Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1994 г. N 35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования"

Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1994 г. N 35-М
"Об организации взаимодействия образовательных учреждений
и обеспечении преемственности дошкольного и начального
общего образования"


Настоящее методическое письмо разработано с целью упорядочения организации деятельности образовательных учреждений, в которых одновременно осуществляется обучение, воспитание детей дошкольного и школьного возраста. В письме раскрываются вопросы организации взаимодействия общеобразовательных и дошкольных учреждений, а также ориентиры преемственности обучения детей.

Взаимодействие дошкольных и общеобразовательных учреждений может осуществляться в нескольких вариантах.

Первый вариант. Образовательное учреждение реализует несколько общеобразовательных программ: дошкольного образования и начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, получив на это соответствующую лицензию. В своей деятельности такое образовательное учреждение руководствуется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации и Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации.

Такой опыт в России имеет место с 1984 г., когда, преимущественно в сельской местности, стали создаваться учебно-воспитательные учреждения "школа-детский сад". Их возникновение было обусловлено отсутствием необходимого для открытия дошкольного образовательного учреждения контингента детей дошкольного возраста или отсутствием дошкольных учреждений и наличием свободных площадей в общеобразовательном учреждении. В последние годы в связи с изменением социально-экономической ситуации, сокращением контингента детей в дошкольных учреждениях, высвобождением площадей в них и необходимостью улучшения условий обучения школьников, которые учатся в две-три смены, чаще стали открываться классы начального общего образования в дошкольном образовательном учреждении.

Многолетняя практика работы учебно-воспитательных учреждений "школа-детский сад" позволяет сделать вывод, что реализация образовательным учреждением нескольких общеобразовательных программ, включая и программу дошкольного образования, оправдана только в случае наличия в нем соответствующих условий для воспитания и обучения детей как дошкольного, так и школьного возраста. Поэтому при создании экспертной комиссии на этапе лицензирования такого образовательного учреждения необходимо включать в ее состав на паритетных началах специалистов в области дошкольного и общего образования.

Аттестация и государственная аккредитация названных образовательных учреждений осуществляется в порядке, установленном законом. Установление соответствия требованиям федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, определяющих в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (п. 1 ст. 7 Закона РФ "Об образовании), должно проходить отдельно для групп и классов, в которых воспитываются и обучаются в одном случае дети дошкольного возраста, а в другом - школьного возраста. При проведении аттестации предъявление требований к уровню подготовки обучающихся, квалиметрия знаний допускаются только для детей школьного возраста. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке должны входить специалисты как в области дошкольного, так и в области общего образования.

Особого внимания учредителя образовательного учреждения, реализующего две программы - дошкольного и начального общего образования, требует подбор специалистов на должности руководителя учреждения и его заместителя по учебно-воспитательной работе.

Один из них должен быть специалистом в области начального образования, другой - в области дошкольного образования.

Образовательное учреждение в соответствии со ст. 32 Закона РФ "Об образовании" самостоятельно устанавливает штатное расписание с учетом наличия средств на содержание учреждения, реализуемых программ, учебного плана, особенностей комплектования детьми, кадрами.

Количество групп и классов устанавливается в зависимости от санитарных норм и имеющихся условий для осуществления образовательного процесса. Предельная наполняемость групп и классов определена соответствующими типовыми положениями о дошкольном образовательном учреждении и об общеобразовательном учреждении и может изменяться в сторону сокращения при условии выделения учредителем дополнительных ассигнований на их содержание.

В группы дошкольного образования принимаются дети в порядке, установленном Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации. Конкурсный отбор в группы детей дошкольного возраста не допускается.

В первый классы переводятся дети из групп дошкольного образования по заявлению родителей (или лиц, их заменяющих). При наличии вакантных мест в классы начального общего образования принимаются дети, не посещавшие ранее данное учреждение. Прием обучающихся на вторую ступень общего образования производится без дополнительной аттестации на основе документа об успеваемости, выданного образовательным учреждением, осуществляющим начальное общее образование.

Образовательное учреждение, реализующее наряду с программой дошкольного образования программу начального общего образования, может заключить с общеобразовательным учреждением договор, предусматривающий порядок приема в них детей, возможность участия в образовательном процессе учителей общеобразовательного учреждения и воспитателей дошкольного учреждения, организацию совместных досугов и др.

Финансирование образовательного учреждения, реализующего две программы - дошкольного и начального общего образования, производится в соответствии с учрежденной в установленном порядке единой годовой сметой, предусматривающей поквартальную разбивку и выделение отдельных расходов по классам и группам детей дошкольного возраста на основе государственного и местного нормативов финансирования, определяемых на одного обучающегося, воспитанника.

Плата родителей за содержание детей в группах дошкольного образования взимается в установленном порядке.

Разница между затратами на содержание обучающегося в общеобразовательном учреждении и в образовательном учреждении, реализующем наряду с программой дошкольного образования программу начального общего образования, оплачивается родителями (лицами, их заменяющими) или учредителями.

Первый вариант взаимодействия образовательных учреждений получает все большее развитие. Наиболее эффективные результаты наблюдаются в таких учреждениях при обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии. Безболезненно проходит социальная адаптация детей, более успешно осуществляется коррекция отклонений в их развитии.

В ряде территорий РФ образовательные учреждения, реализующие две образовательные программы (дошкольного и начального общего образования), функционируют как экспериментальные площадки по апробации авторских программ и технологий, направленных на физическое, интеллектуальное и личностное развитие воспитанников и обучающихся.

Второй вариант. Начальные классы общеобразовательного учреждения размещаются в дошкольном образовательном учреждении, которое выделяет помещения, необходимые для организации обучения и отдыха обучающихся. Между образовательными учреждениями заключается соответствующий договор.

Третий вариант. Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется на основе объединения их в комплексы. Руководствуясь п. 8 ст. 12 Закона РФ "Об образовании", образовательные учреждения на добровольной основе могут создавать комплексы, в том числе с участием учреждений, предприятий и организаций, которые вместе с образовательными учреждениями становятся учредителями комплекса.

Комплекс имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы и действует на основании своего Устава. Права юридического лица у комплекса возникают с момента его регистрации. Учредители комплекса участвуют в его управлении через советы и другие органы в порядке, установленном Учредительным договором и Уставом комплекса.

Учреждения, предприятия, организации, входящие в состав комплекса, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы комплекса не обладают распорядительной властью в отношении учреждений, предприятий, организаций, входящих в состав комплекса, и выполняют свои функции на основании договоров с ними.

При создании комплекса следует иметь в виду, что образовательные учреждения вправе участвовать в уставных фондах различных объединений и предприятий только своей собственностью. Образовательному учреждению согласно п. 7 ст. 39 Закона РФ "Об образовании" принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

Четвертый вариант. Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется на основе заключаемых между ними договоров о сотрудничестве по различным направлениям их образовательной деятельности, например о реализации совместной образовательной программы эстетического развития.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ "Об образовании" общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования должны быть преемственными.

Несмотря на то, что общее образование строится в предметной логике, неправомерно осуществлять преемственные связи на основе классно-урочной системы - преемственность по предметам. На этапе дошкольного образования основной акцент делается на интеграцию предметных областей знаний. Не может осуществляться преемственность отдельно "по математике", "по русскому языку и литературе", "по музыке" и т.п. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности (базиса личностной культуры). Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программы I ступени, являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в то же время исходными ориентирами начального общего образования.

Основаниями преемственности являются:

1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика; познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развития других важных качеств личности ребенка.

2. Развитие способности ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной. Формирование способностей - обучение ребенка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.

3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

4. Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками - является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности (которая по своей сути всегда совместна) и в то же время - важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного-начального общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности). При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7 годам.

Обучение детей младшего школьного возраста происходит на основе все более развитой учебной деятельности. Вместе с тем получают свое дальнейшее развитие и специфичные виды деятельности ребенка дошкольного возраста, так как они все еще играют важную роль в его развитии.

Для обеспечения преемственности необходимо также учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит пережить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Здесь нет мелочей: для ребенка, который стал учеником, но остался в стенах дошкольного образовательного учреждения, может оказаться психологически важным, что его сверстники пошли в "настоящую школу". Поэтому учителям и воспитателям следует проявить особое внимание к таким детям, так как их эмоциональное благополучие и формирование у них образа "настоящего школьника" всецело будет зависеть от того, как взрослые помогут ему в этом. Средством такой помощи может стать праздник посвящения в ученики, в котором принимают участие и родители, и дети разного возраста, и педагоги, а также последующая работа, направленная на осознание ребенком своего нового статуса.

Организация образовательного процесса в классах I ступени общего образования строится на основании учебного плана и расписания занятий, а также на основе режима организации внеурочной деятельности детей, которые разрабатываются учреждением самостоятельно. Учебные нагрузки не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных в примерном государственном учебном плане (базисном) общеобразовательного учреждения.

Деятельность детей в свободное от занятий время организуется с учетом особенностей состояния здоровья, интересов и направлена на удовлетворение потребностей ребенка, в том числе физиологических (в сне, питании, отдыхе, пребывании на свежем воздухе), познавательных, творческих и, что чрезвычайно важно, потребности в общении.

Порядок комплектования детьми образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного и общего образования, создает уникальную возможность для разновозрастных контактов между детьми дошкольного и школьного возраста. Широкий спектр разновозрастного общения обогащает личность каждого ребенка: старших ставит в позицию взрослого, сильного и ответственного за младших. Возникают условия для проявления опеки и заботы о них, а также для взаимообучения. У малышей формируется "образ ближайшего взрослого", появляются дополнительные возможности для позитивных межличностных контактов, что способствует возникновению чувства защищенности и эмоционального благополучия. Особую роль в этом играет объединение детей разного возраста для совместной деятельности (игры, помощь старших в изготовлении игровых атрибутов для малышей, участие в праздниках, концертах, театрализованных представлениях, выставках детского творчества и др.).

Образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного и начального общего образования, могут использовать различные подходы к комплектованию групп (классов) детьми. В случае когда основной организационной единицей является разновозрастная группа, что ни в коей мере не противоречит дифференцированному обучению с конкретной возрастной ориентацией, возможны временные объединения детей в одновозрастные группы (классы) для обучения детей одного возраста. Наряду с этим остаются общий быт, свободное общение между детьми разного возраста, их совместное обучение в нерегламентированных видах деятельности.

Если же основной организационной единицей выступает одновозрастная группа (класс), то формируются соответственно временные разновозрастные группы (классы), исходя из задач реализуемых образовательных программ. Организация образовательного процесса на основе реализации программ дошкольного и общего образования должна осуществляться прежде всего в интересах ребенка.


Заместитель министра

А.Г.Асмолов




Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1994 г. N 35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования"


Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", 2002, N 2


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.