Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 142 "О порядке взимания сбора за подачу и уборку вагонов с владельцев железнодорожных путей необщего пользования"

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 142
"О порядке взимания сбора за подачу и уборку вагонов с владельцев железнодорожных путей необщего пользования"


В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися применения пункта 2.7.1 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 (далее - Тарифное руководство N 3), Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.

Абзацем третьим статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.7.1 Тарифного руководства N 3 сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:

в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 Тарифного руководства N 3, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 3, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге; за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 Тарифного руководства N 3, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 Тарифного руководства N 3, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2-й групп железнодорожных подъездных путей).

На основании пункта 2.7.2 Тарифного руководства N 3 выбор варианта оплаты для 1 и 2-й групп железнодорожных подъездных путей осуществляется грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути при заключении или продлении договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути.

Определяющим фактором для исчисления сбора является расчетный период, который устанавливается в договоре по соглашению сторон: год, декада, сутки (пункт 2.7.5 Тарифного руководства N 3).

В случае если стороны установили расчетный период применительно к истекшему периоду отношений (например, к истекшему году), сбор взимается за каждые сутки в текущем году в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов в истекшем году.

Тарифным руководством N 3 (пункт 2.7.1) предусмотрено внесение сбора в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов, однако в случае крайне незначительного среднесуточного количества подаваемых и убираемых вагонов (от 0,5-1,5 вагонов - 1 и 2-й групп) среднесуточный расчет может заменяться расчетом по каждому выходу локомотива.

Таким образом, Тарифное руководство N 3 позволяет сторонам договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, установить в договоре порядок оплаты в зависимости от фактически произведенных работ или плату, имеющую абонентский характер.

Судам следует иметь в виду, что, установив в договоре условие об оплате работы локомотивов по подаче, уборке вагонов согласно среднесуточному числу поданных и убранных вагонов в истекшем периоде, стороны тем самым согласовали схему оплаты не каждого разового факта осуществления работы (выхода локомотива), а оплату за соответствующий период осуществления железной дорогой работ по подаче и уборке вагонов.

Интересы владельца железнодорожных путей необщего пользования в случае уменьшения количества подаваемых и убираемых вагонов в текущем периоде могут быть учтены при заключении договора на очередной (последующий) период с иными условиями в соответствии с установленным порядком.


Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

А.А. Иванов


Разъяснены правила применения сборов за подачу и уборку вагонов с владельцев ж/д путей необщего пользования.

Тарифное руководство N 3 предусматривает 2 варианта взимания сбора за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального ж/д транспорта.

Он исчисляется за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца либо в зависимости от их среднесуточного числа, либо за каждый выход локомотива. При этом также для применения ставок имеет значение, принадлежит ли подъездной путь ж/д дороге или нет.

Вариант оплаты для 1 и 2 групп ж/д подъездных путей выбирает грузоотправитель, грузополучатель, владелец подъездного пути при заключении или продлении договора.

Как пояснил Президиум, определяющим фактором для исчисления сбора является расчетный период, который закрепляется в договоре по соглашению сторон: год, декада, сутки. Если они установили его применительно к истекшему сроку отношений (например, к истекшему году), сбор взимается за каждые сутки в текущем году в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов в истекшем.

Если стороны выбрали первый названный вариант, но среднесуточное количество получается крайне незначительным (от 0,5 - 1,5 вагона - 1 и 2 групп), возможна его замена вторым способом.

Таким образом, стороны могут установить в договоре порядок оплаты в зависимости от фактически произведенных работ или плату, имеющую абонентский характер.

При этом, установив в соглашении условие об оплате работы локомотивов по подаче, уборке вагонов согласно их среднесуточному числу в истекшем периоде, стороны тем самым согласовывают схему внесения платы не по каждому разовому факту его выхода, а оплату за соответствующий период проведения данных работ.

Если количество названных вагонов уменьшается в текущем периоде, интересы владельца ж/д путей необщего пользования могут быть учтены при заключении договора на очередной (последующий) период с иными условиями.


Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 142 "О порядке взимания сбора за подачу и уборку вагонов с владельцев железнодорожных путей необщего пользования"


Текст информационного письма опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2011 г., N 1


Информационное письмо размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 29.11.2010


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.