Письмо Минобразования РФ от 14 апреля 2003 г. N 03-35ин/13-03
Министерство направляет для использования в работе Рекомендации по организации приема и разработке правил приема в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, участвующие в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2003 году.
Первый заместитель министра |
В.А.Болотов |
Рекомендации
по организации приема и разработке правил приема в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, участвующие в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2003 году
См. Рекомендации по организации приема и разработке правил приема в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, участвующие в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2004 году
Настоящие Рекомендации разработаны на основании законодательства Российской Федерации в области образования, Положения о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 09.04.2002 N 1306, зарегистрирован Минюстом России 08.05.2002, N 3420), Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти (приказ Минобразования России от 14.01.2003 N 50, зарегистрирован Минюстом России 06.02.2003, N 4188), Порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.12.2002 N 4304, зарегистрирован Минюстом России 03.02.2003, N 4169).
Рекомендации могут быть использованы:
образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования (далее соответственно - ссузы и вузы), участвующими в эксперименте по введению единого государственного экзамена (далее - эксперимент);
ссузами и вузами, не участвующими в эксперименте, но принявшими решение засчитывать результаты единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в качестве результатов вступительных испытаний.
При подготовке правил приема в 2003 году указанные ссузы (вузы) должны исходить из необходимости отразить в них особенности приема документов, организации вступительных испытаний, проведения конкурса и зачисления поступающих на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности. Для этого в правилах приема рекомендуется выделить отдельный раздел "Прием на направления подготовки и (или) специальности, включенные в эксперимент по введению единого государственного экзамена" либо дополнить соответствующими положениями имеющиеся разделы правил приема.
1. В разделе, определяющем перечень направлений подготовки и специальностей, на которые объявляется прием, рекомендуется с учетом схемы проведения эксперимента в данном субъекте Российской Федерации (далее - субъект Федерации) указать:
перечень направлений подготовки и (или) специальностей, включенных в эксперимент, с указанием форм обучения;
перечень вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности, по которым засчитываются результаты ЕГЭ или проводятся вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ;
перечень вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности для поступающих, имеющих право на зачисление в ссузы (вузы) по результатам уменьшенного количества вступительных испытаний.
2. В разделе, регулирующем прием документов, рекомендуется указать следующее.
2.1. Поступающие на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности, кроме установленного перечня документов, представляют по своему усмотрению оригиналы или заверенные в установленном порядке копии свидетельства о результатах ЕГЭ.
В соответствии с Положением о проведении единого государственного экзамена (далее - Положение о ЕГЭ) следует предусмотреть возможность направления документов поступающими, имеющими свидетельство о результатах ЕГЭ, заказным письмом. Для этого до начала приема документов необходимо опубликовать примерную форму заявления.
2.2. Кроме того, следует указать:
направления подготовки и (или) специальности, включенные в эксперимент, на которые поступающий может подать документы одновременно;
сроки приема документов на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности по различным формам обучения исходя из реализуемой схемы эксперимента с учетом требований Порядка приема в ссузы, Порядка приема в вузы и п.3.4 настоящих рекомендаций.
В целях упорядочения процедуры зачисления в правилах приема рекомендуется установить срок, в течение которого поступающий должен подтвердить свое согласие обучаться в данном ссузе (вузе) (представить оригиналы необходимых документов). Указанный срок должен определяться с учетом времени, фактически необходимого для направления поступающим и получения ссузом (вузом) соответствующего подтверждения (оригиналов документов), но не менее двух рабочих дней.
3. В разделе, регулирующем проведение вступительных испытаний, рекомендуется учесть следующее.
3.1. Вступительные испытания на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности проводятся:
по общеобразовательным предметам, входящим в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации, - в форме и по материалам ЕГЭ;
по общеобразовательным предметам, которые не входят в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации, - в форме, определенной в правилах приема.
3.2. К вступительным испытаниям в форме и по материалам ЕГЭ допускаются:
поступающие, не участвовавшие в ЕГЭ в мае - июне 2003 года;
поступающие, не сдававшие ЕГЭ в мае - июне 2003 года по общеобразовательным предметам, входящим в перечень вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ на избранные ими направления подготовки и (или) специальности.
Поступающие, сдававшие ЕГЭ в мае - июне 2003 года по общеобразовательным предметам, входящим в перечень вступительных испытаний на избранные направления подготовки и (или) специальность, к повторным испытаниям по этим же предметам не допускаются.
3.3. Ссуз (вуз) вправе самостоятельно определить форму вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности по общеобразовательным предметам, входящим в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации, только в следующих случаях:
ссуз - для поступающих, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее или высшее профессиональное образование;
вуз - для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля и поступающих для обучения по сокращенным программам.
3.4. Вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ организуются государственной экзаменационной комиссией субъекта Федерации (далее - ГЭК) при участии приемной комиссии ссуза (вуза) в сроки, установленные Минобразованием России. Указанные испытания по каждому общеобразовательному предмету проводятся одновременно во все ссузы и вузы, участвующие в эксперименте.
3.5. ГЭК по представлению приемной комиссии ссуза (вуза) организует комплектование групп поступающих, сдающих вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ.
Контроль за достоверностью сведений об участии в ЕГЭ в мае - июне 2003 года, представляемых поступающим в ссуз (вуз), осуществляет приемная комиссия ссуза (вуза) совместно с ГЭК. Приемная комиссия ссуза (вуза) вправе самостоятельно обратиться в Федеральную базу свидетельств о результатах ЕГЭ за подтверждением достоверности сведений, представленных поступающим, об участии в ЕГЭ в мае - июне 2003 года.
Поступающий, представивший недостоверные сведения, участвует в конкурсе в ссуз (вуз) с тем количеством баллов, которое было получено им при сдаче ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету в мае - июне 2003 года.
3.6. Поступающие в ссузы (вузы), окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, а также поступающие в ссузы, имеющие диплом о начальном профессиональном образовании с отличием, проходят вступительные испытания профессиональной направленности (профильные испытания) по общеобразовательному предмету, определенному в правилах приема.
В случае, если указанные лица набрали на ЕГЭ в мае - июне 2003 года или на вступительном профильном испытании в форме и по материалам ЕГЭ по данному общеобразовательному предмету меньшее количество баллов, чем установленное ссузом (вузом) количество баллов, дающее право на зачисление по результатам вступительного профильного испытания, им предоставляется право дальнейшей сдачи вступительных испытаний на общих основаниях.
3.7. Апелляционная комиссия ссуза (вуза) не вправе принимать апелляции по процедуре и результатам вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ.
Поступающие, сдававшие вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ, имеют право подать в письменной форме апелляцию в конфликтную комиссию субъекта Федерации. В правилах приема рекомендуется указать сроки и место приема указанных апелляций.
4. В разделе, регулирующем проведение конкурса, рекомендуется указать следующее.
4.1. Конкурс на общие и целевые места на включенные в эксперимент направления подготовки и специальности организуется отдельно.
4.2. В целях организации конкурса и зачисления поступающих на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности ссузу (вузу) рекомендуется установить до начала вступительных испытаний:
а) количество баллов, которое необходимо набрать для зачисления:
поступающим, имеющим право на зачисление по результатам вступительных испытаний профессиональной направленности, - на соответствующих вступительных профильных испытаниях;
поступающим, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на внеконкурсное зачисление;
О соотнесении профилей всероссийской олимпиады школьников к профилям направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования см. письмо Минобразования РФ от 15 мая 2003 г. N 03-55-13ин/14-03
б) шкалу перевода стобалльной системы оценивания результатов ЕГЭ в сопоставимую с системой оценивания, используемой в данном ссузе (вузе) (в случае, если зачисление на включенные в эксперимент направление подготовки и (или) специальность проводится на основе результатов ЕГЭ и результатов вступительных испытаний в традиционной форме).
При оценивании результатов вступительных испытаний, проводимых ссузом (вузом) на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности в традиционной форме, предпочтительно использование стобалльной системы оценивания. В этом случае шкала перевода не устанавливается.
4.3. В качестве результатов вступительных испытаний в ссузы (вузы) на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности по общеобразовательным предметам, включенным в эксперимент в данном субъекте Федерации, засчитывается количество баллов, полученных поступающим на ЕГЭ в мае - июне 2003 года на территории любого субъекта Федерации, участвующего в эксперименте.
В случае поступления на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности лиц, имеющих свидетельство о результатах ЕГЭ по общеобразовательным предметам, которые на входят в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации, приемная комиссия ссуза (вуза) может принять решение о засчитывании указанных результатов ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.
4.4. В качестве результатов вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности по общеобразовательным предметам, входящим в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации, ссуз (вуз) может засчитывать в используемой системе оценивания результаты региональных олимпиад (для победителей), проводимых органами управления образованием субъекта Федерации или советом ректоров по согласованию с органами управления образованием субъекта Федерации.
Об учете результатов региональных олимпиад при приеме в вузы и ссузы см. письмо Минобразования РФ от 28 мая 2003 г. N 03-56ин/13-03
4.5. Результаты централизованного тестирования не засчитываются в качестве результатов вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности.
5. В разделе, регулирующем зачисление поступающих, рекомендуется учесть следующее.
5.1. В соответствии с Положением о ЕГЭ зачисление на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности проводится на конкурсной основе по результатам ЕГЭ (вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ), а также по результатам вступительных испытаний, проведенных ссузом (вузом) в традиционной форме, в случае, если они проводились по общеобразовательным предметам, не включенным в эксперимент в данном субъекте Федерации.
5.2. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, зачисляются на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности, соответствующие профилю олимпиады, без вступительных испытаний.
5.3. Вне конкурса при условии успешной сдачи ЕГЭ и (или) вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ (набора установленного ссузом (вузом) количества баллов) в ссуз (вуз) зачисляются поступающие, имеющие право на внеконкурсное зачисление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. Зачисление может осуществляться поэтапно. В этом случае процедура зачисления включает в себя:
подведение итогов конкурса, составление списка прошедших конкурс и списка резерва;
оповещение поступающих, прошедших конкурс, и поступающих, включенных в список резерва;
сбор подтверждений (оригиналов документов) поступающих, прошедших конкурс;
издание приказа о зачислении.
В случае отказа ряда поступающих, прошедших конкурс, от зачисления в данный ссуз (вуз) либо отсутствия своевременного подтверждения ими согласия (непредставления в сроки, установленные правилами приема, оригиналов документов) зачисление осуществляется из числа поступающих, включенных в список резерва.
5.5. На основании порядка приема ссуз (вуз) устанавливает в правилах приема согласованные с ГЭК, советом ректоров вузов и советом директоров ссузов сроки зачисления поступающих на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности по различным формам обучения с учетом рекомендуемой процедуры зачисления и особенностей проведения эксперимента в данном ссузе (вузе).
Ссузам рекомендуется устанавливать сроки приема документов и зачисления с учетом возможности поступления лиц, не прошедших по конкурсу в вузы или иные ссузы, на основе результатов вступительных испытаний данного календарного года.
В случае, если ссуз (вуз) засчитывает результаты ЕГЭ и (или) вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ при приеме на все формы обучения по включенным в эксперимент направлениям подготовки и (или) специальностям, рекомендуется установить:
различные сроки зачисления на эти формы обучения;
возможность зачисления на очно-заочную и заочную формы обучения поступающих, подавших заявления на очную форму обучения, но не прошедших по конкурсу;
возможность организации дополнительного приема на очную, очно-заочную и заочную формы обучения в случае "недобора".
5.6. В правилах приема рекомендуется указать, что лица, не прошедшие по общему конкурсу и конкурсу на целевые места на включенные в эксперимент направления подготовки и (или) специальности, могут участвовать в конкурсе и быть зачислены в ссуз (вуз) на договорной основе с оплатой стоимости обучения юридическими или физическими лицами.
5.7. В случае отказа от участия в конкурсе и (или) зачисления по письменному заявлению поступающих оригиналы документов об образовании должны возвращаться им ссузами (вузами) в течение следующего рабочего дня после подачи соответствующего заявления.
6. Все прочие вопросы решаются приемной комиссией ссуза (вуза).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 14 апреля 2003 г. N 03-35ин/13-03
Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", июнь 2003 г., N 17, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", июнь 2003 г., N 16