Постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 11 февраля 2011 г. N 58-АД11-1 Так как при рассмотрении дела об административном правонарушении вопрос о том, в чем именно выражается негативное воздействие на окружающую среду, всестороннего исследования не получил, производство по данному делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены оспариваемые постановления

Постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 11 февраля 2011 г. N 58-АД11-1


Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Серков П.П.,

рассмотрев жалобу Гашеевой Т.И. на постановление государственного инспектора Хабаровского края по охране природы Управления охраны окружающей среды N 793 от 26 марта 2009 года, решение судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 мая 2009 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 6 июля 2009 года и постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 19 июля 2010 года, вынесенные в отношении Гашеевой Т.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением государственного инспектора Хабаровского края по охране природы Управления охраны окружающей среды N 793 от 26 марта 2009 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 мая 2009 года, Гашеева Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Решением судьи Хабаровского краевого суда от 6 июля 2009 года постановление государственного инспектора Хабаровского края по охране природы Управления охраны окружающей среды N 793 от 26 марта 2009 года изменено: из мотивировочной части постановления исключены выводы о привлечении Гашеевой Т.И. к административной ответственности за не внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2007 года. В остальной части постановление N 793 от 26 марта 2009 года оставлено без изменения. Решение судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 мая 2009 года оставлено без изменения.

Постановлением заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 19 июля 2010 года решение судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 мая 2009 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 6 июля 2009 года оставлены без изменения.

Не согласившись с вынесенными в отношении нее судебными постановлениями по делу, Гашеева Т.И. обратилась с надзорной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации. В указанной жалобе Гашеева Т.И. просит отменить состоявшиеся в отношении нее судебные постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы надзорной жалобы, нахожу жалобу Гашеевой Т.И. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Как усматривается из материалов дела, 10 декабря 2008 года прокуратурой Центрального района г. Хабаровска совместно с главным специалистом Управления по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО "Негосударственный фонд имущества" (далее - НФИ), расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская, д. 8.

При проведении проверки было установлено, что ООО "НФИ" осуществляет свою деятельность с 2004 года. Основной вид деятельности организации - подготовка к продаже собственного нежилого имущества, розничная торговля прочими непродовольственными товарами. Численность основных работников ООО "НФИ" составляет 419 человек; автотранспортных средств на балансе и в аренде предприятия нет; водоснабжение, канализация, отопление - централизованное; освещение - ртутьсодержащие лампы (утилизацией ртутьсодержащих ламп по договору от 01.04.2008 года занимается ООО "Хабаровскэнергоструктура"). В процессе деятельности Общество образует следующие виды отходов: макулатура (имеется договор с ООО "Амур Стимул" от 04.03.2008 года); мусор от бытовых помещений, который складируется в контейнеры, расположенные на территории организации (имеется договор на вывоз отходов с предприятием МУП "Спецавтохозяйство по санитарной очистке" от 26.01.2008 года), объем вывозимых отходов составляет 7320 м и вывозится 2 раза в день.

По результатам указанной проверки государственным инспектором Хабаровского края по охране природы Управления охраны окружающей среды было вынесено постановление N 793 от 26 марта 2009 года, которым должностное лицо - ... ООО "НФИ" Гашеева Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлекая Гашееву Т.И. к административной ответственности, государственный инспектор Хабаровского края по охране природы сделал вывод о том, что ООО "НФИ" в ходе осуществления своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством образования и размещения отходов, однако плата за данный вид негативного воздействия за 1, 2, 3 кварталы 2008 года ООО "НФИ" в установленные сроки не вносилась.

Вместе с тем из анализа указанных выше норм закона следует, что обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду возникает не за всякое образование и размещение отходов, а лишь в случае, когда происходит негативное воздействие на окружающую среду.

Из материалов дела следует, что в процессе деятельности ООО "НФИ" образуются отходы: макулатура, мусор от бытовых помещений, который складируется в контейнеры, расположенные на территории организации и вывозится 2 раза в день. На вывоз и захоронение твердых бытовых отходов у ООО "НФИ" имеется договор с МУП "Спецавтохозяйство по санитарной очистке" от 26.01.2008 года (т. 1 л.д. 77-80).

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении вопрос о том, в чем именно выражается негативное воздействие на окружающую среду, всестороннего исследования не получил. За пределами обсуждения, в частности, осталась объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не были соблюдены требования пункта 7 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене указанных постановлений и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Хабаровского края по охране природы Управления охраны окружающей среды N 793 от 26 марта 2009 года, решение судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 мая 2009 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 6 июля 2009 года и постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 19 июля 2010 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гашеевой Т.И. подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:

жалобу Гашеевой Т.И. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Хабаровского края по охране природы Управления охраны окружающей среды N 793 от 26 марта 2009 года, решение судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 мая 2009 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 6 июля 2009 года и постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 19 июля 2010 года, вынесенные в отношении Гашеевой Т.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановления.



Постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 11 февраля 2011 г. N 58-АД11-1


Текст постановления официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение