Решение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2009 г. N ГКПИ09-67 Об отказе в признании незаконным распоряжения Правительства РФ от 19 апреля 2007 г. N 488-р "О безвозмездной передаче в собственность прихода Троицкого храма г. Липецка Липецкой и Елецкой епархии Русской православной церкви объекта религиозного назначения - здания Троицкого храма"

Решение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2009 г. N ГКПИ09-67

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N КАС09-293 настоящее решение оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации В.А. Емышевой

при секретаре А.Н. Тихоновой

с участием адвоката С.В. Чугунова

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г. Липецка об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 488-р "О безвозмездной передаче в собственность прихода Троицкого храма г. Липецка Липецкой и Елецкой епархии Русской православной церкви объекта религиозного назначения - здания Троицкого храма", установил:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 488-р местной православной религиозной организации - приходу Троицкого храма г. Липецка Липецкой и Елецкой епархии Русской православной церкви безвозмездно передан в собственность для использования в функциональных целях находящийся в федеральной собственности объект религиозного назначения - здание Троицкого храма, расположенное в г. Липецке, ул. Бабушкина (пункт 1). Росимуществу предложено осуществить в установленном порядке передачу указанного в пункте 1 данного распоряжения объекта (пункт 2) (далее - Распоряжение). Распоряжение официально опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации", 30 апреля 2007 г., N 18, ст. 2251.

Религиозная организация Церковь евангельских христиан - баптистов Правобережного округа г. Липецка (далее - Церковь ЕХБ) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании данного Распоряжения незаконным.

В обоснование заявленных требований указала, что Распоряжение издано с нарушением установленного подпунктом "б" пункта 7 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490 порядка передачи, т.к. на момент издания Распоряжения передаваемое здание было обременено правами Церкви ЕХБ, которая не давала письменного согласия на передачу здания. Церковь ЕХБ получила здание Троицкого храма в пользование в 1989 году на основании распоряжения Липецкого горисполкома от 26 июня 1989 г. N 339-р, решения Правобережного райисполкома г. Липецка от 11 августа 1989 г. N 921 и имеет законные права на пользование спорным зданием, которые нарушены оспариваемым распоряжением Правительства Российской Федерации.

Представители заявителя Иловайский В.В. и Чугунов С.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования и пояснили, что против передачи здания они не возражают, но считают, что передача должна быть произведена после возмещения понесенных Церковью ЕХБ расходов на восстановление Троицкого храма.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству экономического развития Российской Федерации (поручение 24 февраля 2009 N СС-П44-985).

Представители Правительства Российской Федерации Величко О.А. и Серов А.В. считают заявленное требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что передача Троицкого храма осуществлена в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения". Письменное согласие на передачу здания у заявителя истребовано не было, поскольку какие-либо документы, свидетельствующие о том, что он владеет зданием на законных основаниях, отсутствовали.

Выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующему.

Статьей 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданской кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Данным Постановлением установлено, что объекты, не указанные в приложениях к нему, подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации на основании их предложений, а до момента определения соответствующего собственника они относятся к федеральной собственности (пункт 3).

Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Из приведенных положений следует, что федеральный законодатель, действуя в рамках указанных правомочий, вправе установить такое правовое регулирование отношений собственности, при котором имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может безвозмездно передаваться другим субъектам в социальных и иных общезначимых целях.

В силу статьи 21 Федерального закона 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры; передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (пункты 1, 3).

Объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться из государственной собственности только в собственность религиозных организаций (пункт 2 статьи 50 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Порядок передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490.

В соответствии с пунктами 1, 5, 7 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного названным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490 имущество передается религиозным организациям безвозмездно для использования его в функциональных целях. Передача религиозным организациям имущества религиозного назначения в собственность осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения Правительства Российской Федерации. Основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения является письменное обращение религиозной организации, направляемое в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом или его территориальный орган по месту нахождения такого имущества.

Из материалов дела следует, что местная православная религиозная организация Прихода Троицкого храма г. Липецка Липецкой и Елецкой епархии Русской православной церкви обратилась с просьбой о передаче ей в собственность здания Троицкого храма, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Бабушкина, находящегося в федеральной собственности и относящегося к объектам культурного наследия регионального значения для использования согласно уставу религиозной организации для культовых целей. К обращению приложены все необходимые документы, указанные в пункте 7, 8 Положения.

По книге "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии", изданной в 1911 г., Троицкий храм построен на средства прихожан в 1850 г. в бывшем с. Сокольском Сокольской волости Липецкого уезда и находился при ст. "Чугун". По описи церквей за 1876 г. известно, что был приписан к храму Рождества Христова в с. Студенки. В середине 30-х гг. XX в. Троицкую церковь закрыли, здание использовалось как склад колхоза им. Скороходова.

Согласно архивным материалам Российского государственного архива древних актов (г. Москва), Российского государственного исторического архива (г. С-Петербург), Государственных архивов Тамбовской и Липецкой областей и официальным изданиям Тамбовской епархии ("Справочная книжка Тамбовской епархии на 1876 год" и "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии", Тамбов, 1911) Церковь Троицкая, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. Бабушкина, построена как православная, православный приход Троицкого храма существовал с 1626 г. и конфессиональной принадлежности не менял.

Изложенное подтверждается материалами дела л.д. 99, 106, 115, 117, 124, 140.

Церковь Троицкая по ул. Бабушкина г. Липецка является объектом культурного наследия регионального значения и находится на государственной охране в соответствии с постановлением главы администрации Липецкой области от 27 февраля 1992 г. N 106 (л.д. 97-98, 107, 116).

Как видно из выписки из реестра федерального имущества Троицкий храм (Церковь Троицкая 1850 г.) отнесен к имуществу казны РФ на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Липецкой области от 18 октября 2006 г. N 459, т.е. является федеральной собственностью (л.д. 102).

Оспариваемым распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 488-р находящийся в федеральной собственности объект религиозного назначения здание Троицкого храма, расположенное в г. Липецке, ул. Бабушкина безвозмездно передан в собственность для использования в функциональных целях местной православной религиозной организации - приходу Троицкого храма г. Липецка Липецкой и Елецкой епархии Русской православной церкви. Поскольку рассматриваемое имущество относится к объектам культурного наследия регионального значения, передача была согласована с Управлением культуры и искусства администрации Липецкой области, которое дало положительное заключение от 4 сентября 2006 г. N 1171/01-12 о возможности передачи объекта в собственность религиозной организации при условии оформления охранного обязательства.

Таким образом, оспариваемое Распоряжение принято в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490.

Доводы заявителя о том, что на момент принятия Распоряжения передаваемое здание было обременено правами Церкви ЕХБ, которая не давала письменного согласия на передачу здания, нельзя признать обоснованными.

В силу пункта 10 постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях" (утратил силу в связи с изданием Постановления ВС РСФСР от 25.10.1990 г. N 268-1) для удовлетворения религиозных потребностей верующие, составившие религиозное общество, могли получить по решению Совета по делам религий при Совете Министров СССР в бесплатное пользование специальное молитвенное здание на условиях и в порядке, предусмотренных договором, заключаемым религиозным обществом с полномочным представителем исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся.

Исполнительный комитет Правобережного райсовета г. Липецка принял решение от 11 августа 1989 г. N 921 удовлетворить просьбу евангельских христиан-баптистов о передаче им для капитального ремонта и постоянного пользования здания церкви по ул. Бабушкина и просить Облисполком утвердить данное решение (л.д. 26).

Первый заместитель председателя исполнительного комитета Липецкого областного Совета народных депутатов, рассмотрев ходатайство религиозного общества и заключение Липецкого горисполкома от 14 ноября 1989 г. N 3-7-320, обратился с представлением от 17 ноября 1989 г. N 08/685 в Совет по делам религий при Совете Министров СССР о передаче здания церкви религиозному обществу (л.д. 27).

Данных о том, что Советом по делам религий при Совете Министров СССР было принято положительное решение и был заключен соответствующий договор о передаче в безвозмездное пользование здания церкви, заявителем суду не представлено.

В связи с просьбой православных верующих о возвращении им здания Церкви и согласием религиозной организации евангельских христиан-баптистов распоряжением главы Администрации города Липецка от 8 июня 1993 г. N 296-р решение Исполнительного комитета Правобережного райсовета г. Липецка от 11 августа 1989 г. N 921 отменено; образована комиссия для оценки израсходованных религиозным обществом евангельских христиан-баптистов средств на восстановление здания церкви; управлению по архитектуре и градостроительству и комитету по земельной реформе и земельным ресурсам предложено определить Липецкой церкви евангельских христиан-баптистов земельный участок для строительства молитвенного дома (л.д. 29, 30).

Представители религиозной организации Церковь ЕХБ, как следует из заявления и объяснений представителей заявителя в судебном заседании, не возражали против передачи здания Троицкого храма православной церкви.

Согласно справке Управления Федеральной регистрационной службы по Липецкой области от 11 августа 2006 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации прав и ограничений на объект недвижимого имущества - Церковь Троицкая по ул. Бабушкина г. Липецка.

Из изложенного следует, что на момент принятия оспариваемого распоряжения отсутствовали какие-либо ограничения и обременения имущества правами третьих лиц в связи с чем письменного согласия заявителя на передачу здания церкви не требовалось.

Довод о том, что до настоящего времени не решен вопрос о возмещении расходов, понесенных заявителем на восстановление здания церкви, основанием к признанию незаконным оспариваемого Распоряжения не является, т.к. данный спор может быть решен в ином судебном порядке.

В соответствии со ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Оспариваемое распоряжение Правительства Российской Федерации является ненормативным правовым актом, официально опубликовано 30 апреля 2007 г. Следовательно, Распоряжение было доведено до сведения неопределенного круга лиц в апреле 2007 г. и никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации об этом акте, у заявителя и других лиц не имелось.

С заявлением о признании незаконным распоряжения заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации только 22 января 2009 г. Доводы о том, что заявитель был исключен из Единого государственного реестра юридических лиц 4 сентября 2007 г., в связи с чем не смог своевременно обратиться в суд за защитой нарушенных прав, не могут быть приняты во внимание, поскольку на 4 сентября 2007 г. срок на обращение в суд уже истек. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ оспорить в суде решение органа государственной власти, вправе не только юридические лица, но и граждане, если считают, что нарушены их права и свободы, созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г. Липецка об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 488-р "О безвозмездной передаче в собственность прихода Троицкого храма г. Липецка Липецкой и Елецкой епархии Русской православной церкви объекта религиозного назначения - здания Троицкого храма", - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.


Судья Верховного Суда
Российской Федерации

В.А. Емышева



Решение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2009 г. N ГКПИ09-67


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N КАС09-293 настоящее решение оставлено без изменения


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение