Приказ Минобразования РФ от 6 марта 2001 г. N 834 "Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации"

Приказ Минобразования РФ от 6 марта 2001 г. N 834
"Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации"

ГАРАНТ:

В соответствии с письмом Минюста РФ от 13 апреля 2001 г. N 07/3663-ЮД, настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в в Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации, 2001 г., N 6)


Для проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования приказываю:

1. Утвердить доработанный в соответствии с решением совместной коллегии Министерства образования Российской Федерации и Российской академии образования и одобренный Федеральным координационным советом по общему образованию экспериментальный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приложение).

ГАРАНТ:

См. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 февраля 1998 г. N 322


2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести до сведения руководителей общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте, Базисный учебный план как основу для разработки учебного плана общеобразовательного учреждения.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра А.Ф.Киселева.


Министр

В.М. Филиппов


Приложение

к приказу Минобразования РФ

от 6 марта 2001 г. N 834


Экспериментальный Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Российской Федерации


ГАРАНТ:

О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации см. письмо Минобразования России от 12 августа 2002 г. N 13-51-99/14


Пояснительная записка


Предлагаемые варианты Базисного учебного плана соответствуют действующему законодательству Российской Федерации в области образования, реализуют основные принципы Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации: определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.

Базисный учебный план является механизмом разграничения полномочий и ответственности общеобразовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты. В вариантах Базисного учебного плана выделен объем (в процентах) содержания образовательной области и учебного предмета, который определяется органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Представлены учебные планы для общеобразовательных учреждений с русским (родным) языком обучения, русским (неродным) языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения (I и II ступеней общего образования), для однокомплектных средних (полных) общеобразовательных учреждений (III ступень общего образования).

В Базисный учебный план включены базовые курсы и учебные модули. Включение в образовательный процесс учебных модулей рассматривается как один из возможных механизмов плавной поэтапной модернизации традиционного содержания образования и нормализации учебной нагрузки, а также пропедевтической подготовки учащихся к профилированному обучению на III ступени.

Часы школьного компонента во всех вариантах Базисного учебного плана используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях (в том числе для углубленного изучения), на введение новых учебных курсов или модулей, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

За счет часов ученического компонента реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся. Эти часы лучше использовать в шестой развивающий день. Занятия, проводимые в шестой развивающий день, не относятся к максимальной учебной нагрузке и могут не использоваться обучающимися.

Общеобразовательные учреждения, исходя из планируемых образовательных целей, учитывающих нормативы федерального и региональных образовательных стандартов в соответствии с действующим законодательством, могут сами определять продолжительность учебной недели.

В Базисном учебном плане заложена возможность полноценного, качественного изучения иностранного языка за счет более раннего начала, а затем продолжения его изучения на всех ступенях обучения, время на изучение иностранного языка может также быть существенно увеличено за счет школьного компонента.


Первая ступень общего образования


Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет введения интегрированных курсов, использования школьного и ученического компонентов, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (вариант 1 и 2), включения учебных модулей (вариант 3).

Современные тенденции развития Российского государства, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка и информационных технологий. Включение информационных технологий связано с необходимостью подготовки школьников к использованию их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.

Если в общеобразовательных учреждениях нет условий для введения иностранного языка и информатики, то часы, отведенные на эти предметы, передаются в школьный компонент.

Продолжительность урока в начальной школе:

в I классах - 35 минут;

во II - IV классах - 40 - 45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).


Базисный учебный план начальных общеобразовательных учреждений
вариант 1


Образовательная
область
Образовательные
компоненты
Количество часов в
неделю по классам
компо-
нент
1 2 3 4
Федеральный компонент
Филология Русский язык 6 6 5 5  
  Литература 2 2 2 2 до 20%
  Иностранный язык - 2 2 2  
Математика Математика 4 4 4 4  
Информатика Информатика и
информационные
технологии
    1 1  
Естествознание,
обществознание
Окружающий мир 1 1 2 2 до 25%
Искусство Изобразительное
искусство, музыка,
танец
2 2 2 2 до 30%
Физическая
культура
Физическая культура 2 2 2 2 до 30%
Технология Технология 2 2 2 2 до 30%
Итого   19 21 22 22  
Школьный компонент
Занятия по выбору, факультативы 1 2 2 2  
Максимальная нагрузка обучающегося 20 23 24 24  
Ученический компонент
Индивидуальные и групповые консультации,
занятия активно-двигательного и
поискового характера
5 5 5 5  
Общий объем учебного плана 25 28 29 29  

Базисный учебный план начальных общеобразовательных учреждений с русским
(родным) языком обучения
вариант 2


Введение в
образовательную
область
Образовательные
компоненты
Количество часов в неделю по
классам
1 2 3 4 В т.ч.
нац. -
рег.
комп.
Федеральный компонент
Словесность Русский язык


Литературное чтение

Иностранный язык
4


5

-
5


4

2
5


3

2
5


3

2

до 20%
Математика Математика 4 4 4 4  
Человек и
окружающий мир
Окружающий мир,
информационная
технология, ОБЖ

Труд
2



1
2



1
3



1
3



1
до 25%



до 25%
Искусство Изо

Музыка
1

1
1

1
1

1
1

1


до 30%
Физическая
культура
Физическая культура 2 2 2 2 до 30%
Итого   20 22 22 22  
Школьный компонент
Занятия по выбору, факультативы - 2 2 2  
Максимальная нагрузка обучающегося 20 24 24 24  
Ученический компонент
Индивидуальные и групповые консультации,
занятия активно-двигательного и
поискового характера
4 4 4 4  
Общий объем учебного плана 24 28 28 28  

Базисный учебный план начальной школы Российской Федерации с русским
(неродным) и родным (нерусским) языком обучения
вариант 2


Введение в
образовательную
область
Образовательные
компоненты
Количество часов в неделю по
классам
1 2 3 4 В т.ч.
нац. -
рег.
комп.
Федеральный компонент
Словесность Русский язык и
литературное чтение
5 5 5 5  
  Родной язык и
литературное чтение
5 5 5 5 100%
Математика Математика 4 4 4 4  
Человек и
окружающий мир
Окружающий мир,
информационная
технология, ОБЖ

Труд
1



1
2



1
3



1
3



1
до 25%



до 25%
Искусство Изо

Музыка
1

1
1

1
1

1
1

1
до 30%
Физическая
культура
Физическая культура 2 2 2 2 до 30%
Итого   20 21 22 22  
Школьный компонент
Занятия по выбору, факультативы - 2 2 2  
Максимальная нагрузка обучающегося 20 23 24 24  
Ученический компонент
Индивидуальные и групповые
консультации, занятия
активно-двигательного и поискового
характера
4 4 4 4  
Общий объем учебного плана 24 27 28 28  

Базисный учебный план начальных общеобразовательных учреждений с русским
(родным) языком обучения
вариант 3


Образовате-
льные
области,
базовые
компоненты
содержания
Количество учебных
часов
Учебные курсы (при
предметном варианте
преподавания),
модули
Объем
(ч)
Национа-
льно-ре-
гиональ-
ный
компо-
нент
полное
(ч)
в неделю
(ч/нед.)
в
целом
за 4
года
в
среднем
в год
Русский язык
(обучение
грамоте,
русский
язык,
чтение)
792 24 6 Обучение грамоте

Русский язык,
литературное чтение

Модули по развитию
речи
100

600


92
 
Иностранный
язык
300 9 (три
года)
3 Иностранный язык


Модули на игровой и
деятельностной
основе (например,
театр, общение с
зарубежными
сверстниками и т.п.)
250


50
 
Математика
(арифметика,
элементы
геометрии)
528 16 4 Арифметика

Элементы геометрии


Модули (элементы
алгебры, информатики
и логики, теории
вероятностей и
анализа данных)
400

40


88
 
Человек и
окружающий
мир
(я и
природа, я и
общество,
технологии,
ОБЖ)
528 16 4 Природоведение,
краеведение,
практикум

Элементы
обществознания

Элементы
обслуживающего труда

Элементы
художественного
труда

ОБЖ

Модули (начальные
исторические
сведения, элементы
граждановедения,
экономики, экологии,
информационных
технологий)
120



50


100


32



94

132
до 30%
Искусство
(изобразите-
льное
искусство,
музыка)
294 9 2 Изобразительное
искусство

Музыка


Модули (ритмика,
хор)
100


100


94
до 30%
Физическая
культура
(физическая
культура,
ОБЖ)
396
(132)
12 (1) 3 (1) Общеразвивающие и
оздоровительные
физические
упражнения


ОБЖ

Подвижные игры
100





32

264
до 30%
Итого
Обязательная инвариантная
аудиторная нагрузка
2 574 академических часа 78
ч/нед.
Обязательная вариативная
аудиторная нагрузка
270 академических часов 8 ч/нед.
Вариативная свободно избираемая
нагрузка: индивидуальные и
групповые консультации, занятия
активно-двигательного характера,
проектная деятельность, музейная
педагогика, творческие мастерские,
экскурсии, палевой практикум (6-й
развивающий день)
796 академических часов 24
ч/нед.
Минимальное количество часов,
финансируемое из бюджета
4 920 академических часов  

Базисный учебный план начальных общеобразовательных учреждений с родным
(нерусским) языком обучения
вариант 3


Образовате-
льные
области,
базовые
компоненты
содержания
Количество учебных
часов
Учебные курсы (при
предметном варианте
преподавания),
модули
Объем
(ч)
Национа-
льно-ре-
гиональ-
ный
компо-
нент
полное
(ч)
в неделю
(ч/нед.)
в
целом
за 4
года
в
среднем
в год
Родной язык
(обучение
грамоте,
русский
язык,
чтение)
626 19 5 Обучение грамоте

Родной язык, чтение

Модули по развитию
речи
96

470

60
100%
Русский язык
(русский
язык,
чтение)
340 10 2,5 Русский язык,
русская речь

Модули на игровой и
деятельностной
основе (развитие
речи, литературное
чтение)
300


40
 
Иностранный
язык
150-20
0
4-6
(один-
два
года)
3 Иностранный язык

Модули на игровой и
деятельностной
основе (например,
театр, общение с
зарубежными
сверстниками и т.п.)
150

0-50
 
Математика
(арифметика,
элементы
геометрии)
528 16 4 Арифметика

Элементы геометрии


Модули (элемент
алгебры, информатики
и логики, теории
вероятностей и
анализа данных)
400

40


88
 
Человек и
окружающий
мир
(я и
природа, я и
общество,
технологии,
ОБЖ)
528 16 4 Природоведение,
краеведение,
практикум

Элементы
обществознания

Элементы
обслуживающего труда

Элементы
художественного
труда

ОБЖ

Модули (начальные
исторические
сведения, элементы
граждановедения,
экономики, экологии,
информационных
технологий)
120



50


100


32



94

132
до 30%
Искусство
(изобразите-
льное
искусство,
музыка)
294 9 2 Изобразительное
искусство

Музыка


Модули (ритмика,
хор)
100


100


94
до 30%
Физическая
культура,
(физическая
культура,
ОБЖ)
396
(132)
12 (1) 3 (1) Общеразвивающие и
оздоровительные
физические
упражнения


ОБЖ

Подвижные игры
100





32

264
до 30%
Итого
Обязательная инвариантная
аудиторная нагрузка
2 648 академических часов 80
ч/нед.
Обязательная вариативная
аудиторная нагрузка
196 академических часов 6 ч/нед.
Вариативная свободно избираемая
нагрузка: индивидуальные и
групповые консультации, занятия
активно-двигательного характера,
проектная деятельность, музейная
педагогика, творческие мастерские,
экскурсии, палевой практикум (6-й
развивающий день)
796 академических часов 24
ч/нед.
Минимальное количество часов,
финансируемое из бюджета
5 086 академических часов  

Примерные учебные планы


Учебный план начальной школы с русским языком обучения


Учебный предмет Количество уроков в неделю
по классам
Всего
1 2 3 4 ч/нед. ч
Русский язык, включая чтение 6 6 6 6 24 792
Иностранный язык - 3 3 3 9 306
Математика 4 4 4 4 16 528
Человек и окружающий мир,
включая ОБЖ
3 3 3 3 12 396
Изобразительное искусство и
художественный труд
2 2 2 2 8 264
Музыка, ритмика, хор 2 1 1 1 5 162
Информационные технологии - 1 1 1 3 102
Физическая культура, включая
ОБЖ
3 3 3 3 12 396
Занятия по индивидуальной
программе
2 1 1 1 5 162
Индивидуальные и групповые
консультации
1 1 1 1 4 132
Занятия по выбору (6-й
развивающий день)
2 2 4 4 12 400
Общий объем учебного плана 25 27 29 29 110 3640

Учебный план школ с родным (нерусским) языком обучения


Учебный предмет Количество уроков в неделю
по классам
Всего
1 2 3 4 ч/нед. ч
Родной язык, включая чтение 6/4 5 5 5 20 660
Русский язык, включая чтение 0/2 3 3 3 10 336
Иностранный язык - - 3 3 6 204
Математика 4 4 4 4 16 528
Человек и окружающий мир,
включая ОБЖ
3 3 3 3 12 396
Изобразительное искусство и
художественный труд
2 2 1 1 6 196
Музыка, ритмика, хор 2 2 1 1 6 196
Информационные технологии - - 1 1 2 68
Физическая культура, включая
ОБЖ
3 3 3 3 12 396
Занятия по индивидуальной
программе
2 2 - - 4 128
Индивидуальные и групповые
консультации
1 1 1 1 4 132
Занятия по выбору (6-й
развивающий день)
2 2 4 4 12 400
Общий объем учебного плана 25 27 29 29 110 3640

Вторая ступень общего образования


Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Вариантами 1 и 2 вторая ступень образования представлена шестью годами обучения, вариантом 3 - пятью и шестью годами обучения.

Особое место на этой ступени принадлежит 5-6 классам (продолжение начальной школы) и 9 - 10 классам (предпрофильная подготовка школьников). Содержание обучения в 5 - 6 классах должно реализовывать принцип преемственности с начальной школой, обеспечить адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В этой связи в 5-6 классах часы школьного и ученического компонента рекомендуется в основном использовать на индивидуальные и групповые консультации. В 9-10 классах, с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, а с другой - создаются условия для осознанного выбора обучающимся профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии. Поэтому школьный и ученический компоненты на этом этапе основной школы целесообразно использовать на углубленное изучение отдельных образовательных областей и занятия поисково-исследовательского характера по желанию обучающихся.

Образовательная область Филология представлена предметами: русский язык, родной язык, литература, иностранный язык.

Обучение русскому языку предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. Усиливается внимание к формированию этнокультуроведческой компетенции, включающей в себя сведение о языке как национально-культурном феномене, представления о связях языка с национальными традициями народа, осознание учащимися красоты и выразительности родной речи.

Усиливается социокультурный компонент изучения иностранных языков, повышается роль иностранного языка как источника знания о стране и мире. Доминантой языковых курсов должно быть формирование познавательной и коммуникативной культуры личности.

В курсе литературы усиливаются нравственно-этический и культурно-эстетический аспекты. Большее внимание уделяется формированию культуры устной и письменной речи школьников.

Образовательная область Математика включает арифметику, алгебру и геометрию, начала теории вероятностей и математической статистики, элементы математического анализа. Став языком науки и техники, математика все шире проникает и в повседневную жизнь. Грамотное владение математическим языком существенно расширяет коммуникативные возможности современного образованного человека.

Образовательная область Информатика представлена предметами информатика и информационные технологии, которые формируют системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучают информационные процессы. Методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации формируют научные основы и навыки использования информационных технологий, необходимых во всех областях практической деятельности человека. Информатика дает возможность ее широкого использования при изучении других предметов в основной школе.

Образовательную область Естествознание составляют интегрированный курс естествознания в 5 и 6 классах и базовые предметы физика, биология, химия в последующих классах.

Естественно-научное образование в 5 - 6 классах строится с учетом психологических особенностей, присущих не только школьникам младших классов, но и во многом детям 11 - 12-летнего возраста, а также с учетом склонности к целостному восприятию мира. Курс естествознания продолжает формировать целостную картину мира, представления об единстве и многообразии свойств неживой и живой природы, готовит обучающихся к освоению основ наук о природе. Систематические курсы физики, химии, биологии углубляют знания об окружающем мире, способствуют приобретению навыков применения достижений науки в практической деятельности. Знания и умения, полученные учащимися в рамках данной образовательной области, формируют широкий взгляд на мир, человечество и природу, ответственное отношение к окружающей среде.

В образовательную область Обществознание входят предметы: история, обществоведение, география и интегрированный курс граждановедения (5 - 8 классы - вариант 2).

История формирует систему знаний об истории человеческого общества, месте в ней России, воспитывает гражданина и патриота Отечества. Интегрированный курс обществоведения приобщает учащихся к гражданской культуре, освоению начал правовых, социологических, политологических, экономических, культурологических знаний, создающих возможность для освоения молодыми поколениями основных социальных отношений, умения отстаивать свои права, воспитания толерантности, умения вести диалог, находить содержательные компромиссы, использовать возможности правовой системы государства.

Включение в эту область курса географии дает возможность более широкой реализации межпредметных связей не только обществоведческих предметов (история, экономическая и социальная география), но и между природой (физическая география) и обществом (история, обществознание, экономика, экономическая география). При этом развитие общества рассматривается как во времени (история), так и в пространстве (география).

При изучении модулей по обществоведению (вариант 3) каждый ученик может выбрать только 2 из четырех предлагаемых курсов. Поэтому аудиторная нагрузка на одного ученика составляет только 4 академических часа в неделю.

Баланс между минимумом учебного времени, отводимым на естествознание и обществознание, может быть сохранен или изменен школой за счет школьного учебного плана. Принципиально важным является использование дополнительных возможностей вариативной части учебного плана для удовлетворения интереса учащихся к естествознанию или обществознанию в проектных, практических, поисковых формах обучения.

Образовательная область Искусство может быть представлена предметами: изобразительное искусство, музыка, танец, мировая художественная культура. В 9 - 10 классах мировая художественная культура может быть интегрирована в программы по литературе и истории или изучается учащимися факультативно (вариант 1 и 2). При изучении модулей по искусству (вариант 3) каждый ученик может выбрать только один из двух предлагаемых курсов, поэтому аудиторная нагрузка одного ученика составляет 2 академических часа в неделю.

Образовательная область Технология формирует следующие умения: находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию; проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, требованиями дизайна или художественного оформления, планировать свою практическую деятельность; оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, конструкций материальных объектов труда и технологии их изготовления.

Образовательная область Физическая культура, направленная на развитие физического здоровья учащихся, включает как занятия общеразвивающего и общеукрепляющего характера, так и элементы спортивной подготовки (в том числе виды спорта, традиционные для данного региона). Содержание строится с учетом изменения физических особенностей и возможностей учащихся.

Образовательная область Основы безопасности жизнедеятельности представлена курсом ОБЖ, который формирует у учащихся знания и умения оптимального поведения в экстремальных ситуациях, включает отдельные сведения о безопасности жизнедеятельности.

Продолжительность урока в основной школе во всех вариантах учебного плана - 45 минут.


Базисный учебный план основных общеобразовательных учреждений
вариант 1


Образователь-
ная область
Образователь-
ные компоненты
Количество часов в неделю по
классам
Нац.-ре-
гион.
компонент
5 6 7 8 9 10
Федеральный компонент
Филология Русский язык

Литература


Иностранный
язык
5

2


3
5

2


3
5

2


3
4

2


3
4

2


3
4

2


3


до 20%
Математика Математика 4 4 4 4 4 4  
Информатика Информатика и
информационные
технологии
- - - - 2 2  
Естествозна-
ние
Природоведение


Физика

Химия

Биология
2 2


2



2



2

2

2



2

2

2



2

2

2







до 20%
Обществоведе-
ние
История

Обществоведение

География
2 2 2



2
2



2
2

2

2
2

2
до 20%



до 20%
Искусство Изобразительное
искусство,
музыка, танец
2 2 2 2     до 25%
Физическая
культура
Физическая
культура
2 2 2 2 2 2 до 25%
Основы
безопасности
жизнедеятель-
ности
ОБЖ 1 1 - - - -  
Технология Технология 2 2 2 2     до 25%
Итого   25 25 28 29 29 27  
Школьный компонент
Занятия по выбору,
факультативы
3 3 3 3 3 5  
Максимальная нагрузка
обучающегося
28 28 31 32 32 32  
Ученический компонент
Индивидуальные и групповые
консультации, занятия
активно-двигательного и
поискового характера
5 5 5 5 5 5  
Общий объем учебного плана 33 33 36 37 37 37  

Базисный учебный план основных общеобразовательных учреждений с русским
(родным) языком обучения
вариант 2


Образователь-
ная область
Образовательные
компоненты
Количество часов в неделю по классам
5 6 7 8 9 10 В т.ч.
нац. -peг.
компонент
Федеральный компонент
Филология Русский язык

Литература

Иностранный язык
6

2

3
5

2

3
5

2

3
3

2

3
2

2

3
2

3

3


20%
Математика Математика

Алгебра

Геометрия
4

-

-
4

-

-
4

-

-
-

3

2
-

3

2
-

3

2
 
Информатика Информатика - - - - 1 2  
Обществозна-
ние
История 2 2 2 2 2 2 20%
Граждановедение

Обществоведение

География
1

-

-
1

-

1
1

-

2
1

-

2
-

1

2
-

2

1
 
  20%
Естествозна-
ние
Естествознание и
экология

Биология

Физика

Химия
3


-

-

-
3


-

-

-
-


2

2

-
-


2

2

2
-


2

2

2
-


2

2

2



20%
Искусство ИЗО 1 1 1 - - -  
Музыка 1 1 1 - - - 20%
МХК - - - 1 1 -
Физическая
культура
Физическая
культура
2 2 2 2 2 2 20%
Основы
безопасности
жизнедеятель-
ности
ОБЖ 1 1 1 1 1 1  
Технология Технология 2 2 2 2 2 2 20%
Итого 28 28 30 30 30 31  
Школьный компонент
Занятия по выбору,
факультативы
2 2 2 2 2 2  
Максимальная нагрузка
обучающегося
30 30 32 32 32 33  
Ученический компонент
Индивидуальные и групповые
консультации, занятия
активно-двигательного и
поискового характера
3 3 3 3 3 3  
Общий объем учебного плана 33 33 35 35 35 36  

Базисный учебный план основных общеобразовательных учреждений с русским
(неродным) языком обучения
вариант 2


Образователь-
ная область
Образовательные
компоненты
Количество часов в неделю по классам
5 6 7 8 9 10 В т.ч.
нац.
-peг.
компонент
Федеральный компонент
Филология Русский язык и
литература

Родной язык и
литература

Иностранный язык
6


5


2
6


5


2
5


5


2
5


3


2
5


3


2
5


3


2



100%
Математика Математика

Алгебра

Геометрия
4

-

-
4

-

-
4

-

-
-

3

2
-

3

2
-

3

2
 
Информатика Информатика - - - - 1 2  
Обществозна-
ние
История


Граждановедение

Обществоведение

География
2


1

-

-
2


1

-

1
2


1

-

2
2


1

-

2
2


-

1

2
2


-

2

1
20%






20%
Естествозна-
ние
Естествознание и
экология


Биология

Физика

Химия
2





-

-
2







-
-



2

2

-
-



2

2

2
-



2

2

2
-



2

2

2




20%
Искусство ИЗО

Музыка

МХК
1

1

-
1

1

-
1

1

-
-

-

1
-

-

1
-

-

-


20%
Физическая
культура
Физическая
культура
2 2 2 2 2 2 20%
Основы
безопасности
жизнедеятель-
ности
ОБЖ 1 1 1 1 1 1  
Технология Технология 2 2 2 2 2 2 20%
Итого 29 30 32 32 33 33  
Школьный компонент
Занятия по выбору,
факультативы
2 2 2 2 2 3  
Максимальная нагрузка
обучающегося
31 32 34 34 35 36  
Ученический компонент
Индивидуальные и групповые
консультации, занятия
активно-двигательного и
поискового характера
3 3 3 3 4 4  
Общий объем учебного плана 34 35 37 37 39 40  

Базисный учебный план основных общеобразовательных учреждений с родным
(нерусским) языком обучения
вариант 2


Образователь-
ная область
Образовательные
компоненты
Количество часов в неделю по классам
5 6 7 8 9 10 В т.ч.
нац.
-peг.
компонент
Федеральный компонент
Филология Русский языки
литература

Родной язык и
литература

Иностранный язык
6


5


2
6


5


2
5


5


2
4


4


2
4


4


2
4


4


2



100%
Математика Математика

Алгебра

Геометрия
4

-

-
4

-

-
4

-

-
-

3

2
-

3

2
-

3

2
 
Информатика Информатика - - - - 1 2  
Обществозна-
ние
История


Граждановедение

Обществоведение

География
2


1

-

-
2


1

-

1
2


1

-

2
2


1

-

2
2


-

1

2
2


-

2

1
20%






20%
Естествозна-
ние
Естествознание и
экология

Биология

Физика

Химия
2


-

-

-
2


-

-

-
-


2

2

-
-


2

2

2
-


2

2

2
-


2

2

2



20%
Искусство ИЗО

Музыка

МХК
1

1

-
1

1

-
1

1

-
-

-

1
-

-

1
-

-

-


20%
Физическая
культура
Физическая
культура
2 2 2 2 2 2 20%
Основы
безопасности
жизнедеятель-
ности
ОБЖ 1 1 1 1 1 1  
Технология Технология 2 2 2 2 2 2 20%
Итого 29 30 32 32 33 33  
Школьный компонент
Занятия по выбору,
факультативы
2 2 2 2 2 3  
Максимальная нагрузка
обучающегося
31 32 34 34 35 36  
Ученический компонент
Индивидуальные и групповые
консультации, занятия
активно-двигательного и
поискового характера
3 3 3 3 4 4  
Общий объем учебного плана 34 35 37 37 39 40  

Базисный учебный план
основных общеобразовательных учреждений с русским (родным) языком
обучения, вариант 3 (5 лет обучения)


Образова-
тельные
области,
базовые
компонен-
тысодержа-
ния
Количество учебных
часов
Учебные курсы и
модули
Объем
(ч)
Национа-
льно-ре-
гиональ-
ный
компонент
полное
(ч)
в неделю
(ч/нед.)
в целом
за 5
лет
в
сред-
нем в
год
Русский
язык
(русский
язык,
литература
)
1050 30 6 Русский язык

Литература

Проектная
деятельность
600

300

150
 
Иностран-
ный язык
525 15 3 Иностранный язык
Проектная
деятельность
425
100
 
Математика
(арифмети-
ка,
алгебра,
геометрия)
805 23 4,6 Арифметика

Алгебра

Геометрия

Модули
(математическая
информатика, элементы
теории вероятностей и
анализа данных)
250

300

140

115
Естествоз-
нание
(физичес-
кая
география,
биология,
физика,
химия,
элементы
астрономии
,
экологии,
краеведе-
ние)
560 16 3,42 Физическая география

Биология

Физика

Химия

Модули (элементы
астрономии, экологии,
краеведение)

Проектная
деятельность

Углубление в области
географии, биологии,
физики, астрономии,
химии, экологии
70

105

105

70

35



35


140
до 15%
Обществоз-
нание
(история,
общество-
ведение,
экономиче-
ская и
социальная
география,
краеведе-
ние)
560 16 3,2 История

Обществоведение

Экономическая и
социальная география

Модули по выбору
учащихся (история
России, всеобщая
история, история
родного края,
экономика,
социология, право,
основы философии и
культурологии, основы
психологии)
280

105

35


140
до 15%
Искусство
(изобрази-
тельное
искусство,
музыка)
350 10 2 Изобразительное
искусство

Музыка


Модули по выбору
учащихся
(изобразительное
искусство, музыка,
танец, МХК, кино,
театр, масс-медиа)
140


140


70
до 25%
Технология
(материа-
льные и
информаци-
онные
технологии
)
350 10 2 Материальные
технологии

Информационные
технологии
175


175
до 25%
Основы
безопасно-
сти
жизнедея-
тельности
105 3 0,6 Модули
естественно-научной
направленности

Модули социальной
направленности

Модули
активно-двигательной
направленности
35



35


35
до 50%
Физическая
культура
(физичес-
кая
культура)

(315)
14 (10) 2,8
(2)
Общеразвивающие,
оздоровительные и
специализированные
комплексы физических
упражнений

Спортивные игры
315





175
до 25%
Обязатель-
ные
занятия по
выбору
350 10 2 Углубление базовых
курсов (учебных
модулей),
дополнительные модули
или спецкурсы
350  
Итого  
Обязательная инвариантная
аудиторная нагрузка
4 970 академических часов 142
ч/нед.
Обязательная вариативная
аудиторная нагрузка
700 академических часов 6 ч/нед.
Вариативная свободно избираемая
нагрузка: индивидуальные и
групповые консультации, занятия
активно-двигательного характера,
проектная деятельность, музейная
педагогика, творческие
мастерские, экскурсии, полевой
практикум (6-й развивающий день)
875 академических часов 25 ч/нед.
Минимальное количество часов,
финансируемое из бюджета
9 495 академических часов  

Примерный учебный план основной школы с русским языком обучения


Учебный предмет Количество уроков в
неделю по классам
Всего
5 6 7 8 9 ч/нед. ч
Русский язык 5 5 5 3 2 20 700
Литература 2 2 2 2 2 10 350
Иностранный язык 3 3 3 3 3 15 525
Математика 4 4 5 5 5 23 805
История 2 2 2 2 - 8 280
Обществоведение, включая ОБЖ - - - 2 2 4 140
Экономическая и социальная
география
- - - 1 - 1 35
Модули по
обществоведе-
нию по выбору
учащихся
Экономика

Основы права


Основы психологии

История России
-

-


-

-
-

-


-

-
-

-


-

-
-

-


-

-
2

2


2

2







8







280
Естествознание, включая ОБЖ 3 3 3 3 - 12 420
Естественно-научный курс (по
выбору учащихся)
- - - - 5 5 175
Изобразительное искусство 1 1 1 1 - 4 140
Музыка 1 1 1 1 - 4 140
Модули по
искусству по
выбору
учащихся
МХК

Экранные
искусства
-

-
-

-
-

-
-

-
2

2


4


140
Информационные технологии 1 1 1 1 1 5 175
Материальные технологии 1 1 1 1 1 5 175
Физическая культура, включая
ОБЖ
3 3 3 3 3 15 525
Занятия по индивидуальной
программе
- 2 2 2 2 20 700
Индивидуальные и групповые
консультации
2 2 2 2 - 8  
Занятия по выбору (6-й
развивающий день)
2 2 3 3 3 13  
Общий объем учебного плана 30 32 34 35 35 167 5845

Примечание. Каждый ученик может выбрать только два из четырех предлагаемых курсов по обществоведению и один из двух предлагаемых курсов по искусству. Поэтому аудиторная нагрузка одного ученика составляет только 6 академических часов в неделю (а не 12).


Базисный учебный план
основных общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком
обучения, вариант 3 (5 лет обучения)


Образова-
тельные
области,
базовые
компонен-
тысодержа-
ния
Количество учебных
часов
Учебные курсы и
модули
Объем
(ч)
Национа-
льно-ре-
гиональ-
ный
компонент
полное
(ч)
в неделю
(ч/нед.)
в целом
за 5
лет
в
сред-
нем в
год
Родной
язык
(родной
язык,
литература
)
700 20 4 Родной язык

Литература народов
России и зарубежная
литература


Модули по выбору
учащихся ("Культура
речи", "Шедевры
зарубежной
литературы",
"Классики русской
литературы", "Диалог
культур" и другие)
500

250




50
100%
Русский
язык
(русский
язык,
литература
)
525 15 3 Русский язык и
литература

Модули по выбору
учащихся
("Современный
разговорный язык",
"Деловое общение",
"Современная русская
литература" и другие)

Проектная
деятельность
450


100







25
 
Иностран-
ный язык
525 15 3 Иностранный язык


Проектная
деятельность
425


100
 
Математика
(арифмети-
ка,
алгебра,
геометрия)
805 23 4,6 Арифметика

Алгебра

Геометрия

Модули
(математическая
информатика, элементы
теории вероятностей и
анализа данных)
250

300

140

115
 
Естествоз-
нание
(физичес-
кая
география,
биология,
физика,
химия,
элементы
астрономии
,
экологии,
краеведе-
ние)
560 16 3,42 Физическая география

Биология

Физика

Химия

Модули (элементы
астрономии, экологии,
краеведение)

Проектная
деятельность

Углубление в области
географии, биологии,
физики, астрономии,
химии, экологии
70

105

105

70

35



35


140
до 15%
Обществоз-
нание
(история,
общество-
ведение,
экономиче-
ская и
социальная
география,
краеведе-
ние)
560 16 3,2 История

Обществоведение

Экономическая к
социальная география

Модули по выбору
учащихся (история
России, всеобщая
история, история
родного края,
экономика,
социология, право,
основы философии и
культурологии, основы
психологии)
280

105

35


140
до 15%
Искусство
(изобрази-
тельное
искусство,
музыка)
350 10 2 Изобразительное
искусство

Музыка


Модули по выбору
учащихся
(изобразительное
искусство, музыка,
танец, МХК, кино,
театр, масс-медия)
140


140


70
до 25%
Технология
(материа-
льные и
информаци-
онные
технологии
)
350 10 2 Материальные
технологии

Информационные
технологии
175


175
до 25%
Основы
безопасно-
сти
жизнедея-
тельности
105 3 0,6 Модули
естественно-научной
направленности

Модули социальной
направленности

Модули
активно-двигательной
направленности
35



35


35
до 50%
Физическая
культура
(физичес-
кая
культура)

(315)
14(10) 2,8(2) Общеразвивающие,
оздоровительные и
специализированные
комплексы физических
упражнений

Спортивные игры
315





175
до 25%
Обязатель-
ные
занятия по
выбору
350 10 2 Углубление базовых
курсов (учебных
модулей),
дополнительные модули
или спецкурсы
350  
Итого  
Обязательная инвариантная
аудиторная нагрузка
5 145 академических часов 147
ч/нед.
Обязательная вариативная
аудиторная нагрузка
870 академических часов  
Вариативная свободно избираемая
нагрузка: индивидуальные и
групповые консультации, занятия
активно-двигательного характера,
проектная деятельность, музейная
педагогика, творческие
мастерские, экскурсии, полевой
практикум (6-й развивающий день)
700 академических часов 20 ч/нед.
Минимальное количество часов,
финансируемое из бюджета
10 360 академических часов  

Примерный учебный план основной школы с родным (нерусским) языком
обучения


Учебный предмет Количество уроков в неделю по
классам
Всего
  5 6 7 8 9 ч/нед. ч
Родной язык и литература 4 4 4 5 3 20 700
Русский язык и литература 3 3 3 3 3 15 525
Иностранный язык 3 3 3 3 3 15 525
Математика 4 4 5 5 5 23 805
История 2 2 2 2 - 8 280
Обществоведение, включая
ОБЖ
- - - 2 2 4 140
Модули по
обществоведе-
нию по выбору
учащихся
  -
-
-
-
-
-
-
-
2
2

4

140
Экономическая и социальная
география
- 1 - - - 1 70
Физическая география 3 - - - - 3 105
Биология, включая ОБЖ - 3 2 - - 5 175
Физика и элементы
астрономии
- - - 3 2 5 175
Химия, включая ОБЖ - - 3 - - 3 105
Экология, включая ОБЖ - - - - 1 1 35
Изобразительное искусство 1 1 1 1 - 4 140
Музыка 1 1 1 1 - 4 140
Модули по
искусству по
выбору
учащихся
  -
-
-
-
-
-
-
-
2
2

4

140
Информационные технологии 1 1 1 1 1 5 175
Материальные технологии 1 1 1 1 1 5 175
Физическая культура,
включая ОБЖ
2 2 2 2 2 15 525
Обязательные занятия по
выбору
2 2 2 2 2 10 350
Аудиторная нагрузка одного
ученика
27 28 30 31 31 147  
Индивидуальные и групповые
консультации
3 2 2 - - 7  
Занятия по выбору (6-й
развивающий день)
- 2 3 4 4 13  
Общий объем учебного плана 30 32 35 35 35 167 5845

Примечание. Каждый ученик может выбрать только два из четырех предлагаемых курсов по обществоведению и один из двух предлагаемых курсов по искусству. Поэтому аудиторная нагрузка одного ученика составляет только 6 академических часов в неделю (а не 12).


Базисный учебный план
основных общеобразовательных учреждений с русским (родным) языком
обучения, вариант 3 (6 лет обучения)


Образователь-
ные области,
базовые
компоненты
содержания
Количество учебных
часов
Учебные курсы и
модули
Объем
(ч)
Национа-
льно-ре-
гиональ-
ный
компо-
нент
полное
(ч)
в неделю
(ч/нед.)
в целом
за 6
лет
в
среднем
в год
Русский язык
(русский
язык,
литература)
1260 36 6 Русский язык

Литература


Спецкурсы и
модули по выбору
учащихся
700

420


140
 
Иностранный
язык
630 18 3 Иностранный язык


Проектная
деятельность
490


140
 
Математика 875 25 4,2 Арифметика

Алгебра

Геометрия

Спецкурсы и
модули по выбору
учащихся
295

300

140

140
 
Естествозна-
ние
630 18 3 Физическая
география

Биология

Физика

Химия

Естественно-науч-
ный практикум

Спецкурсы и
модули по выбору
учащихся
70


105

105

70

140


140
до 15%
Обществозна-
ние
560 16 2,7 История


Обществоведение

Экономическая и
социальная
география

Спецкурсы и
модули по выбору
учащихся
280


105

35



140
до 15%
Искусство 420 12 2 Изобразительное
искусство

Музыка

Спецкурсы и
модули по выбору
учащихся
140


140

140
до 25%
Технология 420 12 2 Материальные
технологии

Информационные
технологии
210


210
до 25%
Основы
безопасности
жизнедеятель-
ности
105 3 0,5 Модули
естественно-науч-
ной
направленности

Модули социальной
направленности

Модули
активно-двигате-
льной
направленности
35




35


35
до 25%
Физическая
культура

(315)
17 (12) 2,8 (2) Общеразвивающие,
оздоровительные и
специализирован-
ные комплексы
физических
упражнений

Спортивные игры
385






210
до 25%
Обязательные
занятия по
выбору
560 16 2,7 Углубление
базовых курсов
(учебных
модулей),
дополнительные
модули или
спецкурсы
560  
Итого
Обязательная инвариантная аудиторная
нагрузка
4 795 академических
часов
137
ч/нед.
Обязательная вариативная аудиторная
нагрузка
1 260 академических
часов
36
ч/нед.
Вариативная свободно избираемая
нагрузка: индивидуальные и групповые
консультации, занятия
активно-двигательного характера,
проектная деятельность, музейная
педагогика, творческие мастерские,
экскурсии, полевой практикум (6-й
развивающий день)
840 академических часов 24ч/нед.
Минимальное количество часов,
финансируемое из бюджета
10 710 академических
часов
 

Примерный учебный план основной школы с русским языком обучения


Учебный предмет Количество уроков в неделю по
классам
Всего
5 6 7 8 9 10 ч/нед. ч
Русский язык 4 4 5 5 2 - 20 700
Литература 2 2 2 2 2 2 12 420
Модули по русскому
языку и литературе по
выбору учащихся
- - - - 2 2 4 140
Иностранный язык 3 3 3 3 3 3 18 630
Математика 3 3 4 4 4 3 21 735
Модули по математике
по выбору учащихся
- - - - 2 2 4 140
История 2 2 2 2 - - 8 280
Обществоведение,
включая ОБЖ
- - - 2 2 - 4 140
Экономическая и
социальная география
- - - - 1 - 1 35
Модули по социальным
дисциплинам по выбору
учащихся
- - - - - 4 4 140
Естествознание,
включая ОБЖ
3 3 3 3 3 - 15 525
Модули по
естественно-научным
дисциплинам по выбору
учащихся
- - - - - 4 4 140
Изобразительное
искусство
1 1 1 1 - - 4 140
Музыка 1 1 1 1 - - 4 140
Модули по искусству по
выбору учащихся
- - - - 2 2 4 140
Информационные
технологии
1 1 1 1 1 1 6 210
Материальные
технологии
1 1 1 1 1 1 6 210
Физическая культура,
включая ОБЖ
2 2 2 2 2 2 12 420
Обязательные занятия
по выбору учащихся
2 2 2 3 3 4 16 560
Занятия по выбору (6-й
развивающий день)
5 5 5 5 5 5 30 1050
Общий объем учебного
плана
30 30 32 35 35 35 197 6895

Базисный учебный план
основных общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком
обучения, вариант 3 (6 лет обучения)


Образовате-
льные
области,
базовые
компоненты
содержания
Количество учебных
часов
Учебные курсы и
модули
Объем
(ч)
Нацио-
нально-
регио-
нальный
компо-
нент
пол-
ное
(ч)
в неделю
(ч/нед.)
в целом
за 6
лет
в
среднем
в год
Родной язык 1190 34 5,7 Родной язык и
литература

Спецкурсы и модули
по выбору учащихся
1120


70
100%
Русский язык 700 20 3,3 Русский язык и
литература

Спецкурсы и модули
по выбору учащихся
630


70
 
Иностранный
язык
630 18 3 Иностранный язык


Проектная
деятельность
490


140
 
Математика 875 25 4,2 Арифметика

Алгебра

Геометрия

Спецкурсы и модули
по выбору учащихся
295

300

140

140
 
Естествозна-
ние
630 18 3 Физическая география


Биология

Физика

Химия

Естественно-научный
практикум

Спецкурсы и модули
по выбору учащихся
70


105

105

70

140


140
до 15%
Обществозна-
ние
560 16 2,7 История


Обществоведение

Экономическая и
социальная география

Спецкурсы и модули
по выбору учащихся
280


105

35


140
до 15%
Искусство 420 12 2 Изобразительное
искусство

Музыка

Спецкурсы и модули
по выбору учащихся
140


140

140
до 25%
Технология 420 12 2 Материальные
технологии

Информационные
технологии
210


210
до 25%
Основы
безопасности
жизнедеяте-
льности
105 3 0,5 Модули
естественно-научной
направленности


Модули социальной
направленности

Модули
активно-двигательной
направленности
35




35


35
до 25%
Физическая
культура

(315)
17 (12) 2,8 (2) Общеразвивающие,
оздоровительные и
специализированные
комплексы физических
упражнений

Спортивные игры
385





210
до 25%
Итого
Обязательная инвариантная
аудиторная нагрузка
5425 академических часов 155
ч/нед.
Обязательная вариативная аудиторная
нагрузка
700 академических часов 20
ч/нед.
Вариативная свободно избираемая
нагрузка: индивидуальные и
групповые консультации, занятия
активно-двигательного характера,
проектная деятельность, музейная
педагогика, творческие мастерские,
экскурсии, полевой практикум (6-й
развивающий день)
770 академических часов 22
ч/нед.
Минимальное количество часов,
финансируемое из бюджета
10 150 академических часов  

Примерный учебный план основной школы с родным (нерусским) языком
обучения


Учебный предмет Количество уроков в неделю по
классам
Всего
5 6 7 8 9 10 ч/нед. ч
Родной язык и
литература
6 6 6 6 5 3 32 1120
Русский язык и
литература
3 3 3 3 3 3 18 630
Модули по родному и
русскому языкам и
литературе по выбору
учащихся
- - - - 2 2 4 140
Иностранный язык 3 3 3 3 3 3 18 630
Математика 3 3 4 4 4 3 21 735
Модули по математике
по выбору учащихся
- - - - 2 2 4 140
История 2 2 2 2 - - 8 280
Обществоведение,
включая ОБЖ
- - - 2 2 - 4 140
Экономическая и
социальная география
- - - 1 - - 1 35
Модули по социальным
дисциплинам по выбору
учащихся
- - - - - 4 4 140
Естествознание,
включая ОБЖ
3 3 3 3 3 - 15 525
Модули по
естественно-научным
дисциплинам по выбору
учащихся
- - - - - 4 4 140
Изобразительное
искусство
1 1 1 1 - - 4 140
Музыка 1 1 1 1 - - 4 140
Модули по искусству по
выбору учащихся
- - - - 2 2 4 140
Информационные
технологии
1 1 1 1 1 1 6 210
Материальные
технологии
1 1 1 1 1 1 6 210
Физическая культура,
включая ОБЖ
3 3 3 3 3 3 18 630
Занятия по выбору (6-й
развивающий день)
4 4 5 5 5 5 28 980
Общий объем учебного
плана
30 30 32 35 35 35 197 6895

Примечание. При определении соответствия обязательной нагрузки санитарным нормам учитывается только два урока физкультуры в неделю из трех. Занятия по выбору учащихся, проводимые в 6-й развивающий день, при определении соответствия обязательной нагрузки санитарным нормам не учитываются.


Третья ступень общего образования


На третьей ступени общего образования организуется профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся. Базисный учебный план третьей ступени распределяет учебное время в основном по образовательным областям.

Базисный учебный план третьей ступени отражает обязательный минимум содержания образования для всех профилей образования. Существенное увеличение школьного компонента позволяет общеобразовательному учреждению варьировать профильное обучение, использовать очно-заочное, дистантное и иные нетрадиционные формы организации образовательного процесса, а учащимся - реализовывать индивидуальные образовательные программы.

Образовательные области Филология, Математика, Естествознание, Обществознание могут быть представлены либо традиционным набором предметов, либо интегрированными курсами, при условии включения содержания, соответствующего требованиям образовательных стандартов (вариант 1 и 2).

Вариант 1 предусматривает организацию профильного обучения по следующим направлениям: гуманитарному, естественно-математическому, технологическому и общеобразовательному.

Вариант 2 - по гуманитарному, социально-экономическому, физико-математическому, естественному, техническому. В рамках избранного профиля часы школьного и ученического компонентов могут быть использованы на дополнительные спецкурсы с учетом специализации.

Вариант 3 предполагает выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов: курсов базового уровня, профильных курсов, спецкурсов или курсов углубленного изучения.

Базовые курсы не являются профилирующими; они предназначены для завершения образования учащихся в области базовых компетенций и являются преимущественно интегративными, обобщающими курсами. Содержание базовых курсов определяется стандартами базового образования для старшей ступени школы.

Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в данной области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации.

Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе курсов углубленного изучения (например, углубленного изучения математики или естественных наук) или различных спецкурсов, спецпрактикумов, модулей по выбору учащихся.

Учебный план не задает жесткого набора профильных курсов для каждого из возможных направлений, профилей и специализаций образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, специализированных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать практически свою строго индивидуальную программу обучения.

Каждый вариант представляет примерные планы для профильного обучения.

Продолжительность урока в средней (полной) общеобразовательной школе во всех вариантах - 45 минут.


Базисный учебный план
профильных средних (полных) общеобразовательных учреждений
вариант 1


Образовательная
область
Образовательные компоненты Количество часов
в неделю по
классам
11 12
Федеральный компонент
Филология Русский язык, литература

Иностранный язык
4

2
4

2
Математика Математика 3 3
Информатика Информатика и информационные
технологии
1 1
Естествознание Физика, химия, биология, экология 4 4
Обществознание История, обществоведение,
экономика, география
4 4
Физическая культура Физическая культура 2 2
Основы безопасности
жизнедеятельности
ОБЖ 1 1
Технология Технология 1 1
Итого   22 22
Школьный компонент
Занятия по выбору, факультативы 10 10
Максимальная нагрузка обучающегося 32 32
Ученический компонент
Индивидуальные и групповые консультации, занятия
активно-двигательного и поискового характера
5 5
Общий объем учебного плана 37 37

Примерный учебный план
общеобразовательных учреждений с русским (родным) языком обучения


Образовате-
льная
область
Профили


Учебный
предмет
Общеобра-
зователь-
ный
Гуманитар-
ный
Естеств. -
математи-
ческий
Филологи-
ческий
Количество часов в неделю по классам
11 12 11 12 11 12 11 12
Федеральный компонент
Филология Русский язык

Литература

Иностранный
язык
2

3

3
2

3

3
2

4

4
2

4

4
2

2

3
2

2

3
2

2

3
2

2

3
Математика Математика 4 4 3 3 5 5 4 4
Информатика Информатика и
информацион-
ные
технологии
1 1 1 1 1 1 1 1
Естествозна-
ние
Физика,
химия,
биология,
экология
4 4 3 3 7 7 5 5
Обществозна-
ние
История,
обществоведе-
ние,
экономика,
география,
этика
4 4 6 6 3 3 3 3
Физическая
культура
Физическая
культура
2 2 2 2 2 2 2 2
Основы
безопасности
жизнедеяте-
льности
ОБЖ 1 1 1 1 1 1 1 1
Технология Технология 2 2 1 1 1 1 4 4
Итого   26 26 27 27 27 27 27 27
Школьный компонент
Занятия по выбору,
факультативы
6 6 5 5 5 5 5 5
Максимальная нагрузка
обучающегося
32 32 32 32 32 32 32 32
Ученический компонент
Индивидуальные и групповые
консультации, занятия
активно-двигательного и
поискового характера
5 5 5 5 5 5 5 5
Общий объем учебного плана 37 37 37 37 37 37 37 37

Базисный учебный план
профильных средних (полных) общеобразовательных учреждений
вариант 2


Образовательная
область
Образовательные компоненты Количество часов в
неделю по классам
11 12 В том
числе
нац.
-peг.
компонент
Федеральный компонент  
Филология Русский язык, литература,
иностранный язык
5 5  
Математика Математика 3 3  
Информатика Информатика и
информационные технологии
1 1  
Обществознание История, обществоведение,
география, экономика,
5 5 20%
Естествознание Физика, химия, биология,
экология
3 3 20%
Физическая культура Физическая культура 2 2 20%
Основы безопасности
жизнедеятельности
ОБЖ 1 1  
Итого   20 20  
Школьный компонент  
Занятия по выбору, факультативы 12 12  
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 32 32  
Ученический компонент  
Индивидуальные и групповые консультации,
занятия активно-двигательного и поискового
характера
4 4  
Общий объем учебного плана 36 36  

Примерный учебный план
общеобразовательных учреждений с русским (родным) языком обучения


Образовате-
льная
область
Профили,
образоват.
компоненты
Гуманита-
рный
Социально
-экономи-
ческ.
Физико-ма-
тематичес-
кий
Естест-
венный
Техниче-
ский
Количество часов в неделю по классам    
    11 12 11 12 11 12 11 12 11 12
Федеральный компонент
Филология Русский
язык

Литература

Иностран-
ный язык
3


5

3
3


5

3
1


2

3
1


2

3
1


2

2
1


2

2
1


2

2
1


2

2
1


2

2
1


2

2
Математика Математика 3 3 5 5 6 6 5 5 5 5
Информатика Информати-
ка и
информаци-
онные
технологии
1 1 2 2 2 2 1 1 2 2
Обществоз-
нание
История


Общество-
ведение

Право

Экономика

География
3


2


1

1

1
3


2


1

1

1
3


2


2

2

2
3


2


2

2

2
2


1


-

1

1
2


1


-

1

1
2


1


-

1

1
2


1


-

1

1
2


1


-

2

1
2


1


-

2

1
Естествоз-
нание
Естествозн
.

Физика

Химия

Биология

Экология
3


-

-

-

-
3


-

-

-

-
3


-

-

-

-
3


-

-

-

-
-


5

2

2

-
-


5

2

2

-
-


3

4

3

1
-


3

4

3

1
-


3

1

1

1
-


3

1

1

1
Искусство МХК 2 2 - - - - - - - -
Физическая
культура
Физическая
культура
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Основы
безопаснос-
ти
жизнедеяте-
льности
ОБЖ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Технология Технология 1 1 2 2 2 2 2 2 6 6
Итого   32 32 32 32 32 32 32 32 32 32
Школьный компонент
Занятия по выбору,
факультативы
4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
Максимальная нагрузка
обучающегося
36 36 36 36 36 36 36 36 36 36
Ученический компонент
Индивидуальные и
групповые
консультации, занятия
активно-двигательного
и поискового характера
4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
Общий объем учебного
плана
40 40 40 40 40 40 40 40 40 40

Для школ с родным (нерусским) языком обучения часы школьного компонента отводятся на изучение родного языка и родной литературы.


Базисный учебный план
однокомплектных средних (полных) общеобразовательных учреждений


Образова-
тельная
область
Образовате-
льные
компоненты
Количество часов в неделю по классам
XI Гум. Матем. Ест. XII Гум. Матем. Ест.
Филология Русский язык
и литература

Иностранный
язык
4


1
2


2
    4


1
2


2
   
Математи-
ка
Математика 3   4   3   5 1
Информа-
тика
Информатика 1   2   1   2  
Общество-
знание
История


Обществове-
дение

География
2


2


2



2
    2


2
2


1
   
Естество-
знание
Биология


Физика

Химия
2


2

2
    2/1


3

1/2
2


2

2
    2/1


3

1/2
Физичес-
кая
культура
Физическая
культура
2       2      
Основы
безопас-
ности
жизнедея-
тельности
ОБЖ 1              
Итого   24 6 6 6 22 7 7 7
Максимальная учебная
нагрузка обучающегося
30       29      
Ученический компонент
Индивидуальные и
групповые
консультации, занятия
активно-двигательного
и поискового характера
6       7      
Общий объем учебного
плана
36       36      

В связи с тем, что в однокомплектных школах трудно решаются вопросы дифференциации обучения, особенно на III ступени образования, предлагается организовать по две профильные группы в классе: например, группы с гуманитарной, естественно-научной направленностью или группы с гуманитарной и математической направленностью. При этом максимальная нагрузка на одного обучающегося в 11(10) классе будет составлять 30 часов, а в 12(11) классе - 29 часов в неделю, из них 24 часа в 11 (10) классе и 22 часа в 12(11) классе отводится на совместное (всем классом) изучение предметов двумя группами и по 6 часов и 7 часов соответственно на каждый профиль. Например, если выбраны два профиля: гуманитарный и математический, то общее финансирование составит в XI классе 24 + 6 + 6 = 36 ч; в XII классе - 22 + 7 + 7 = 36 ч.


Базисный учебный план
профильных средних (полных) общеобразовательных учреждений вариант 2


Образова-
тельные
области,
компонен-
ты
содержа-
ния
Минимальное
количество учебных
часов
Учебные курсы и
модули
Объем (ч) Националь-
но-регио-
нальный
компонент

дем.
ч
в неделю
(ч/нед.)
в целом
за 2
года
в
сред-
нем в
год
1 2 3 4 5 6 7
Русский
языки и
литерату-
ра
(русский
язык
обучения)
280 8 4 Русский язык. Базовый
курс
70  
Русский язык.
Профильный курс
140
Литература. Базовый
курс
210
Литература.
Профильный курс
350
Спецкурсы по выбору
учащихся
от 35 до
350
Русский
язык и
литерату-
ра
(родной
(нерусс-
кий) язык
обучения)
210 6 3 Русский язык и
литература. Базовый
курс
210  
Русский язык.
Профильный курс
140
Литература.
Профильный курс
350
Спецкурсы по выбору
учащихся
от 35 до
350
Родной
язык и
литерату-
ра
(родной
(нерусс-
кий) язык
обучения)
210 6 3 Родной язык и
литература. Базовый
курс
210 100%
Родной язык.
Профильный курс
140
Родная литература.
Профильный курс
350
Спецкурсы по выбору
учащихся
от 35 до
350
Иностран-
ный язык
210 6 3 Иностранный язык.
Базовый курс
210  
Иностранный язык.
Профильный курс
350
Спецкурсы по выбору
учащихся
от 35 до
350
Математи-
ка
210 6 3 Математика. Базовый
курс
210  
Математика.
Профильный курс
(Алгебра и начала
анализа. Геометрия)
420
Математика.
Углубленный курс
(Алгебра и начала
анализа. Геометрия)
560
Спецкурсы по выбору
учащихся
от 35 до
350
Естество-
знание
210 6 3 Естествознание.
Базовый интегративный
курс
210 до 15%


Или:
Биология.
Базовый курс
70

210
Физика. Базовый
курс
105
Химия. Базовый
курс
35
Биология. Профильный
курс
140
Физика. Профильный
курс
350
Химия. Профильный
курс
210
Биология. Углубленный
курс
280
Физика. Углубленный
курс
420
Химия. Углубленный
курс
350
Спецкурсы по выбору
учащихся
от 35 до
350
Общество-
знание
210 6 3 История Базовый курс 105 до 15%
Обществоведение.
Базовый курс
105

Или:
Экономика.
Базовый курс
70 105
Право. Базовый
курс
35
История. Профильный
курс
350
Обществоведение.
Профильный курс
140
Спецкурсы по выбору
учащихся
от 35 до
350
Искусство 70 2 1 Мировая
художественная
культура. Базовый
курс
70 до 25%
Мировая
художественная
культура. Профильный
курс
140
Спецкурсы по выбору
учащихся
от 35 до
350
Техноло-
гия
105 3 1,5 Информационные
технологии. Базовый
курс
105 до 25%
Информационные
технологии.
Профильный курс
210
Материальные
технологии.
Профильные курсы
210
Спецкурсы по выбору
учащихся
от 35 до
350
Основы
безопас-
ности
жизнедея-
тельности
70 2 1 ОБЖ Базовый курс 70 до 25%
ОБЖ Профильный курс 70
Спецкурсы по выбору
учащихся
от 35 до
350
Физичес-
кая
культура
140 4 2 Физическая культура.
Базовый курс
140 до 25%
ОБЖ. Базовый курс 70
Физическая культура.
Профильный курс
350
Спецкурсы по выбору
учащихся
от 35 до
350
Профили-
зация и
специали-
зация
980 28 14 Спецкурсы по выбору
учащихся
980  
Итого
Обязательная инвариантная
аудиторная нагрузка
2 520 академических часов
Обязательная вариативная
аудиторная нагрузка
72 ч/нед.
Вариативная свободно
избираемая нагрузка:
индивидуальные и групповые
консультации, проектная и
поисково-исследовательская
деятельность, занятия
активно-двигательного
характера, творческие
лаборатории, школьные научные
общества и т.п. (2-я половина
дня)
350 академических часов
Минимальное количество часов,
финансируемое из бюджета
В зависимости от профиля - от 4 900 до 5
500 академических часов

Примерные учебные планы


Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения


Учебный предмет Гуманитарное направление: профили и специализации
Филоло-
гичес-
кий
Социально
-истори-
ческий
Художес-
твенный
Геогра-
фический
Экономи-
ческий
Педаго-
гический
Русский язык. БК     1 1 1 1 1 1 1 1    
Русский язык. ПК 2 2                 2 2
Литература. БК     3 3 3 3 3 3 3 3    
Литература. ПК 5 5                 5 5
Спецкурсы но
выбору
5 5     2 2            
Иностранный язык.
БК
    3 3 3 3         3 3
Иностранный язык.
ПК
5 5         5 5 5 5    
Спецкурсы по
выбору
3 4         3 4 3 3    
История. БК 3       3   3   3      
История. ПК     5 5             5 5
Обществоведение.
БК
  3       3   3   3    
Обществоведение.
ПК
    2 2             2 2
Спецкурсы
по выбору
      5 5                
      5 6                
              6 6 2 2    
                  3 3    
                      3 3
МХК. БК     1 1     1 1 1 1    
МХК. ПК 2 2     2 2         2 2
Спецкурсы по
выбору
        11 12            
Математика. БК 3 3 3 3 3 3         3 3
Математика. ПК             6 6 6 6    
Естествознание.
БК
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Физическая
культура. БК
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
ОБЖ. БК 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Спецкурсы по
выбору
                    2 2
Информ.
технологии. БК
2 1 2 1 2 1 2 1        
ИТ. Спецкурсы                 3 3 3 3
Аудиторная
нагрузка
36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36
Занятия по выбору
(2-я половина
дня)
5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Общий объем
учебного плана
41 41 41 41 41 41 41 41 41 41 41 41

ГАРАНТ:

Продолжение таблицы, см. начало

Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения

Учебный предмет Естественно-математическое направление: профили и
специализации
Матема-
тичес-
кий
Физико-
математи-
ческий
Химико-
биологи-
ческий
Геолого-
геогра-
фический
Техниче-
ский
Психоло-
го-педа-
гогичес-
кий
Русский язык. БК 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Литература. БК 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Иностранный язык.
БК
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
История. БК 3   3   3   3   3   3  
Обществоведение.
БК
  3   3   3   3   3   3
Спецкурсы
по выбору
                      3 3
                      3 4
МХК. БК 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Математика. ПК     6 6 6 6 6 6 6 6 6 6
Математика. УК 8 8                    
Спецкурсы по
выбору
2 3                    
Биология. БК 2   2       2   2      
Физика. БК                     3  
Химия. БК   1   1       1   1   1
Биология. УК                        
Физика ПК 5 5     5 5 5 5 5 5    
Химия. ПК                        
Биология. ПК         4 4         4 4
Физика. УК     6 6                
Химия. УК         4 6            
Астрономия     2 2                
География             5 5        
Экология         2              
Спецкурсы по
выбору
    3 4     2 4 4 5 1 2
Физическая
культура. БК
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
ОБЖ. БК 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Информ.
технологии. БК
        1 1 2 1     1 1
Информ
технологии. ПК
3 3 3 3         3 3    
Спецкурсы по
выбору
2 3             2 2 1 1
Аудиторная
нагрузка
36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36
Занятая по выбору
(2-я половина
дня)
5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Общий объем
учебного плана
41 41 41 41 41 41 41 41 41 41 41 41

ГАРАНТ:

Продолжение таблицы, см. начало

Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения

Учебный предмет Технологическое направление: профили и специализации
Техноло-
гия и
тельство
Техноло-
гии
обработки
конструк-
ционных
материа-
лов и
дизайн
Офисные
техноло-
гии
Техноло-
гии
управле-
ния
Домашние
техноло-
гии
Семейная
педаго-
гика
Русский язык. БК 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Литература. БК 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Спецкурсы по
выбору
        3 3 3 3     2  
Иностранный
язык. БК
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Спецкурсы по
выбору
2 2     2 2            
История. БК 3   3   3   3   3   3  
Обществоведение.
БК
  3   3   3   3   3   3
Спецкурсы по
выбору
5 5     3 3 5 5 2 2 4 9
МХК. БК 1 1 1 1 1 1 1 1 1 i 1 1
Спецкурсы по
выбору
    2 2         1 1    
Математика. БК 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Спецкурсы по
выбору
  2                    
Естествознание.
БК
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Спецкурсы по
выбору
                    2 ^
Физическая
культура. БК
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
ОБЖ. БК 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Спецкурсы по
выбору
                    2 2
Информ.
технологии. БК
3   3   3   3   3   3  
Материал.
технологии. ПК
3 3 3 3         3 3    
Спецкурсы по
выбору
3 4 8 11 5 8 5 8 7 10 3 3
Аудиторная
нагрузка
36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36
Занятия по
выбору (2-я
половина дня)
5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Общий объем
учебного плана
41 41 41 41 41 41 41 41 41 41 41 41

Финансирование Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений
Российской Федерации


Базисный учебный план финансируется во всех видах образовательных учреждений не ниже общего объема учебного плана.

Факультативные, индивидуальные, групповые занятия финансируются в зависимости от количества групп, определяемых общеобразовательным учреждением, и независимо от количества учащихся в группе.

При проведении занятий по:

русскому языку в школах с родным (нерусским) языком обучения в 1 - 12 классах;

иностранным языкам в 2 - 12 классах;

технологии в 5 - 12 классах;

информатике в 9 - 12 классах;

физической культуре в 9 - 12 классах;

естественно-научному практикуму (практические занятия по физике, химии) осуществляется деление классов на две группы: в городских школах при наполняемости не менее 25 человек, в сельских - 20.

При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также по профильным дисциплинам в старшей школе.

В оздоровительных целях рекомендуется отводить часы сверх учебного плана по 2 - 3 часа в неделю в каждом классе во второй половине дня на физическую культуру, занятия в спортивных секциях, художественных, танцевальных, музыкальных и творческих студиях. Финансирование этих часов осуществляется по нормам финансирования факультативных занятий.

Вопросы организации производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами учебных заведений на основе добровольного участия школьников за счет использования часов ученического компонента.



Приказ Минобразования РФ от 6 марта 2001 г. N 834 "Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации"


В соответствии с письмом Минюста РФ от 13 апреля 2001 г. N 07/3663-ЮД, настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в в Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации, 2001 г., N 6)


Текст приказа опубликован в журнале "Вестник образования", 2001 г., N 8., в библиотечке журнала "Вестник образования", 2001-2002 гг., в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", август 2002 г., N 18, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", апрель 2001 г., N 11

Текст приказа приводится в соответствии с уточнением, опубликованным в журнале "Вестник образования", 2001 г., N 9, стр.80



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.