Приказ Федеральной службы по тарифам от 24 августа 2004 г. N 43-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги коммерческого оператора" (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2008 г. N 299-э в настоящий приказ внесены изменения

См. текст приказа в предыдущей редакции


Приказ Федеральной службы по тарифам от 24 августа 2004 г. N 43-э/2
"Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги коммерческого оператора"

С изменениями и дополнениями от:

7 ноября 2006 г., 6 августа 2008 г., 5 ноября 2009 г.


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049), а также в целях реализации пункта 63 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету тарифов на услуги коммерческого оператора.

2. Признать утратившим силу постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 1 октября 2003 г. N 81-э/15 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности)" (зарегистрировано в Минюсте России 28 октября 2003 г., регистрационный N 5206).


Руководитель Федеральной
службы по тарифам

С.Г. Новиков


Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 сентября 2004 г.

Регистрационный N 6037


Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2008 г. N 299-э в настоящее приложение внесены изменения

См. текст приложения в предыдущей редакции


Приложение
к приказу ФСТ России
от 24 августа 2004 г. N 43-э/2


Методические указания
по расчету тарифов на услуги коммерческого оператора

С изменениями и дополнениями от:

7 ноября 2006 г., 6 августа 2008 г., 5 ноября 2009 г.


I. Общие положения


1. Настоящие Методические указания по расчету тарифов на услуги коммерческого оператора (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316; 1999, N 7, ст. 880; 2003, N 2, ст. 158; N 13, ст. 1180; N 28, ст. 2894), Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791).

2. Методические указания определяют основные положения по расчету тарифов на услуги коммерческого оператора.

3. Методические указания предназначены для применения федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - Служба) и организациями, оказывающими услуги коммерческого оператора.

4. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральном законе от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Основах ценообразования.


II. Основные методические положения по формированию размера тарифов на услуги коммерческого оператора


5. Экономически обоснованный размер тарифов на услуги коммерческого оператора (далее именуются также - услуги) рассчитывается исходя из необходимости компенсации организации, оказывающей услуги коммерческого оператора, расходов, связанных с оказанием услуг и обеспечения экономически обоснованной прибылью.

6. Экономически обоснованный размер тарифов за услуги рассчитывается исходя из условий раздельного учета расходов по видам деятельности.

7. В случае, если организация, оказывающая услуги коммерческого оператора, помимо деятельности по оказанию этих услуг осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этой деятельности не учитываются при расчете размера тарифов за указанные услуги.

8. Экономически не обоснованные избыточные и непроизводительные расходы исключаются из размера тарифа. Основания для исключения указанных расходов приведены в пункте 7 Основ ценообразования.

9. Выявленные по данным отчетности не использованные в течение предшествующего (базового) периода регулирования средства по отдельным статьям расходов учитываются Службой при установлении размера тарифов на следующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов следующего периода регулирования.

10. Служба на основе предварительно согласованных с ней мероприятий по сокращению расходов организации, оказывающей услуги, в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования в течение 2 лет после окончания срока окупаемости затрат на проведение этих мероприятий сохраняет расчетный уровень удельных расходов, сложившихся в период, предшествующий сокращению расходов.

11. Полученные организацией, оказывающей услуги, в течение расчетного периода регулирования дополнительные доходы от деятельности, расходы на которую включены в тарифы, учитываются Службой при установлении размеров тарифов на последующий расчетный период регулирования.

12. В случае, если организация, оказывающая услуги, в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении размера тарифов на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию (работы, услуги), потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются Службой при установлении размера тарифов на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

13. Необходимая валовая выручка (НВВ) на расчетный период регулирования для покрытия обоснованных расходов, связанных с оказанием услуг, с учетом корректировок по избытку средств (исключению необоснованных расходов) и возмещению недостатка средств, рассчитывается по формуле:


     НВВ = НВВ  +- Дельта НВВ,                                        (1)
              р

где:
    НВВ  - необходимый доход организации, оказывающей услуги, в расчетном
       р   периоде регулирования, обеспечивающий компенсацию экономически
           обоснованных расходов на оказание услуг и  получение  прибыли,
           определяемых  в   соответствии   с   настоящими  Методическими
           указаниями (тыс. руб.);
    Дельта НВВ - экономически     обоснованные   расходы     организации,
                 оказывающей  услуги, подлежащие   возмещению  (со знаком
                 "+")   и   исключению   из   НВВ_р   (со знаком "-")   в
                 соответствии с пунктами  9 - 12  настоящих  Методических
                 указаний  (тыс. руб.).

III. Расчет расходов, относимых на услуги коммерческого оператора


14. Определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, Основами ценообразования и настоящими Методическими указаниями.

15. Расчет расходов, связанных с оказанием услуг, производится по следующим составляющим:

- сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, - исходя из действующих норм и цен на сырье и материалы, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;

- покупная энергия всех видов, расходуемая на производственные и хозяйственные цели, отопление зданий, - исходя из расчетных объемов потребления энергии, цен и тарифов, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;

- работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями, - исходя из необходимости проведения регламентных работ и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;

- топливо всех видов для обслуживания производственных и хозяйственных нужд, включая транспорт, - исходя из действующих норм и цен и тарифов, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;

- сумма амортизации основных фондов и нематериальных активов - в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования;

- расходы на оплату труда персонала - в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования;

- отчисления на социальные нужды (единый социальный налог и отчисления на страхование от несчастного случая на производстве, предусмотренные законодательством) - в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;

- расходы на проведение ремонтных работ - в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 26 Основ ценообразования;

- оплата работ и услуг сторонних организаций (расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунального хозяйства, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.) - исходя из необходимости проведения работ (оказания услуг) и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;

- арендные платежи - исходя из состава арендованного имущества и ставок арендной платы, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;

- расходы на служебные командировки, включая оформление виз и сборов, - в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- расходы на обучение и повышение квалификации персонала - в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- расходы на страхование (имущества, ответственности и др.) - в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- другие расходы - в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Внереализационные расходы рассчитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов до их утверждения допускается в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации использовать в расчетах экспертные оценки на основе отчетных данных.

18. При расчете размера тарифов на услуги учитывается величина прибыли (расходы, не перечисленные в пунктах 15 и 16 настоящих Методических указаний), необходимая для обеспечения организации, оказывающей услуги, средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, средствами на развитие и финансирование за счет прибыли других обоснованных расходов, по следующим составляющим:

- налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые за счет прибыли, - в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

- развитие производства, в том числе на капитальные вложения, - исходя из программы производственного развития, утвержденной в установленном порядке (программы развития, как правило, содержат: перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источник инвестиций (амортизация, прибыль, заемные средства и т.д.), расчет срока окупаемости инвестиций). Средства на осуществление капитальных вложений в производственное развитие определяются с учетом размера амортизационных отчислений, сумм возврата заемных средств и неиспользованной чистой прибыли за прошлые периоды;

- расходы на содержание и развитие социальной сферы, социальные нужды и выплаты персоналу - в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- направление прибыли на прочие цели (с расшифровкой) - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

19. Для расчета размера тарифов на услуги используются следующие материалы:

- объем отпуска и поставки электрической энергии на оптовом рынке (Таблица N 1);

- расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов (Таблица N 2);

- расчет расходов на оплату труда (Таблица N 3);

- смета расходов, относимых на услуги, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (Таблица N 4);

- расчет источников финансирования капитальных вложений (Таблица N 5);

- справка о финансировании и освоении капитальных вложений (Таблица N 6);

- расчет необходимой прибыли (Таблица N 7);

- расчет экономически обоснованного размера тарифа на услуги (Таблица N 8);

- программа производственного развития (план капитальных вложений), согласованная в установленном порядке;

- расчет размера выпадающих доходов или дополнительно полученной выгоды в предшествующий период регулирования, выявленные на основании официальной отчетности или по результатам проверки хозяйственной деятельности;

- бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату;

- другие обосновывающие материалы и расчеты, нормы и нормативы расчета отдельных статей расходов по перечню, установленному регулирующим органом в соответствии с пунктом 12 Правил регулирования.

20. При заполнении таблиц расчетные показатели базового периода определяются:

- по экономическим (стоимостным) показателям - по фактическим показателям периода, предшествующего периоду регулирования;

- по показателям производственно-технического характера - по фактическим показателям соответствующего периода, предшествующего периоду регулирования.


IV. Расчет размера тарифов на услуги коммерческого оператора


Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы по тарифам от 7 ноября 2006 г. N 253-э/10 пункт 21 настоящих Методических указаний изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции


21. Тариф на услуги организации, оказывающей услуги коммерческого оператора, рассчитывается по формуле:


                                     N           N
                       Т    = НВВ/(Сумма О   + Сумма О   ),           (2)
                        АТС          i    ПР     i    ПОТ

     где:
     О   - плановый объем выработки электрической энергии  i-го участника
      ПР   оптового рынка на расчетный период регулирования (тыс. кВт.ч),
           объемы гарантированного импорта;
     О   - плановый   объем   потребления   электрической   энергии  i-го
      ПОТ  участника оптового рынка  на  расчетный  период  регулирования
           (тыс. кВт.ч), объемы гарантированного экспорта.

При этом плановые объемы выработки и потребления электрической энергии участников оптового рынка, в том числе объемы потребления электроэнергии электростанциями на собственные нужды, устанавливаются сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемым ФСТ России в установленном порядке.

Для участников оптового рынка - электростанций, осуществляющих поставку электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, значение О_ПР определяется как разница планового объема выработки электрической энергии и планового объема потребления электрической энергии на собственные нужды, при этом значение О_ПОТ принимается равным нулю.

В случае, если плановый объем выработки электрической энергии меньше планового объема потребления электрической энергии на собственные нужды, значение О_ПОТ определяется как разница планового объема потребления электрической энергии на собственные нужды и планового объема выработки электрической энергии. При этом значение О_ПР принимается равным нулю.


Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы по тарифам от 7 ноября 2006 г. N 253-э/10 пункт 22 настоящих Методических указаний изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции


22. Содержание и порядок оплаты услуг, предоставляемых организацией, оказывающей услуги коммерческого оператора, определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.


V. Особенности расчета размера тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности) в переходный период реформирования электроэнергетики


Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст раздела V


Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы по тарифам от 7 ноября 2006 г. N 253-э/10 в настоящую таблицу внесены изменения

См. текст таблицы в предыдущей редакции


Таблица N 1


Объем выработки и потребления электрической энергии участниками оптового рынка


Млн. кВт.ч


N п/п

Показатели

Базовый период

Период регулирования

1.

Выработка электроэнергии участниками оптового рынка всего, в том числе:



1.1.

энергоснабжающими организациями всего




из них:




...



1.2.

производителями электроэнергии всего




из них:




...



2.

Потребление электроэнергии участниками оптового рынка всего, в том числе:



2.1.

энергоснабжающими организациями всего,




из них:




...



2.2.

Потребителями электроэнергии всего,




из них:




...




Таблица N 2


Расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов

тыс.руб.


N п/п

Показатели

Базовый период

Период регулирования



всего

амортизационные группы

всего

амортизационные группы




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Остаточная стоимость основных фондов на начало периода























2.

Поступило (в том числе ввод) основных фондов























3.

Выбытие основных фондов























4.

Средняя за период стоимость основных фондов























5.

Сумма амортизационных отчислений
























Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы по тарифам от 5 ноября 2009 г. N 271-э/1 настоящая таблица изложена в новой редакции

См. текст таблицы в предыдущей редакции


Таблица N 3


Расчет расходов на оплату труда



N п/п

Наименование показателей

Ед. измер.

Базовый период

Период регулирования

1

2

3

4

5

1.

Численность персонала

чел.



2.

Среднемесячный должностной оклад

руб.



3.

Процент выплат, связанный с режимом работы

%



4.

Сумма выплат, связанная с режимом работы ((п. 2 х п. 3): 100)

руб.




5. Процент текущего премирования

%



6.

Сумма выплат по текущему премированию ((п. 2 + п. 4) х п. 5:100)

руб.



7.

Процент выплат вознаграждений за выслугу лет

%



8.

Сумма вознаграждения за выслугу лет ((п. 2 х п. 7): 100)

руб.



9.

Процент выплат вознаграждения по итогам работы за год

%



10.

Сумма вознаграждения по итогам работы за год (п. 2 х п. 9): 100)

руб.



11.

Процент выплат по районным коэффициентам и северным надбавкам

%



12.

Сумма выплат по районным коэффициентам и северным надбавкам ((п. 2 + п. 4 + п. 6 + п. 8 + п. 10) х п. 11:100)

руб.



13.

Среднемесячная заработная плата на одного работника(п. 2 + п. 4 + п. 6 + п. 8 + п. 10 + п. 12)

руб.



14.

Период регулирования

мес.



15.

Суммарные расходы на оплату труда (п. 1 х п. 13 х п. 14)/1000

тыс. руб.




Таблица N 4


Смета расходов, относимых на услуги, уменьшающих налогооблагаемую прибыль


тыс.руб.


N п/п

Наименование показателя

Базовый период

Период регулирования

1

2

3

4

А.

Расходы связанные с производством и реализацией



1.

Материальные расходы




в т.ч.



1.1.

Сырье и материалы



1.2.

Покупная электроэнергия



1.3.

Работы и услуги производственного характера



1.4.

Топливо на технологические цели



2.

Амортизационные отчисления всего



3.

Расходы на оплату труда



3.1.

Оплата труда



3.2.

Единый социальный налог



4.

Прочие расходы



4.1.

Ремонт основных фондов



4.2.

Оплата работ и услуг сторонних организаций




из них:




- услуги связи




- услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства




- юридические и информационные услуги




- аудиторские и консультационные услуги



4.3.

Расходы на командировки и представительские расходы



4.4.

Арендная плата



4.5.

Расходы на подготовку кадров



4.6.

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности



4.7.

Расходы на страхование




из них:




- страхование имущества




- страхование ответственности



4.8.

Другие прочие расходы



4.9.

Налоги и сборы




- налог на землю




- налог на имущество




- налог на пользователей автодорог




- прочие налоги и сборы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль организации




Таблица N 5


Расчет источников финансирования капитальных вложений


тыс.руб.


N п/п

Наименование

Базовый период

Период регулирования

1

2

3

4

1.

Объем капитальных вложений, всего




в том числе:




- на производственное и научно-техническое развитие




- на непроизводственное развитие



2.

Финансирование капитальных вложений за счет:



2.1.

Амортизационных отчислений



2.2.

Прибыли предприятия



2.3.

Бюджета:




- федерального




- субъектов Российской Федерации



2.4.

Неиспользованных средств на начало года



2.5.

Прочих источников




Таблица N 6


Справка о финансировании и освоении капитальных вложений


тыс.руб.


Наименование строек

Утверждено на базовый период

В течение базового периода

Остаток финансирования

План на период регулирования

Источник финансирования

освоено фактически

профинансировано

1

2

3

4

5

6

7

Всего







в т.ч.















Таблица N 7


Расчет необходимой прибыли


тыс.руб.


N п/п

Наименование

Базовый период

Период регулирования

1

2

3

4

1.

Прибыль на нужды организации



1.1.

Расходы на развитие производства




в том числе:




- капитальные вложения, всего



1.2.

Расходы на социальные нужды



1.3.

Дивиденды по акциям



1.4.

Прибыль на прочие цели




Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы по тарифам от 7 ноября 2006 г. N 253-э/10 в настоящую таблицу внесены изменения

См. текст таблицы в предыдущей редакции


Таблица N 8


Расчет экономически обоснованного размера тарифа на услуги


Показатели

Единицы измерения

Базовый период

Период регулирования

1. Необходимая валовая выручка

тыс.руб.



2. Объем выработки электроэнергии

млн. кВт.ч



3. Объем потребления электроэнергии

тыс. руб.



4. Тариф на услуги

руб/МВт.ч




Определяются основные положения по расчету тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности).

Методические указания предназначены для применения федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и организациями, оказывающими услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности).



Приказ Федеральной службы по тарифам от 24 августа 2004 г. N 43-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги коммерческого оператора"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 сентября 2004 г.

Регистрационный N 6037


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 28 сентября 2004 г. N 212, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 27 сентября 2004 г. N 39, в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 29 сентября 2004 г. N 7


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Федеральной службы по тарифам от 5 ноября 2009 г. N 271-э/1

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Приказ Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2008 г. N 299-э

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Приказ Федеральной службы по тарифам от 7 ноября 2006 г. N 253-э/10

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Актуальный текст документа