготавливает проект эксплуатационной документации.

1.3.9. Объем сертификационных испытаний определяется программой этих испытаний, разрабатываемой Заявителем совместно с научно-исследовательской организацией ГА, определенной Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК согласно п.1.3.4., и подлежащей согласованию с Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК.

Примечания: 1. В случае совмещения сертификационных испытаний оборудования с другими испытаниями (см. Примечание к п.1.3.7.) отдельная программа сертификационных испытаний может не разрабатываться, а программа совмещенных испытаний подлежит согласованию с Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК.

2. Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК может полностью или частично засчитать результаты проведенных ранее испытаний в качестве сертификационных.

1.3.10. При разработке методик сертификационных испытаний и проведении самих испытаний Заявителем должна привлекаться научно-исследовательская организация ГА, определенная Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК согласно п.1.3.4.

Примечание. Кроме научно-исследовательской организации ГА, определенной Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК, Заявитель может привлекать и другие институты или организации.

1.3.11. В случае выявления в процессе сертификационных испытаний недостатков оборудования, связанных с невыполнением отдельных сертификационных требований, Заявитель обязан устранить указанные недостатки до завершения сертификационных испытаний.

1.3.12. Для случая, предусмотренного в п.3.5 настоящих Правил, в процессе сертификационных испытаний проект сертификационных требований при необходимости уточняется по согласованию с Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК, а после завершения испытаний утверждается и вводится в действие в установленном порядке.

1.3.13. По результатам испытаний Заявитель оформляет Акт сертификационных испытаний с заключением о соответствии оборудования сертификационным требованиям и подтверждении типовой конструкции оборудования, а также при необходимости уточняет проект эксплуатационной документации.

Акт сертификационных испытаний должен быть согласован научно-исследовательской организацией ГА, определенной Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК согласно п.1.3.4.

1.3.14. После завершения сертификационных испытаний и оформления документов по п.1.3.13. Заявитель направляет в Комиссию по сертификации аэродромов и оборудования МАК:

- Акт сертификационных испытаний с приложением всех протоколов испытаний;

- Обязательства Заявителя (см. Приложение 5);

- перечень предприятий, на которых предполагается серийное производство сертифицируемого оборудования;

- комплект эксплуатационной документации (2 экземпляра).

Примечание. Перечень документов, входящих в представляемый в Комиссию по сертификации аэродромов и оборудования МАК комплект эксплуатационной документации, устанавливается Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК для каждого типа оборудования отдельно.

1.3.15. Заявитель может получить Сертификат типа оборудования, если:

1. Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК после рассмотрения заявки и документа, содержащего общий вид и тактико-технические характеристики сертифицируемого оборудования, принял заявку к производству;

2. В случае отсутствия на момент подачи заявки сертификационных требований на данный тип оборудования Заявителем разработан проект сертификационных требований, утвержденный и введенный в действие в установленном порядке;

3. Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК согласовала программу сертификационных испытаний;

4. Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК после рассмотрения Акта сертификационных испытаний с приложенными к нему протоколами считает, что Заявитель правильно установил соответствие оборудования сертификационным требованиям и подтвердил типовую конструкцию оборудования;

5. Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК одобряет эксплуатационную документацию.

Примечание. Один комплект эксплуатационной документации после одобрения Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК возвращается Владельцу Сертификата и ведется им в качестве контрольного экземпляра.

 

6. Предприятия, на которых предполагается серийное производство сертифицируемого оборудования, имеют Сертификат Комиссии по сертификации аэродромов и оборудования МАК на данный вид деятельности.

1.3.16. Сертификат типа оборудования выданный согласно положениям настоящих Правил, является, как правило, бессрочным.

1.3.17. Владелец Сертификата типа оборудования обязан:

1. Получать от Комиссии по сертификации аэродромов и оборудования МАК одобрение на внесение изменений в эксплуатационную документацию при проведении усовершенствований или модернизации данного типа оборудования в части сертификационных требований.

2. Контролировать, чтобы предприятия, на которых осуществляется серийное производство данного типа оборудования, имели Сертификат Комиссии по сертификации аэродромов и оборудования МАК на данный вид деятельности.

3. При изменении перечня предприятий, на которых осуществляется серийное производство данного типа оборудования, информировать Комиссию по сертификации аэродромов и оборудования МАК.

4. При реорганизации, перепрофилировании, ликвидации или других изменениях в деятельности Владельца Сертификата безотлагательно информировать Комиссию по сертификации аэродромов и оборудования МАК.

1.3.18. В случае возникновения необходимости изменения Владельца Сертификата, юридическое лицо, берущее на себя обязанности Владельца Сертификата, обращается в Комиссию по сертификации аэродромов и оборудования МАК с Заявкой о переоформлении Сертификата (см. Приложение 7). К Заявке прилагаются Обязательства (см. Приложение 5).

1.3.19 Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК имеет право:

1. Принимать участие в сертификационных испытаниях оборудования;

2. При необходимости требовать от Заявителя проведения дополнительных сертификационных испытаний;

3. Посещать предприятия, осуществляющие серийное производство сертифицированного оборудования;

4. Устанавливать при выдаче Сертификата типа оборудования ограничения действия Сертификата, а также изменять их или вводить дополнительные ограничения в процессе серийного производства и эксплуатации данного типа оборудования;

5. Приостанавливать или аннулировать Сертификаты типа оборудования, если Владелец Сертификата не выполняет свои обязательства, установленные п.1.3.17. настоящих Правил.

Примечание. Порядок восстановления Сертификата типа оборудования после его приостановления аналогичен порядку получения нового Сертификата.

 

6. Переоформлять Сертификат типа оборудования на другое юридическое лицо, берущее на себя обязанности Владельца Сертификата, установленные п.1.3.17. настоящих Правил.

Примечание. Порядок переоформления Сертификата типа оборудования, а также оценки Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК возможности новым юридическим лицом выполнять обязанности Владельца Сертификата устанавливается в каждом конкретном случае отдельно.

1.4. Отступления от сертификационных требований

 

1.4.1. В отдельных случаях допускаются отступления от сертификационных требований, если такие отступления компенсируются введением мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности полетов.

В этих случаях, после консультации с Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК, Заявитель (Владелец Сертификата) подготавливает предложения по мерам, обеспечивающим эквивалентный уровень безопасности полетов, и, при необходимости, проводит сертификационные испытания, в ходе которых проверяется и подтверждается эффективность предложенных мер.

1.4.2. При разработке указанных мер Заявителем (Владельцем Сертификата) могут привлекаться соответствующие научно-исследовательские организации.

При необходимости Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК может потребовать обязательного привлечения научно-исследовательских организаций ГА.

1.4.3. По результатам сертификационных испытаний составляется Акт с заключением об эффективности предложенных мер и вместе с протоколами испытаний направляется в Комиссию по сертификации аэродромов и оборудования МАК. В случае привлечения научно-исследовательских организаций ГА Акт испытаний должен быть согласован этими организациями.

Примечание. Если вопрос касается серийно производимого оборудования, Заявитель (Владелец Сертификата) направляет в Комиссию по сертификации аэродромов и оборудования МАК предложения по внесению изменений в эксплуатационную документацию.

1.4.4. Заявитель (Владелец Сертификата) может получить одобрение на введение указанных мер, если:

1. Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК после рассмотрения Акта по результатам сертификационных испытаний с приложенными к нему протоколами испытаний считает, что Заявитель (Владелец Сертификата) правильно установил эффективность предложенных мер, и если вопрос касается серийно производимого оборудования, то:

2. Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК одобряет изменения в эксплуатационную документацию.

1.5. Эксплуатационная документация

 

1.5.1. Владелец Сертификата (Знака Соответствия) ведет контрольный экземпляр эксплуатационной документации, внося необходимые изменения и дополнения, связанные с модернизацией данного типа оборудования.

1.5.2. Изменения в эксплуатационную документацию, связанные с модернизацией оборудования в части сертификационных требований, могут вноситься Владельцем Сертификата (Знака Соответствия) только после одобрения этих изменений Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК.

1.5.3. Для получения одобрения по п.1.5.2. на внесение изменений в эксплуатационную документацию Владелец Сертификата (Знака Соответствия) направляет в Комиссию по сертификации аэродромов и оборудования МАК Заявку (см. Приложение 8). К Заявке прилагается текст изменений, по возможности, в виде листов, заменяющих текст действующих эксплуатационных документов.

Примечание. В случае необходимости Владелец Сертификата (Знака Соответствия) проводит сертификационные испытания модернизированного оборудования. Тогда к Заявке должен быть приложен Акт сертификационных испытаний с протоколами.

1.5.4. Представленная Заявка с приложением рассматривается Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования МАК, как правило, в течение месяца. После этого Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК уведомляет (в виде письма или телеграммы) Владельца Сертификата (Знака Соответствия) об одобрении или отказе в одобрении изменений с указанием причин отказа.

1.5.5. При необходимости Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК может потребовать проведение сертификационных (дополнительных сертификационных) испытаний модернизированного оборудования.

1.5.6. При проведении сертификационных испытаний модернизированного оборудования могут привлекаться научно-исследовательские организации ГА.

При необходимости, Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК может потребовать обязательного привлечения научно-исследовательских организаций ГА. В этом случае Акт сертификационных испытаний должен быть согласован привлеченными научно-исследовательскими организациями ГА.

 

-------------------------------------------------------------------------

* В дальнейшем именуются - Правила

** В дальнейшем именуются - аэродромы

*** В дальнейшем именуется - Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК

 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Сертификационными требованиями для настоящей редакции Правил являются Нормы годности к эксплуатации в СССР оборудования гражданских аэродромов и воздушных трасс (НГЭО-81), а также требования других нормативных документов, признаваемые как необходимые для сертификации нового типа оборудования.

*(2) Под новым типом оборудования для целей настоящих Правил понимается вновь разрабатываемое оборудование, а также серийно производимое или импортируемое оборудование, ранее не допущенное к эксплуатации на аэродромах, с которых осуществляются перевозки пассажиров, и для обеспечения полетов воздушных судов по воздушным трассам.

*(3) В дальнейшем именуется Заявитель.

*(4) Порядок сертификации организаций на вид деятельности определяется другим документом.

*(5) Как правило, это случаи производства или импорта с последующей установкой на гражданском аэродроме единичного экземпляра нового типа оборудования, когда Заявитель имеет намерение получить документ, удостоверяющий соответствие конкретного экземпляра оборудования сертификационным требованиям, для последующего допуска его к эксплуатации.

 


Авиационные правила. Часть 170. Сертификация оборудования аэродромов (аэропортов) (АП-170) (утв. Межгосударственным авиационным комитетом)


Настоящие Авиационные правила вводятся в действие с 1 марта 1994 г.


Текст правил официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Поправка N 1 к Авиационным правилам, часть 170, утвержденная Межгосударственным авиационным комитетом, Федеральной авиационной службой РФ, ГосНИИ "Аэронавигация" 1, 3, 16, 17, 23 декабря 1997 г.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.