Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 г. N 11 (2-1) "О законодательстве по вопросам прописки граждан"

Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 г. N 11 (2-1)
"О законодательстве по вопросам прописки граждан"


Комитет конституционного надзора СССР, рассмотрев по собственной инициативе вопрос о соответствии законодательства о прописке положениям Конституции СССР, законов СССР и международным обязательствам СССР о правах человека, установил, что действующие положения о прописке существенно ограничивают граждан свободе передвижения, выборе места жительства, работы, получения образования и реализации других прав.

Согласно законодательству о прописке граждане СССР обязаны прописываться по месту жительства. Основанная на этом общем положении система прописки, во-первых, обязывает граждан получать разрешение органов внутренних дел или других органов на проживание в данной местности и во-вторых, обеспечивает регистрацию передвижения и проживания граждан, в том числе удостоверение места их постоянного или временного проживания.

Регистрация и учет граждан по месту их жительства не являются отступлением от положений законов СССР и общепризнанных международно-правовых норм о правах человека. Что же касается разрешительного порядка прописки, то положение о нем находится в противоречии со статьей 9 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, согласно которой граждане могут в соответствии с законом избирать род занятий и местожительства, а также положениями о праве граждан на свободу передвижения свободу выбора себе местожительства в пределах территории страны, провозглашенными и закрепленными в основных международных актах о правах человека: Всеобщей декларации прав человека (статья 13) и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (статья 12). В Международном пакте подчеркивается, что эти свободы не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимых с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами".

Введение ограничений прав граждан на свободу передвижения выбора местожительства связано с установлением правил, нарушающих и другие основные права граждан. К таким правилам относятся:

а) правила, запрещающие руководителям предприятий, организаций и учреждений принимать на работу лиц, не прописанных в данной местности;

б) правила, запрещающие производить прием в высшие и средние специальные учебные заведения и профессионально-технические училища Москвы и ряда других городов иногородних граждан в качестве большем, чем они могут быть обеспечены общежитиями и жилой площадью у близких родственников. Указанные правила противоречат принципу равенства всех граждан СССР в получении образования, закрепленному статьями 34 и 45 Конституции СССР и статьей 4 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, а также принципу одинаковой доступности образования, признанному в международных актах о правах человека;

в) правила, запрещающие прописку супругов и членов их семей на жилую площадь супруга, проживающего в Москве, Ленинграде и Киеве в общежитии, независимо от его характера, или в качестве временного жильца, или в качестве поднанимателя на жилой площади другого лица. Данные правила, применение которых ведет к длительному разделению семей, противоречат статье 53 Конституции СССР, статье 11 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, а также соответствующим положениям Международных актов о правах человека.

Исходя из необходимости приведения нормативных актов о прописке в соответствие с конституционными и международно-правовым положениями о правах человека, и руководствуясь статьей 124 Конституции СССР, статьями 12 и 18 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР", Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:

1. Положения о прописке, обязывающие граждан получать разрешение органов внутренних дел или других государственных органов на проживание во всех населенных пунктах на территории СССР, ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства. Эти ограничения, кроме тех, которые необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод самих лиц, должны быть устранены из законодательства путем его поэтапного пересмотра с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным в процессе перехода к рыночным отношениям, создания рынка жилья и рабочей силы.

Не соответствуют Конституции СССР, законам СССР, международным актам, нарушают закрепленные ими права и свободы граждан на основании статьи 124 Конституции СССР и статьи 21 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР" теряют силу с момента принятия настоящего Заключения следующие положения нормативных актов по вопросам прописки:

подпункты "г" и "д" пункта 2 постановления Совета Министров СССР от 25 июня 1964 года N 585 "Об утверждении Положения о прописке и выписке населения в городе Москве", согласно которым запрещено принимать в высшие, средние специальные учебные заведения и профессионально-технические училища Москвы иногородних граждан в количестве большем, чем они могут быть обеспечены общежитиями, за исключением определяющихся на время учебы в высших учебных заведениях к близким родственникам при наличии у них нормы жилой площади, предусмотренной для студенческих общежитий;

подпункт "а" пункта 5 постановления Совета Министров СССР от 4 октября 1962 года N 1063 "О частичном изменении порядка прописки граждан в Москве" - в части, запрещающей прописку супруга и членов их семей на жилую площадь другого супруга, проживающего в общежитии семейного типа или в качестве временного жильца или в качестве поднанимателя на жилой площади другого лица, а также постановление Совета Министров СССР от 24 января 1963 года N 116 "О распространении на город Ленинград ограничений в прописке граждан, установленных постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1962 года N 1063 для города Москвы"; подпункт "б" пункта 9 Положения о прописке и выписке населения в городе Москве, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 25 июня 1964 года N 585; последний абзац пункта 9 постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года N 678 "О некоторых вопросах прописки граждан"; последний абзац подпункта "а" пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 6 августа 1985 года N 737 "О некоторых ограничениях прописки граждан в городе Киеве" - в части, предусматривающей аналогичный запрет на прописку в городах Ленинграде и Киеве супругов и членов их семей на соответствующую жилую площадь другого супруга;

пункт 27 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года N 677, предусматривающий обязанность лиц, которым отказано в прописке в населенном пункте, куда они прибыли, выбыть из этого населенного пункта в 7-дневный срок.


Заместитель Председателя Комитета
конституционного надзора СССР

Б.Лазарев


Москва,

26 октября 1990 г.

N 11 (2-1)



Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 г. N 11 (2-1) "О законодательстве по вопросам переписки граждан"


Текст заключения опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 21 ноября 1990 г., N 47, ст. 1004


Актуальный текст документа