Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника управления почтовой связи В.В.Шелихова о совершенствовании системы почтовой связи Российской Федерации, коллегия отмечает:
В период коренных изменений экономики страны почтовой связи, как и всем отраслям народного хозяйства, не удалось избежать негативных явлений, связанных с либерализацией цен в этот период. Произошло обвальное (в 5-6 раз) уменьшение объемов предоставляемых услуг почтовой связи. Это вызвало уменьшение темпов роста доходов почты и увеличение количества убыточных организаций федеральной почтовой связи.
По оперативным данным по итогам работы за 1998 г. финансово-хозяйственная деятельность почтовой связи впервые с момента разделения с электросвязью оказалась нерентабельной, убытки которой составили около 700 млн. руб. Из 82 организаций федеральной почтовой связи количество убыточных возросло с 35 до 69.
В 1998 г. на покрытие убытков нерентабельных УФПС, содержание социальной сферы и выплату социальных льгот из федерального бюджета выделена дотация в сумме 6,6 млн. руб. из предусмотренных 39,6 млн. руб., или 1,6% от фактической потребности.
Недостаточно высокие для расширенного воспроизводства финансовые результаты обусловлены следующими факторами:
- тарифы на наиболее массовые услуги почтовой связи устанавливаются много ниже их фактической себестоимости на доступном для населения уровне (пересылка почтовых карточек, писем, бандеролей);
- темпы роста тарифов и цен на услуги и продукцию смежных отраслей (пробег почтовых вагонов, воздушный транспорт, электроэнергия и др.) носят опережающий характер по сравнению с темпами роста на основные услуги почтовой связи;
- предоставление бесплатных и льготных услуг почтовой связи ряду категорий потребителей, предусмотренных действующим законодательством (федеральные законы: "О статусе военнослужащих", "Об обязательном экземпляре документов", "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"). Удельный вес этих льгот в общем объеме предоставляемых услуг в 1998 г. возрос на 20%, почта недополучила более 600 млн. руб.;
- недостаточная государственная финансовая поддержка на покрытие убытков от услуг, предоставляемых по регулируемым тарифам, и на содержание нерентабельных объектов почтовой связи на селе, в районах Крайнего Севера и приравниваемых к ним местностях. Регулируемые тарифы в 1,5 - 3 раза ниже их реальной себестоимости.
В целях обеспечения конкурентоспособности и эффективного функционирования почтовой связи в условиях развития и совершенствования элементов рыночных отношений целесообразная структурная перестройка путем реорганизации организаций федеральной почтовой связи на основе их слияния в Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская почта" с правом хозяйственного ведения, входящее в единую систему связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.
Создание Федерального государственного унитарного предприятия "Российская почта" на базе региональных управлений федеральной почтовой связи, преобразованных в дочерние предприятия с предоставлением им прав юридического лица с филиалами на уровне районного звена, позволит решить следующие задачи:
- отказаться начиная с 2001 г. от бюджетных финансовых средств на государственную поддержку социально значимой отрасли (дотации, инвестиции из федерального бюджета);
- централизовать платежи в федеральный бюджет по налогу на прибыль при сохранении действующего порядка платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
- улучшить работу с крупными корпоративными клиентами для поддержки развития предпринимательства в России и улучшения качества обслуживания населения;
- проводить единую тарифную политику и политику внутрисистемных расчетов за услуги почтовой связи, в том числе централизованных расчетов за перевозку почты, включая железнодорожный транспорт, путем объединения финансовых ресурсов региональных хозяйствующих объектов почтовой связи;
- осуществлять централизованные закупки технического оборудования и транспорта в больших количествах, и соответственно, со значительными скидками, что позволит уменьшить затраты на эксплуатационную деятельность;
- централизовать финансовые потоки, исключить искусственное занижение прибыли и рентабельности, направить дополнительные средства на развитие и перевооружение почтовой связи.
Предлагаемые структурные преобразования почтовой связи позволят в течение 2-3 лет оздоровить финансовое состояние отрасли, технически переоснастить и перевооружить сеть почтовой связи, закончить внедрение автоматизированной информационной системы почтовой связи, за счет эксплуатации которой получить значительные дополнительные доходы. Повышение доходности приведет к увеличению обязательных платежей в бюджеты всех уровней, включая федеральный бюджет.
При достижении уровня рентабельности в целом по почтовой связи 20-25% возможно проведение дальнейших структурных преобразований почтовой связи, обеспечить ее финансовую автономию и инвестиционную привлекательность для отечественных и иностранных инвесторов. Этот уровень возможно достичь к 2003-2005 гг. после завершения работ по техническому и технологическому перевооружению потовой отрасли.
По вопросу создания Федерального государственного унитарного предприятия "Российская почта" Управлением почтовой связи были проведены три совещания с участием председателей региональных профсоюзных комитетов в городах Челябинске, Ярославле и Ростове-на-Дону и селекторное совещание, на котором присутствовали представители администраций республик, краев и областей и руководители профсоюзных комитетов.
Вопрос структурных изменений почтовой связи был рассмотрен на заседании секции "Почтовая связь" НТС Госкомсвязи России, на котором было предложено создать головное предприятие Федерального государственного унитарного предприятия "Российская почта" на базе одного из московских предприятий почтовой связи.
В настоящее время Управлением почтовой связи совместно с научными организациями подготовлены учредительные документы по созданию Федерального государственного унитарного предприятия "Российская почта" и положение о финансово-хозяйственном механизме деятельности создаваемого предприятия, которые направлены для рассмотрения и согласования в заинтересованные министерства и ведомства. С учетом полученных замечаний и предложений учредительные документы будут направлены в Комиссию по оперативным вопросам Правительства Российской Федерации.
В связи с изложенным коллегия постановляет:
1. Одобрить работу, проводимую УПС (Коршунов) по реформированию почтовой связи путем создания на базе организаций федеральной почтовой связи единого Федерального государственного унитарного предприятия "Российская почта".
2. УПС (Коршунов) направить на рассмотрение в установленном порядке в Комиссию по оперативным вопросам Правительства Российской Федерации согласованные с заинтересованными министерствами и ведомствами учредительные документы по созданию Федерального государственного унитарного предприятия "Российская почта".
3. Контроль за ходом выполнения постановления коллегии возложить на УПС (Коршунов).
Председатель коллегии,
председатель Госкомсвязи России |
А.Е.Крупнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Коллегии Госкомсвязи РФ от 12 февраля 1999 г. N 3-2 "Проведение структурной перестройки почтовой связи - создание Федерального государственного унитарного предприятия "Российская почта"
Текст постановления опубликован в журнале "СвязьИнформ", 1999 г., N 2