Письмо Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004 г. N АФ-947/96 "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году"

Письмо Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ
от 26 октября 2004 г. N АФ-947/96
"О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году"

 

Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления отнесены вопросы установления размеров и условий оплаты труда работников, соответственно, государственных учреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений, которые разрабатывают соответствующие тарифные системы оплаты труда работников и порядок их применения.

Федеральные законы N 95-ФЗ и N 122-ФЗ вступают в силу с 1 января 2005 г., а федеральные законы N 131-ФЗ и N 120-ФЗ в части полномочий по установлению размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений - с 1 января 2006 г.

В соответствии со статьей 153 Федерального закона N 122-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при издании нормативных правовых актов, определяющих вновь размеры и условия оплаты труда работников (включая надбавки и доплаты) государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений, не вправе снижать размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), предусмотренные по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Статьей 135 Трудового кодекса РФ (с учетом дополнений, внесенных статьей 138 Федерального закона N 122-ФЗ) предусмотрено, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Учитывая, что этот механизм в полной мере будет вводиться не ранее чем с 1 января 2006 года, Министерство образования и науки РФ и Профсоюз работников народного образования и науки РФ в целях сохранения единых подходов к оплате труда работников образовательных учреждений рекомендуют на 2005 год не изменять действующую в настоящее время систему оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки, руководствуясь следующими основаниями:

- в преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ устанавливаются принципы реализации его положений, предусматривающие сохранение стабильности правового регулирования и предоставление возможности адаптации в течение разумного переходного периода к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

- работникам федеральных государственных учреждений оплата труда в 2005 году будет осуществляться на основе Единой тарифной сетки (Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" с изменениями, предусмотренными статьей 113 Федерального закона N 122-ФЗ);

- установлены различные сроки вступления в силу положений федеральных законов, определяющих полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению размеров и условий оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

- субъекты РФ, получающие дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, при определении размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ фактически должны будут придерживаться предельных размеров оплаты труда, установленных для соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений, для которых сохраняет свое действие Единой тарифной сетки;

- не утверждены в установленном порядке (согласно статье 143 Трудового кодекса РФ) квалификационные справочники руководителей и специалистов в сфере образования и в других отраслях бюджетной сферы, а также Перечни тяжелых работ, работ с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями труда и другие нормативные правовые акты, необходимые для регулирования тарифных систем оплаты труда на региональном и муниципальном уровне;

- не допускается снижение установленных по состоянию на 31 декабря 2004 г. размера и условий оплаты труда работников.

Министерство и профсоюз предлагают органам управления образованием субъектов РФ и территориальным организациям профсоюза:

- вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения о принятии нормативных правовых актов, устанавливающих на 2005 год тарифную систему оплаты труда работников образовательных учреждений, включающую, как это установлено статьей 143 Трудового кодекса РФ, тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты применительно к действующей в настоящее время Единой тарифной сетки;

- вносить предложения об индексации в 2005 году размеров ставок заработной платы и должностных окладов не ниже предусматриваемой для работников федеральных государственных образовательных учреждений;

- в целях сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда, применяемыми по состоянию на 31 декабря 2004 г. при исчислении заработной платы работников образовательных учреждений, использовать прилагаемые к настоящему письму Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений.

Оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений до 1 января 2006 г., т.е. до вступления в силу положений федеральных законов, определяющих полномочия органов местного самоуправления по установлению размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений, по нашему мнению, должна осуществляться в соответствии с действующими по состоянию на 31 декабря 2004 г. нормативными правовыми актами, регулирующими порядок оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки.

 

Министр образования
и науки РФ

А.А. Фурсенко

 

Председатель
Профсоюза работников
народного образования
и науки РФ

Г.И. Меркулова

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Законодательством РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления отнесены вопросы установления размеров и условий оплаты труда работников, соответственно, государственных учреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений, которые разрабатывают соответствующие тарифные системы оплаты труда работников и порядок их применения.

Ставки заработной платы педагогических работников определяются в зависимости от образования и стажа педагогической работы либо второй, первой или высшей квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации, как это определено Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений образования. Должностные оклады руководящих работников определяются в зависимости от наличия у них первой или высшей квалификационной категории с учетом группы по оплате труда руководящих работников, к которой образовательные учреждения отнесены по объемным показателям их деятельности.

Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом с условий, указанных в Рекомендациях об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений. Размеры доплат и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей, определяются образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.

Оплата труда медицинских, библиотечных и других работников образовательных учреждений осуществляется применительно к условиям оплаты труда аналогичных категорий работников соответствующих отраслей экономики или общеотраслевым условиям.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов рабочим, занятым в образовательных учреждениях, производится с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы либо продолжительность рабочего времени определены постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191.

Продолжительность рабочего времени для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений по основаниям, указанным в разделе VI Рекомендаций, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической

Установленная учителям при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.

Тарификация учителей и преподавателей производится один раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебными планами на каждое полугодие предусматривается разное количество часов на предмет.


Письмо Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004 г. N АФ-947/96 "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году"


Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", декабрь 2004 г., N 35, 36, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", январь 2005 г., N 3, в журнале "Вестник образования России", январь 2005 г., N 2