Стратегические направления развития системы обеспечения государственной аэронавигационной информацией в РФ, ее организационной и технической архитектуры

Глава III. Стратегические направления развития системы обеспечения государственной аэронавигационной информацией в Российской Федерации, ее организационной и технической архитектуры

 

Задача обеспечения потока информации (данных), необходимой для обеспечения безопасности, регулярности и эффективности аэронавигации и ОрВД в Российской Федерации, отвечающих современным требованиям, может быть решена путем создания, во-первых, службы аэронавигационной информации и, во-вторых, комплексной автоматизированной системы сбора, передачи, обработки, хранения и распространения аэронавигационной информации, являющейся производственно-технической базой службы аэронавигационной информации.

3.1. Создание службы аэронавигационной информации Российской Федерации.

3.1.1. Рекомендуется, чтобы САИ представляла собой единую общегосударственную иерархическую систему организации потока государственной аэронавигационной информации, необходимой для обеспечения безопасности, регулярности и эффективности аэронавигации и ОрВД.

3.1.2. Рекомендуется САИ получать, составлять, проверять, компоновать, редактировать, форматировать, издавать, хранить и распространять аэронавигационную информацию (данные), касающуюся всей территории государства, а также районов, в которых государство несет ответственность за обслуживание воздушного движения за пределами своей территории.

3.1.3. Рекомендуется, чтобы САИ обеспечивало пользователям свободный доступ к государственной АНИ в любое время в установленном формате.

3.1.4. САИ создается на принципе передачи федеральным органом исполнительной власти, ответственным за организацию деятельности по обеспечению аэронавигационной информацией пользователей воздушного пространства Российской Федерации, ряда функций, прав и обязанностей САИ государственным и негосударственным организациям, имеющим различную организационно-правовую структуру.

3.1.5. Рекомендуется построение САИ по трехуровневой структуре: федеральные, региональные и местные органы аэронавигационной информации.

3.1.5.1. К органам САИ федерального уровня относятся:

Центральный орган САИ, являющийся подразделением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять организацию деятельности по обеспечению аэронавигационной информацией пользователей воздушного пространства Российской Федерации;

Орган аэронавигационной информации органов обслуживания воздушного движения (далее - ОВД), являющийся подразделением Федерального органа исполнительной власти, ответственного за сбор, анализ изменений по структуре воздушного пространства;

Центр аэронавигационной информации (далее - ЦАИ), в котором находится государственный банк АНИ, уполномоченный осуществлять сбор и предоставление официальной государственной аэронавигационной информации пользователям воздушного пространства;

Органы аэронавигационной информации государственной и экспериментальной авиации, ответственные за сбор, обработку, хранение и распределение АНИ в своем ведомстве, в состав которых входят:

органы аэронавигационной информации в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации;

орган аэронавигационной информации в авиации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

орган аэронавигационной информации в авиации Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

Научный центр аэронавигационной информации, являющийся головной научно-исследовательской организацией в области сбора, обработки, передачи, хранения и распространения государственной АНИ в Российской Федерации.

3.1.5.2. К органам САИ регионального уровня относятся:

Региональный орган службы аэронавигационной информации, являющийся подразделением Федерального органа исполнительной власти, ответственный за организацию деятельности по обеспечению АНИ в регионе ответственности;

Негосударственные центры АНИ - структуры службы аэронавигационной информации, которым делегированы права и обязанности САИ регионального уровня.

3.1.5.3. К местным органам аэронавигационной информации относятся:

Органы аэронавигационной информации аэродромов, ответственные за сбор АНИ по аэродрому и представление этих данных в региональный орган САИ;

Органы аэронавигационной информации ОВД аэродромов, ответственные за сбор АНИ по объектам ОВД и представление этих данных в региональный орган САИ.

Порядок создания и функционирования этих органов определяется соответствующими нормативными документами.

3.2. Создание комплексной автоматизированной системы сбора, передачи, обработки, хранения и распространения аэронавигационной информации Российской Федерации.

3.2.1. Комплексная автоматизированная система сбора, передачи, обработки, хранения и распространения государственной аэронавигационной информации Российской Федерации (далее - КАС АНИ) будет производственно-технической основой инфраструктуры системы получения АНИ и обеспечения ею пользователей.

3.2.2. При разработке КАС АНИ рекомендуется учитывать создание САИ Российской Федерации, ее задачи и структуру на первом этапе создания и последующие ее преобразования в конце второго и начала третьего этапов в соответствии с принятой ИКАО концепцией "от САИ к УАИ".

3.2.3. При создании КАС АНИ рекомендуется, чтобы обеспечивалось получение пользователем государственной АНИ, отвечающей международным требованиям к качеству АНИ, что подтверждается результатами государственной экспертизы аэронавигационных данных и государственных документов АНИ, внедрением системы менеджмента качества на всех этапах обработки АНИ.

3.2.4. Желательно, чтобы КАС АНИ обеспечивала государственной АНИ аэронавигацию и ОрВД воздушных судов гражданской, государственной и экспериментальной авиации и других пользователей через государственный банк АНИ.

3.2.5. Рекомендуется проектировать КАС АНИ на базе единой технической архитектуры, обеспечивающей функциональную и организационную общность системы и интеграции всех ее элементов, а также совместимость в рамках глобальных программ УАИ, учитывая требуемую ИКАО эволюционность внедрения этих программ, вытекающую из длительных сроков службы воздушных судов и инерционности процессов их модернизации.

3.2.6. Имея в виду предусматриваемое Концепцией создания и развития Аэронавигационной системы России совершенствование обслуживания экипажей, рекомендуется, чтобы КАС АНИ предусматривала создание брифингов высокого уровня для совместного предоставления достоверной аэронавигационной и метеорологической информации в реальном масштабе времени с целью выбора предпочтительных маршрутов полета и обеспечивать поддержание требуемого уровня безопасности движения.

3.2.7. Аналогично службе аэронавигационной информации КАС АНИ следует иметь трехуровневую структуру, обеспечивающую решение задач органов АНИ на федеральном, региональном и местном уровнях.

3.2.8. В качестве основных элементов КАС АНИ на этих уровнях рекомендуется предусматривать подсистемы аэронавигационной информации:

3.2.8.1. на федеральном уровне:

3.2.8.1.1. подсистему КАС АНИ "Центральный орган службы аэронавигационной информации", обеспечивающую решение задач, возложенных на Центральный орган САИ Российской Федерации;

3.2.8.1.2. подсистему КАС АНИ "Орган аэронавигационной информации органов ОВД", обеспечивающую решение задач, возложенных на органы аэронавигационной информации ОВД;

3.2.8.1.3. подсистему КАС АНИ "Центр аэронавигационной информации", в составе которой находятся государственный (федеральный) банк аэронавигационной информации с резервирующей системой хранения и передачи АНИ, обеспечивающую выполнение задач, возложенных на Центр аэронавигационной информации и государственный банк данных АНИ;

3.2.8.1.4. подсистему КАС "Органы САИ государственной и экспериментальной авиации", обеспечивающую решение задач, возложенных на органы аэронавигационной информации государственной и экспериментальной авиации;

3.2.8.1.5. подсистему КАС "Научный центр аэронавигационной информации", информационно обеспечивающую решение задач, возложенных на научный центр аэронавигационной информации.

3.2.8.2. на региональном уровне - подсистему КАС АНИ "Регион", базирующуюся на региональном Программно-аппаратном комплексе (далее - РПАК АНИ) для сбора, передачи, обработки, хранения аэронавигационной информации в интересах аэронавигации и ОрВД в воздушном пространстве подведомственных региональных управлений, обеспечивающую решение задач, возложенных на региональные органы АНИ, уполномоченные государственные и негосударственные структуры аэронавигационной информации.

3.2.8.3. на местном уровне - подсистему КАС АНИ "Аэродром", базирующуюся на аэродромном программно-аппаратном комплексе (далее - АПАК АНИ) для сбора, передачи, обработки, хранения аэронавигационной информации в интересах аэронавигации и ОрВД в районе аэродрома, обеспечивающую решение задач, возложенных на местные органы.

3.2.9. В каждой из подсистем местного и регионального уровня рекомендуется иметь банки АНИ, содержащие наряду с АНИ, получаемой на данном аэродроме и регионе, информацию, необходимую для полетов из данного аэродрома до аэродрома назначения и запасных аэродромов.

3.2.10. Рекомендуется, чтобы государственный (федеральный) банк аэронавигационной информации и банк АНИ подсистемы КАС АНИ "Орган аэронавигационной информации органа ОВД" имели постоянный высоконадежный доступ к АНИ, содержащейся в местных и региональных банках подсистем КАС АНИ.

3.2.11. Хранение и своевременную актуализация АНИ по всем аэродромам, воздушным трассам и местным воздушным линиям в воздушном пространстве России рекомендуется осуществлять в государственном (федеральном) банке АНИ, в региональном банке АНИ - по внутренним аэродромам и воздушным трассам федерального, регионального значения и местным воздушным линиям, в аэродромном банке АНИ - по аэродрому, его району и смежным районам.

3.2.12. В качестве концептуальной модели аэронавигационной информации и модели обмена аэронавигационной информацией необходимо использовать принятые ИКАО модели AICM/AIXM.

3.2.13. При создании КАС АНИ рекомендуется учитывать стратегическую "Дорожную карту изменений от САИ к УАИ" и соответствующие стратегические действия по ее реализации.

3.2.14. В перспективе желательно, чтобы КАС АНИ обеспечивала совершенствование аэронавигации и ОрВД, включающие навигацию на основе характеристик (PBN), гибкое использование воздушного пространства (FUA), воздушное пространство с выбором маршрутов, бортовые вспомогательные системы эшелонирования, кооперативное обслуживание воздушного движения (COOPATS), коллективное принятие решений (КПР), основанное на концепции совместного использования информации, принятие решений и планирование полетов "от перрона до перрона". Управление движением воздушных судов по территории аэродрома и в воздухе будет осуществляться с помощью бортовых систем, которые могут рассчитывать точное местоположение и оптимальные траектории на базе самой последней информации. Взятые вместе эти виды деятельности будут сведены воедино для создания "хронологической системы ОрВД", основанной на коллективном представлении информации ее использования для исполнительских целей и коллективного принятия решения.

3.2.15. При создании КАС АНИ рекомендуется использовать материалы Евроконтроля по созданию "контролируемой и гармонизированной сети аэронавигационной информации (CHAIN) и европейской базы аэронавигационных данных EAD, в частности, базовые документы CHAIN; соглашения об уровне обслуживания (SLA), стандартные формы ввода данных (SIF), схема процесса обработки данных; поддержка автоматизированного процесса обработки данных.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.