Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2009 г. N 391 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 240103.01 Аппаратчик в производстве химических волокон" (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2009 г. N 391
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 240103.01 Аппаратчик в производстве химических волокон"

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 920 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 240103.01 Аппаратчик в производстве химических волокон.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15467


ГАРАНТ:

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.


Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 240103.01 Аппаратчик в производстве химических волокон
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2009 г. N 391)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах


I. Область применения


1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 240103.01 Аппаратчик в производстве химических волокон всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.


II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.


III. Характеристика подготовки по профессии


3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.


Таблица 1


Образовательная база приема

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)*

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

профессии аппаратчиков, включенные в ЕТКС, выпуск 28

10 мес.

на базе основного общего образования

2 года 5 мес.**


_____________________________

* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

аппаратчик вытяжки - аппаратчик измельчения и предсозревания;

аппаратчик контактной выпарки - аппаратчик ксантогенирования;

аппаратчик литья и рубки - аппаратчик матирования смолы;

аппаратчик обезвоздушивания и фильтрации - аппаратчик обезвоживания;

аппаратчик переэтерификации - аппаратчик этиленгликолевой установки;

аппаратчик получения вискозного раствора - аппаратчик ксантогенирования;

аппаратчик получения сероуглерода-сырца - аппаратчик регенерации сероуглерода;

аппаратчик приготовления прядильных растворов - аппаратчик регенерации осадительной ванны;

аппаратчик сушки волокна - аппаратчик фиксации;

аппаратчик утилизации отходов - аппаратчик этиленгликолевой установки.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.


IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников


4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: управление технологическими процессами производства химических волокон.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

сырье;

материалы;

готовая продукция;

основное и вспомогательное технологическое оборудование;

контрольно-измерительные приборы;

технологии изготовления химических волокон;

нормативная и техническая документация.

4.3. Обучающийся по профессии Аппаратчик в производстве химических волокон готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Ведение технологических процессов подготовки сырья и получения полимерного раствора для искусственных волокон.

4.3.2. Ведение технологических процессов получения полимера для синтетических волокон.

4.3.3. Ведение технологических процессов формования химических волокон.

4.3.4. Ведение технологических процессов регенерации и утилизации отходов производства.


V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы


5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

OK 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Ведение технологических процессов подготовки сырья и получения полимерного раствора для искусственных волокон

ПК 1.1. Осуществлять технологические операции измельчения и предсозревания целлюлозы на оборудовании периодического и непрерывного действия.

ПК 1.2. Осуществлять технологические операции получения вискозных масс или растворов в аппаратах непрерывного и периодического действия.

ПК 1.3. Осуществлять технологические операции растворения и дорастворения полимерных растворов в ксантогенаторах и реакторах.

ПК 1.4. Осуществлять технологические операции смешения, фильтрации и обезвоздушивания в баках, гомогенизаторах и других установках.

ПК 1.5. Осуществлять технологические операции получения сероуглерода-сырца в ретортах или электротермическим методом.

5.2.2. Ведение технологических процессов получения полимера для синтетических волокон

ПК 2.1. Осуществлять технологические операции, необходимые для синтеза полимера.

ПК 2.2. Осуществлять технологические операции формования жилки или ленты по сухому или жидкому способу.

ПК 2.3. Осуществлять технологические операции рубки жилки или ленты на рубильных машинах и станках.

ПК 2.4. Осуществлять технологические операции экстрагирования низкомолекулярных соединений в аппаратах периодического или непрерывного действия.

ПК 2.5. Осуществлять технологические операции сушки крошки или гранулята полимера в аппаратах периодического или непрерывного действия.

5.2.3. Ведение технологических процессов формования химических волокон

ПК 3.1. Осуществлять технологические операции формования искусственных волокон на прядильных машинах с использованием осадительных ванн.

ПК 3.2. Осуществлять технологические операции формования синтетических волокон на прядильных машинах с использованием воздушных шахт.

ПК 3.3. Осуществлять технологические операции фиксации технического и кордного волокна на однопроцессных аппаратах.

5.2.4. Ведение технологических процессов регенерации и утилизации отходов производства в соответствии с рабочей инструкцией

ПК 4.1. Осуществлять технологические операции регенерации сероуглерода на регенерационной установке.

ПК 4.2. Осуществлять технологические операции регенерации осадительной ванны.

ПК 4.3. Осуществлять технологические операции обезвоживания и разделения концентрированных капролактамных растворов.

ПК 4.4. Осуществлять технологические операции утилизации отходов химических волокон.


VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы


6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входят один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.


Структура
основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования


Таблица 2


Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций


Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура"

864

576



ОП.00

Общепрофессиональный цикл

354

236




В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;

применять безопасные приемы труда на территории предприятия и в производственных помещениях;

использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

знать:

виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

действие токсичных веществ на организм человека;

меры предупреждения пожаров и взрывов;

нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

основные причины возникновения пожаров и взрывов;

правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

права и обязанности работников в области охраны труда;

принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов



ОП.01. Охрана труда

OK 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.4


уметь:

контролировать выполнение заземления, зануления;

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;

знать:

основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

основные законы электротехники;

правила графического изображения и составления электрических схем;

методы расчета электрических цепей;

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

основные элементы электрических сетей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;

способы экономии электроэнергии;

правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

виды и свойства электротехнических материалов;

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами



ОП.02. Электротехника

ОК 2

ОК 3

ОК 5

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.4


уметь:

читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;

знать:

общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;

основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;

требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем



ОП.03. Техническое черчение

ОК 2

ОК 3

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.4


уметь:

определять оптимальные условия проведения химико-технологических процессов;

составлять и делать описание технологических схем химических процессов;

знать:

основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования химических производств;

теоретические основы физических, физико-химических и химических процессов;

технологические системы основных химических производств и их аппаратурное оформление



ОП.04. Общая химическая технология

ОК 2

ОК 3

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.4


уметь:

оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с основными правилами и требованиями нормативных документов системы сертификации и стандартизации к основным видам продукции (услуг) и процессов;

обоснованно выбирать и применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;

свободно читать и понимать технологическую документацию с обозначением точности изготовления (квалитеты), характера соединений (посадки), указания о предельных отклонениях формы и расположения поверхностей, шероховатости;

определять предельные отклонения размеров по технологической документации;

определять допуск размера, годность детали по результатам измерения;

знать:

основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

основы государственного метрологического контроля и надзора;

основы метрологии и принципы технических измерений;

обозначение посадок в Единой системе допусков и посадок (ЕСДП);

виды измерительных средств;

методы определения погрешностей измерений;

систему допусков и посадок;

параметры шероховатости;

устройство, условия и правила применения контрольно-измерительных приборов, инструментов и испытательной аппаратуры



ОП.05. Основы стандартизации и технические измерения

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.5,

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.4


уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим


32

ОП.06. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.4

П.00

Профессиональный цикл

430

300



ПМ.00

Профессиональные модули

430

300



ПМ.01

Ведение технологических процессов подготовки сырья и получения полимерного раствора для искусственных волокон

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

ведения технологических процессов мерсеризации измельчения целлюлозы, предсозревания измельченной целлюлозы, получения вискозных масс или растворов, дозирования сероуглерода, обезвоздушивания прядильных и вискозных растворов, смешивания и фильтрации растворов и их матирования, получения сероуглерода-сырца;

уметь:

подготавливать к пуску и останову измельчители, вакуум-ксантомешалки, вискозные аппараты, ксантогенаторы, растворители, дорастворители, баки для смешения и фильтрации, эвакуаторы, гомогенизаторы, пароэжекторные установки, реторты;

контролировать и регламентировать температуры, время, степень измельчения, влажность, дозирование сероуглерода, щелочи, воды, уровень конденсата, давление на газоходах и конденсаторах по контрольно-измерительным приборам;

производить отбор проб на анализ для контроля производства;

принимать сырье и вспомогательные материалы;

контролировать и регулировать расход материалов и их передачу для дальнейшей переработки;

готовить растворы заданной концентрации;

наблюдать процессы по внешним признакам;

своевременно выявлять и устранять несложные неполадки в работе оборудования и установок;

проводить необходимые расчеты сырья и выхода готового продукта;

выявлять и устранять нарушения хода технологического процесса по результатам лабораторных анализов;

вести записи о показаниях контрольно-измерительных приборов;

знать:

технологические процессы измельчения, предсозревания целлюлозы, получения вискозной массы или вискозных растворов, дозирования сероуглерода, обезвоздушивания, фильтрации прядильных растворов, их смешивания, получения сероуглерода сырца в растворах или электротермическим методом;

схемы обслуживаемых участков, принцип работы оборудования измельчения и предсозревания, контрольно-измерительные приборы и автоматики (КИП и А), принцип работы вакуум-ксантомешалок, вискозных аппаратов, ксантогенаторов, оборудования обезвоздушивания, реторт, конденсаторов, сушилок, назначение и схемы арматуры и коммуникаций;

физико-химические и технологические свойства сырья, материалов, прядильных растворов, вискозных растворов, сероуглерода, требования, предъявляемые к ним, ГОСТы и технические условия на сырье и готовую продукцию;

параметры технологических процессов, правила регулирования процессов, возможные нарушения технологических режимов, способы предупреждения и устранения отклонений;

назначение и правила пользования КИП и А;

правила обслуживания технологического оборудования, вывода его на заданный режим, вывода оборудования в ремонт и приема из ремонта;

слесарное дело



МДК.01.01. Технология подготовки сырья и получения полимерного раствора для искусственных волокон

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.4

ПК 1.5

ПМ.02

Ведение технологических процессов получения полимера синтетических волокон

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

ведения технологических процессов полимеризации капролактама, синтеза полиэтилентерефталата, литья полимерной смолы, рубки жилки, ленты, экстракции низкомолекулярных соединений из крошки или гранулята, сушки крошки, гранулята, химических волокон;

уметь:

подготавливать к пуску и останову аппараты полиамидирования, расплавители, автоклавы, аппараты переэтерификации, поликонденсации, грануляторы, литьевые и рубильные машины, экстракторы и сушилки;

контролировать и регулировать температуру, давление в аппаратах и установках, дозирование сырья, уровень полуфабрикатов, время проведения отдельных операций;

производить отбор проб на анализ для контроля производства;

принимать сырьё и вспомогательные материалы;

контролировать и регулировать расход материалов и их передачу на дальнейшую переработку;

своевременно выявлять нарушения хода технологических операций по результатам лабораторных анализов;

проводить необходимые расчёты сырья и выхода готового продукта;

вести записи о показаниях контрольно-измерительных приборов;

знать:

технологические процессы полимеризации капролактама, синтеза полиэтилентерефталата, литья полимерной смолы, рубки жилки и ленты;

экстракции низкомолекулярных соединений из крошки или гранулята, сушки крошки, гранулята, химических волокон;

схему обслуживаемых участков, принцип работы оборудования, аппаратов полиамидирования, расплавителей, автоклавов, аппаратов переэтерификации, поликонденсации, грануляторов, литьевых и рубильных машин, экстракторов и сушилок, назначение и схемы арматуры и коммуникаций;

физико-химические и технологические свойства сырья, материалов, размер гранул, содержание влаги, относительную влажность после литья и сушки, содержание низкомолекулярных соединений, полупродуктов и продуктов;

параметры технологических процессов, правила регулирования процессов, возможные нарушения технологических режимов, способы предупреждения и устранения отклонений;

назначение и правила пользования КИП и А;

правила обслуживания технологического и вспомогательного оборудования, вывода его в ремонт и приёма его из ремонта;

требования нормативной документации, ГОСТов и технических условий (ТУ) на сырьё и готовую продукцию;

слесарное дело



МДК.02.01. Технология получения полимера

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ПК 2.5

ПМ.03

Ведение технологических процессов формования химических волокон

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

ведения технологических процессов лавсанового технического и кордного волокна, формования нитей, их расплавов, холодного и горячего вытягивания технических нитей;

уметь:

подготавливать к пуску и остановке камеры фиксации, автоклавы высокого давления, однопррцессные машины, шнековые расплавители, прядильно-формовочные машины, механизмы холодного и горячего вытягивания;

производить загрузку полуфабрикатов и выгрузку наработанной продукции;

контролировать и регулировать температуру пара, давление в аппаратах, влажность, время фиксации;

производить отбор проб для контроля производства;

принимать сырьё и вспомогательные материалы;

контролировать и регулировать расход материалов и их передачу на дальнейшую переработку;

своевременно выявлять и устранять нарушения хода технологических операций по результатам лабораторных анализов;

проводить необходимые расчёты сырья и выхода готового продукта;

вести записи в журналах о показаниях контрольно-измерительных приборов;

знать:

технологические процессы фиксации кордных нитей;

устройство и принцип работы автоклавов, камер фиксации однопроцессных машин и другого обслуживаемого оборудования, схемы арматуры и коммуникаций;

физико-химические и технологические свойства сырья, полупродуктов и продуктов, требования ГОСТов, и технических условий на сырье и готовые продукты;

параметры технологических режимов и правила регулирования процессов;

назначение и правила пользования КИП и А;

правила обслуживания технологического и вспомогательного оборудования;

слесарное дело



МДК.03.01. Формование искусственных и синтетических волокон

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ПК 3.1

ПК 3.2

ПК 3.3

ПМ.04

Ведение технологических процессов регенерации и утилизации отходов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

ведения процессов регенерации сероуглерода осадительной ванны, процессов обезвоживания и разделения концентрированных капролактамных растворов, дистилляции и ректификации, утилизации отходов производства;

уметь:

подготавливать к пуску и остановке регенерационную установку, осадительную ванну, установки дегидратации, дистилляции и ректификации, насадочный насос, вибросито, фильтры, шлаковые аппараты;

контролировать и регулировать температуру, давление пара, сероуглерода, парогазовой смеси, время проведения отдельных операций подачи азота;

принимать материалы и растворы для регенерации и утилизации;

производить отбор проб на анализ для контроля производства;

контролировать и регулировать расход материалов и передачу их в отстойники и напорные барки;

своевременно выявлять и устранять нарушения хода технологических операций;

проводить необходимые расчёты материалов;

вести записи о показаниях контрольно-измерительных приборов;

знать:

технологические процессы регенерации сероуглерода, осадительной ванны, кристаллизации, обезвоживания, разделения, утилизации отходов, выпаривания;

устройство и принцип работы холодильников, колонок, аппаратов обезвоживания, дистилляции, ректификации, схемы арматуры и коммуникаций и другого вспомогательного оборудования;

химико-физические свойства сероуглерода, осадительной ванны, укрепляющих компонентов, капролактамных растворов, медного купороса, серной кислоты, требования ГОСТов и ТУ к сырью и материалам;

параметры технологических режимов и правила регулирования процессов;

назначение и правила пользования КИП и А;

правила обслуживания технологического оборудования;

слесарное дело



МДК.04.01. Регенерация и утилизация отходов

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.3

ПК 4.4

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

80

40


ОК 3

ОК 7


Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)

216

144




Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП

1080

720



УП.00

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.

684


ОК 1 - 7

Все ПК

ПП.00

Производственная практика


ПА.00

Промежуточная аттестация

1 нед.




ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.





Таблица 3


Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:


Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"

20 нед.

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.

Производственная практика

Промежуточная аттестация

1 нед.

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.

Каникулярное время

2 нед.

Итого

43 нед.


VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы


7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:


теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

57 нед.

промежуточная аттестация

3 нед.

каникулярное время

13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практики: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.


Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений


Кабинеты:

электротехники;

технического черчения;

стандартизации и технических измерений;

охраны труда;

общей химической технологии;

безопасности жизнедеятельности.


Лаборатории:

технологии производства химических волокон;

контрольно-измерительных приборов и автоматики;

оборудования обработки и отделки химических волокон, нитей и ткани;

автоматизации производства.


Мастерские:

слесарная.


Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.


Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.


VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы


8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.


_____________________________

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).


С 2010 г. вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии "Аппаратчик в производстве химических волокон". Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу по данной профессии (лицензию).

Приведена характеристика подготовки по специальности и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы и к структуре основной профессиональной образовательной программы.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2009 г. N 391 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 240103.01 Аппаратчик в производстве химических волокон"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15467


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие с 1 января 2010 г.


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 февраля 2010 г. N 8


Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 920 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.



Актуальный текст документа