Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. N 17 "О выполнении судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР по применению законодательства при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних"

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. N 17
"О выполнении судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР по применению законодательства при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних"


Обсудив ход выполнения судами постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. N 16 "О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность", Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что в соответствии с предъявляемыми требованиями большинство судов принимает меры к повышению эффективности своей деятельности в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних, в основном обеспечивает правильное применение законодательства и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР при рассмотрении таких дел. В результате несколько улучшилось качество судопроизводства, меньше допускается ошибок при квалификации содеянного и назначении виновным мер наказания, повысилось предупредительно-воспитательное воздействие судебных процессов.

Вместе с тем в судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность имеются существенные недостатки и ошибки. В ряде судов Таджикской, Туркменской, Латвийской союзных республик, Хабаровского края, Вологодской, Кировоградской областей не изжиты факты формального отношения к проведению распорядительных заседаний и преданию несовершеннолетних обвиняемых суду, не во всех случаях выясняются вопросы, предусмотренные законом (полнота исследования на предварительном следствии данных о личности обвиняемого, причин преступлений и условий, способствовавших их совершению, наличие взрослых соучастников, правильность избрания меры пресечения и др.). Отдельные суды Молдавской, Эстонской союзных республик, Архангельской, Целиноградской областей в распорядительных заседаниях не разрешают всех предусмотренных законом вопросов, связанных с подготовкой дел к рассмотрению в судебном заседании, в частности, о вызове законных представителей подсудимого, представителей трудовых коллективов и общественных организаций.

В некоторых судах Узбекской, Белорусской союзных республик, Тюменской, Харьковской областей все еще не устранены факты, когда в ходе судебного разбирательства ущемляется право несовершеннолетнего подсудимого на защиту, нарушаются процессуальные права его законных представителей. По-прежнему не по всем делам с достаточной полнотой исследуются фактические обстоятельства преступления и данные о личности подсудимого (некоторые суды Азербайджанской ССР, Челябинской, Ворошиловградской областей).

Не всегда полно и всесторонне выясняются обстоятельства вовлечения несовершеннолетних в пьянство, употребление наркотиков, преступную и иную антиобщественную деятельность взрослыми лицами, которые нередко остаются безнаказанными.

В ряде случаев не выполняются указания Пленума Верховного Суда СССР о том, что назначенное несовершеннолетнему наказание должно быть в максимальной степени подчинено целям его исправления и перевоспитания, предупреждения новых правонарушений. В частности, до сих пор не изжиты факты назначения наказания в виде лишения свободы подросткам, исправление и перевоспитание которых с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности правонарушителя возможно без изоляции от общества. Некоторые суды недооценивают предоставленную им законом возможность привлечения общественности к перевоспитанию и исправлению подростков, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свобода. Крайне редко вместо уголовного наказания применяются принудительные меры воспитательного характера.

Многие суды не выполняют требований закона и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР о необходимости всестороннего выявления по каждому делу причин преступлений и условий, способствовавших их совершению, острого и принципиального реагирования на недостатки и упущения в воспитании подростков в семье, школе, на производстве, осуществления административными органами и должностными лицами контроля за поведением несовершеннолетних правонарушителей, а также повышения качества выносимых по этим вопросам частных определений (постановлений). Чаще всего подобные недостатки допускаются судами Молдавской, Грузинской союзных республик, Бурятской АССР, Тюменской, Николаевской областей.

При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних в кассационном порядке и в порядке надзора не во всех случаях своевременно и полностью выявляются и устраняются ошибки, допускаемые судами первой инстанции. Некоторые Верховные суды союзных республик не уделяют должного внимания контролю за выполнением руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР по указанным делам. В частности, такой контроль особенно слабо осуществляется Верховным Судом Таджикской ССР.

Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1. Признать, что при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних суды, в частности, Таджикской и Узбекской союзных республик, не полностью выполняют руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР, содержащиеся в постановлении от 3 декабря 1976 г. N 16 "О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность", что приводит к судебным ошибкам, снижает предупредительно-воспитательное воздействие судебных процессов.

Обязать Верховные суды союзных республик принять действенные меры к устранению отмеченных недостатков и неукоснительному выполнению законодательства и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР по делам данной категории.

2. В целях совершенствования судебной практики по делам несовершеннолетних судам необходимо:

- во всех случаях строго соблюдать установленный законом порядок предания несовершеннолетнего обвиняемого суду, повысить в этой стадии процесса требовательность к органам следствия за выполнение норм уголовного и уголовно-процессуального закона, улучшить качество подготовки дел к рассмотрению в судебном заседании;

- неукоснительно выполнять требования закона об участии в судебном заседании законного представителя несовершеннолетнего, предоставлять возможность полной реализации процессуальных прав, гарантировать соблюдение норм, предусматривающих право несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) на защиту и устанавливающих порядок участия его защитника в уголовном процессе;

- обеспечить по каждому делу строго индивидуальный подход к определению вида и размера наказания с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности содеянного, жизненного опыта, уровня развития, условий воспитания и других данных о личности подростка; изжить случаи необоснованного назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы; шире использовать возможности привлечения общественности к перевоспитанию и исправлению подростков, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также при условном осуждении или применении отсрочки исполнения приговора;

последовательно и принципиально применять законодательство, направленное на выявление и привлечение к законной ответственности взрослых лиц, виновных в вовлечении несовершеннолетних в пьянство, в преступную и иную антиобщественную деятельность;

- повысить уровень профилактической работы, глубже и полнее исследовать причины преступлений и условия, способствовавшие противоправному поведению несовершеннолетних, не оставлять без реагирования выявленные недостатки, улучшить качество выносимых частных определений (постановлений), обеспечить действенный контроль за их реализацией.

3. Суды кассационной и надзорной инстанций должны тщательно проверять правильность применения судами первой инстанции законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних, обращая при этом особое внимание на обоснованность осуждения, соразмерность и справедливость назначенного наказания. Необходимо остро реагировать на каждый случай нарушения закона и принимать меры к своевременному устранению ошибок.

4. В связи с изменением законодательства и необходимостью совершенствования судебной практики внести в постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. N 16 "О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность" следующие дополнения и изменения:

а) Абзац второй пункта 2 дополнить предложением: "В случае несоблюдения органами следствия этих требований и необоснованного заключения несовершеннолетнего под стражу суд обязан эту меру пресечения изменить или отменить".

б) Пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. В целях усиления воспитательного воздействия судебного разбирательства дел несовершеннолетних, наиболее полного выяснения данных, характеризующих личность и поведение подростка, условий его воспитания, обучения, работы, суды на основании ст. 400 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик должны, как правило, привлекать к участию в судебных заседаниях представителей трудовых коллективов и учебно-воспитательных учреждений, в которых работал или учился несовершеннолетний, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также представителей общественных организаций по месту работы родителей, опекуна или попечителя подсудимого. Этим лицам следует в необходимых случаях предоставлять возможность участвовать в исследовании доказательств, а также излагать мнение уполномочивших их организаций о подсудимом или его родителях, о принимавшихся мерах предупредительного, воспитательного характера и других обстоятельствах, связанных с выявлением и устранением причин поступлений и условий, способствовавших их совершению. Указанные лица могут быть в соответствии с законом допрошены в качестве свидетелей, о чем выносится определение".

в) Абзац первый пункта 10 изложить в следующей редакции:

"Под вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятельность (ст. 210 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик) следует понимать действия, направленные на возбуждение у него желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений, сопряженные с применением физического или психического воздействия (побои, уговоры, уверения в безнаказанности, лесть, угрозы и запугивание, подкуп, обман, возбуждение чувства мести, зависти или других низменных побуждений, дача совета о месте и способах совершения или сокрытия следов преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного и другие). Если несмотря на указанное воздействие подросток не стал участвовать в совершении преступления (хотя бы на стадии приготовления или покушения), действия взрослого должны расцениваться как покушение на вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность".

г) Пункт 10 дополнить четвертым абзацем следующего содержания:

"Если вовлечение несовершеннолетнего в преступную или иную антиобщественную деятельность было сопряжено с причинением ему телесных повреждений или другими действиями, образующими самостоятельный состав преступления, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений".

д) Абзац второй пункта 13 изложить в следующей редакции:

"Действия взрослого участника преступления (организатора, подстрекателя, соисполнителя), вовлекшего в совершение этого преступления несовершеннолетнего, достигшего возраста, указанного в ст. 10 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, должны квалифицироваться по совокупности статей УК, предусматривающих ответственность за совершение в соучастии с подростком конкретного преступления и вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность".

е) Пункт 13 дополнить третьим абзацем следующего содержания:

"Взрослый участник преступления, вовлекший в это преступление несовершеннолетнего, не достигшего возраста, указанного в ст. 10 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, должен рассматриваться независимо от форм его участия в преступлении, как исполнитель этого конкретного преступления, и его действия, кроме того, надлежит квалифицировать по совокупности и по статье УК, предусматривающей ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность.'

ж) Пункт 15 после первого абзаца дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Судам необходимо иметь в виду, что в отношении несовершеннолетнего, которому за совершенное преступление назначено уголовное наказание, может быть при наличии оснований, предусмотренных ст. 62 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, применено принудительное лечение от алкоголизма или наркомании".

Абзацы второй и третий пункта 15 считать соответственно абзацами третьим и четвертым.

5. Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и округов надлежит регулярно обобщать судебную практику по делам несовершеннолетних, больше оказывать судам практической помощи, проводить в тесной координации с другими правоохранительными органами работу по предупреждению преступных и других антиобщественных проявлений среди подростков.

Обязать Верховные суды союзных республик периодически в порядке контроля обсуждать на Пленумах Верховных судов выполнение судами постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 года N 16 "О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность".



Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. N 17 "О выполнении судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР по применению законодательства при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних"


Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда СССР, 1987 г., N 1, стр. 17-20


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.