Заместитель Министра |
Л.Гребнев |
Министерство образования Российской Федерации
_______________________________________________________________________
(наименование учебно-методического объединения)
_______________________________________________________________________
Методические рекомендации
по определению структуры и содержания государственных аттестационных
испытаний по направлению подготовки (специальности) высшего
профессионального образования
_______________________________________________________________________
(шифр и наименование направления подготовки или специальности)
_______________________________________________________________________
Одобрено учебно-методическим
советом по направлению подготовки
(специальности)
______________________________
______________________________
протокол N ________
от "____" ___________ 200___ г.
Председатель совета
_____________________( )
Москва 200___ г.
(оборот титула)
Проект подготовлен рабочей группой в составе:
проф. Н.И.Максимов - руководитель,
проф. И.Н.Бородулин,
проф. И.Г.Галямина,
проф. Э.М.Коротков,
доц. С.В.Коршунов,
проф. В.П.Соловьев,
проф. Л.А.Трубина
1. Общие положения
Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки
(специальности) _________________________________________________________
_________________________________________________________________________
[шифр и наименование направления подготовки (специальности)]
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________,
утвержденным Минобразованием России "_____" ______________ 200__ г.
(регистрационный N _________) предусмотрена государственная аттестация
выпускников в виде:
а) защиты выпускной квалификационной работы,
б) государственного экзамена.
(Указываются предусмотренные ГОС виды государственных испытаний).
2. Определение содержания государственных испытаний
2.1. Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи
профессиональной деятельности:___________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Примечание: Определяются из пп.1.4.3 государственного образовательного стандарта. При этом следует иметь в виду, что государственный образовательный стандарт предусматривает возможность подготовки выпускников к нескольким видам профессиональной деятельности (например, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектно-технологическая и т.п.).
Высшему учебному заведению предоставлено право при формировании своей образовательной программы устанавливать конкретные виды деятельности и разрабатывать программу государственных испытаний с учетом этого фактора.
2.2. Квалификационные требования (профессиональные функции),
необходимые для выполнения каждой из указанных выше профессиональных
задач ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Примечание: С учетом вышеизложенного в примечании к пп.2.1 квалификационные требования (профессиональные функции) из пп.1.4.4 государственного образовательного стандарта определяются только для тех видов профессиональной деятельности, к выполнению которых вуз готовит своих выпускников.
2.3. Соответствие профессиональных функций и требований к профессиональной подготовке выпускника
Требования к профессиональной подготовке выпускника |
Профессиональные функции | ||||||||
Примечание: Требования к уровню подготовки выпускника, установленные государственным образовательным стандартом (пп.7.1), могут быть расширены высшим учебным заведением с учетом заявленных целей образовательной программы по данному направлению подготовки (специальности), реализуемых им дисциплин специализаций и национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.
При установлении соответствия требований к уровню подготовки выпускника и профессиональных функций целесообразно использовать экспертные оценки нескольких специалистов, привлекая для большей объективности к экспертизе не только работников высшего учебного заведения, но и специалистов предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности - потенциальных заказчиков выпускников по данному направлению подготовки (специальности).
На данном этапе могут быть установлены весовые коэффициенты для каждого требования к профессиональной подготовке выпускника, что позволит правильно сформировать аттестационные задания.
2.4. Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций, и соответствующие виды государственных аттестационных испытаний
Требования к профессиональной подготовленности выпускника |
Вид аттестационного испытания |
Примечание | |
гос. экз. | защита ВКР | ||
Примечание: Для каждого из требований к профессиональной подготовленности выпускника (см. пп.7.1 государственного образовательного стандарта) при определении вида государственного испытания (государственный экзамен или защита выпускной квалификационной работы), при котором наиболее эффективно можно проверить их достижение, целесообразно использовать экспертные оценки нескольких специалистов, привлекая для большей объективности к экспертизе не только работников высшего учебного заведения, но и специалистов предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности - потенциальных заказчиков выпускников по данному направлению подготовки (специальности).
При этом могут быть ситуации, когда то или иное требование:
- может быть проверено только в одном виде государственного испытания,
- может быть проверено как в том, так и в другом виде испытаний,
- не может быть прямо проверено ни во время государственного экзамена, ни в процессе выполнения и защиты выпускной квалификационной работы (например, когда поставлено требование к умениям выпускника организовать работу трудового коллектива и т.п.). В этом случае необходимо подготовить и направить в Минобразование России предложения по уточнению требований к уровню подготовки выпускников, установленных соответствующим ГОС (см. письмо Департамента образовательных программ и стандартов Минобразования России от 24.07.2001 г. N 14-58-424ин/16).
3. Требования к выпускнику, проверяемые в ходе государственного экзамена (ТЭК)
3.1. Перечень основных учебных модулей (ОУМ) - дисциплин образовательной программы, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовленности выпускника, проверяемой в процессе государственного экзамена
Требования к профессиональной подготовке (ТЭК) |
Дисциплины образов. прогр. (разделы) |
Примечание | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | _ | _ | ... | ||
Примечание: При установлении перечня дисциплин образовательной программы, изучение которых обеспечивает подготовленность выпускника к решению профессиональных задач, эффективным может оказаться использование матриц логических связей дисциплин, которые достаточно широко применяются при разработке моделей специалистов и рабочих учебных планов по соответствующему направлению подготовки или специальности.
3.2. Перечень вопросов, выносимых для проверки на государственном
экзамене (программа государственного экзамена) __________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3.3. Методические рекомендации по формированию педагогических
контрольных материалов (с примерами типовых контрольных материалов) _____
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3.4. Методические рекомендации по проведению государственного
экзамена ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Примечание: Здесь могут быть приведены рекомендации УМО высшим учебным заведениям по форме проведения государственного экзамена (письменная, устная или сочетание этих форм), длительности экзамена, возможности пользования учебной и справочной литературой, электронно-вычислительной техникой и т.п.
4. Требования к выпускной квалификационной работе
4.1. Виды выпускных квалификационных работ (дипломный проект,
научно-исследовательская работа, магистерская диссертация и т.п.) _______
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4.2. Структура выпускных квалификационных работ ____________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Примечание: Руководствуясь таблицей 2.4 с учетом требований к выпускнику, которые могут быть проверены при выполнении и защите выпускной квалификационной работы (ТКР) для каждого вида выпускной квалификационной работы устанавливается ее структура (перечень возможных разделов и основные требования к их содержанию).
4.3. Рекомендации по проведению защиты выпускных квалификационных
работ ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Примечание: Здесь могут быть приведены примерные формы:
- протокола для каждого члена ГЭК, позволяющие оценивать выполнение и защиту выпускной квалификационной работы по единым для всех членов ГЭК критериям,
- отзыва руководителя работы,
- отзыва рецензента и т.п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 18 мая 2002 г. N 14-55-359ин/15 "О методических рекомендациях по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний"
Текст письма опубликован в Бюллетене Минобразования РФ, 2002 г., N 7