Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2009 г. N 624 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 160108.01 Слесарь-механик авиационных приборов" (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2009 г. N 624
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 160108.01 Слесарь-механик авиационных приборов"

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 689 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 160108.01 Слесарь-механик авиационных приборов.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15501


ГАРАНТ:

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.


Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования по профессии 160108.01 Слесарь-механик авиационных приборов
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2009 г. N 624)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах


I. Область применения


1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 160108.01 Слесарь-механик авиационных приборов всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.


II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.


III. Характеристика подготовки по профессии


3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.


Таблица 1


Образовательная база
приема
Наименование квалификации
(профессии по Общероссийскому
классификатору профессий
рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов) (ОК 016-94)*
Нормативный срок
освоения ОПОП при
очной форме
получения
образования
на базе среднего
(полного) общего
образования

на базе основного
общего образования
Слесарь-механик по ремонту
авиационных приборов


Слесарь-сборщик авиационных
приборов
10 мес.
2 года 5 мес.**
_____________________________

* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии

** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

слесарь-механик по ремонту авиационных приборов - слесарь-сборщик авиационных приборов.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.


IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников


4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: производство, ремонт, регулировка и балансировка авиационных приборов в промышленных организациях различных организационно-правовых форм, в научно-исследовательских институтах и конструкторских организациях.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

узлы и агрегаты авиационных приборов средней сложности, в том числе на автоматизированных рабочих местах.

4.3. Обучающийся по профессии Слесарь-механик авиационных приборов готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Сборка и регулировка узлов и агрегатов авиационных приборов средней сложности.

4.3.2. Комплексная отработка и проверка взаимодействия систем собранных изделий.

4.3.3. Контроль качества узлов и агрегатов авиационных приборов.

4.3.4. Обслуживание, настройка и регулировка приспособлений и стендов, применяемых при производстве авиационных приборов.


V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы


5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Общаться на иностранных языках на элементарном уровне.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 8. Соблюдать технику безопасности, промышленную санитарию, требования экологической безопасности, выполнять требования охраны труда.

ОК 9. Готовность к профессиональному росту и приобретению новых знаний.

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Сборка и регулировка узлов и агрегатов авиационных приборов средней сложности.

ПК 1.1. Читать сборочные и монтажные чертежи.

ПК 1.2. Иметь представление об устройстве собираемых узлов и агрегатов.

ПК 1.3. Осуществлять сборку, электромонтаж и регулирование узлов авиационных приборов.

ПК 1.4. Использовать программные средства для регулировки и испытаний авиационных приборов.

5.2.2. Комплексная отработка и проверка взаимодействии систем собранных изделий.

ПК 2.1. Иметь представление о конструкции и принципах действия типовых узлов авиационных приборов средней сложности.

ПК 2.2. Обеспечивать выполнение технологических требований, предъявляемых к собираемым единицам.

ПК 2.3. Работать на осциллографах, микроскопах, стендах для исследования, контроля и испытания узлов и агрегатов авиационных приборов.

ПК 2.4. Заполнять необходимую технологическую документацию, в том числе с использованием вычислительной техники.

5.2.3. Контроль качества узлов и агрегатов авиационных приборов.

ПК 3.1. Выявлять причины возникновения дефектов авиационных деталей и узлов и устранять их.

ПК 3.2. Осуществлять контроль и испытание сборочных единиц и агрегатов авиационных приборов.

ПК 3.3. Осуществлять проверку выполненных работ контрольно-измерительными приборами.

ПК 3.4. Эффективно использовать оборудование, применяемое для контроля, регулировки и настройки узлов и агрегатов авиационных приборов.

5.2.4. Обслуживание, настройка и регулировка приспособлений и стендов, применяемых при производстве авиационных приборов.

ПК 4.1. Знать принципиальные схемы и работу оборудования, применяемого в работе.

ПК 4.2. Устранять возникающие небольшие неисправности при работе оборудования.

ПК 4.3. Иметь представление о программных средствах, используемых при испытаниях, регулировке и наладке узлов и агрегатов авиационных приборов.


VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы


6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.


Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования


Таблица 2


Индекс Наименование циклов, разделов, модулей,
требования к знаниям, умениям,
практическому опыту
Всего
максимальной
учебной
нагрузки
обучающегося
В т.ч. часов
обязательных
учебных
занятий
Индекс и
наименование
дисциплин,
междисциплинарных
курсов (МДК)
Коды
формируемых
компетенций
  Обязательная часть циклов ОПОП и раздел
"Физическая культура"
1188 792    
ОП 00 Общепрофессиональный цикл 470 322    
  В результате изучения обязательной
части цикла обучающийся по
общепрофессиональным дисциплинам
должен:
уметь:
читать рабочие и сборочные чертежи и
схемы;
выполнять эскизы, технические рисунки и
простые чертежи деталей, их элементов,
узлов;
знать:
виды нормативно-технической и
производственной документации;
правила чтения технической
документации;
способы графического представления
объектов, пространственных образов и
схем;
требования государственных стандартов.
Единой системы конструкторской
документации (ЕСКД) и Единой системы
технологической документации (ЕСТД);
правила выполнения чертежей,
технических рисунков и эскизов;
технику и принципы нанесения размеров;
классы точности и их обозначение на
чертежах
    ОП.01. Основы
инженерной графики
OK 1 - 8
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
уметь:
применять нормативные документы по
стандартизации в производственной
деятельности:
пользоваться материалами
Государственной системы стандартизации
(ГСС), Единой системы конструкторской
документации (ЕСКД), Единой системы
технологической документации (ЕСТД).
Единой системы допусков и посадок
(ЕСДП);
обоснованно выбирать и применять
контрольно-измерительные приборы и
инструменты;
свободно читать и понимать
технологическую документацию с
обозначением точности изготовления
(квалитеты), характера соединений
(посадки), указания о предельных
отклонениях формы и расположения
поверхностей, шероховатости;
определять предельные отклонения
размеров по технологической
документации;
определять допуск размера, годность
детали по результатам измерения;
соблюдать основные параметры обработки
поверхностей;
знать:
основы метрологии и принципы
технических измерений;
обозначение посадок в ЕСДП;
виды измерительных средств;
методы определения погрешностей
измерений;
систему допусков и посадок (в
соответствии с профилем);
параметры шероховатости;
устройство, условия и правила
применения контрольно-измерительных
приборов, инструментов и испытательной
аппаратуры
    ОП.02. Основы
стандартизации и
технические
измерения
ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.3
уметь:
читать принципиальные, электрические и
монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических
схем;
собирать электрические схемы:
пользоваться электроизмерительными
приборами и приспособлениями;
подбирать приборы и устройства
электронной техники с определенными
параметрами и характеристиками;
знать:
электротехническую терминологию:
основные законы электротехники;
методы расчета электрических цепей:
принципы действия, устройство, основные
характеристики электроизмерительных
приборов, электрических машин, типовых
электронных устройств, аппаратуры
управления и защиты;
основные виды технических средств
сигнализации;
основные правила эксплуатации
электрооборудования
    ОП.03. Основы
электротехники и
электроники
ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.3
уметь:
подбирать материалы по их назначению и
условиям эксплуатации для выполнения
работ;
применять материалы при выполнении
работ;
знать:
основы материаловедения, способы
термообработки;
общую классификацию материалов,
характерные свойства и области их
применения;
общие сведения о строении материалов;
общие сведения, назначение, виды и
свойства конструкционных материалов
    ОП.04. Основы
материаловедения
ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.3
уметь:
предпринимать профилактические меры для
снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в
профессиональной деятельности и быту;
знать:
основные принципы снижения вероятности
реализации опасностей и их последствий
в профессиональной деятельности и быту;
основные законодательства по охране
труда;
опасные и вредные факторы;
требования к рабочей одежде;
определения гигиены труда, условий
труда;
причины возникновения пожаров и способы
их устранения;
огнегасительные средства, виды,
назначения, устройство;
причины поражения электрическим током,
меры и средства защиты от поражения
электрическим током;
виды инструктажей, их назначения;
требования техники безопасности и
пожарной безопасности: до начала, во
время и по окончании работы
    ОП.05. Охрана труда
и техника
безопасности
OK 1 - 8
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.3
уметь:
планировать работы, вести учет в рамках
структурного подразделения;
знать:
основные принципы и понятия теории
менеджмента
    ОП.06. Оперативное
планирование в
рамках структурного
подразделения
ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.3
уметь:
организовывать и проводить мероприятия
по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных
ситуаций;
предпринимать профилактические меры для
снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в
профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты от оружия массового
поражения; применять первичные средства
пожаротушения;
ориентироваться в перечне
военно-учетных специальностей и
самостоятельно определять среди них
родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в
ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в
соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного
общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях
военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий
при техногенных чрезвычайных ситуациях
и стихийных явлениях, в том числе в
условиях противодействия терроризму как
серьезной угрозе национальной
безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей
и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны
государства;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия
массового поражения; меры пожарной
безопасности и правила безопасного
поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан
на военную службу и поступления на нее
в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых
имеются военно-учетные специальности,
родственные профессиям НПО;
область применения получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим
  40 ОП.07. Безопасность
жизнедеятельности
OK 1 - 8
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.3
П.00 Профессиональный цикл 610 416    
ПМ.00 Профессиональные модули 610 416    
ПМ.01 Сборка и регулировка узлов и агрегатов
авиационных приборов средней сложности
В результате изучения профессионального
модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
сборки и регулировки авиационных
приборов;
уметь:
читать чертежи узлов и агрегатов
авиаприборов;
знать:
необходимую технологическую
документацию,
особенности работы с шарикоподшипниками
    МДК.01.01. Детали и
элементы
авиационных
приборов и
комплексов

МДК.01.02.
Технология
изготовления
типовых деталей
авиационных
приборов

МДК.01.03.
Технология сборки и
регулировки типовых
узлов авиационных
приборов и
комплексов
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 7
ПК 1.1 - 1.4
ПМ.02 1 Комплексная отработка и проверка
взаимодействия систем собранных изделий
В результате изучения профессионального
модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы на испытательных стендах и
оборудовании;
уметь:
работать с осциллографом, с
микроскопом, оптическими головками;
заполнять техническую документацию;
знать:
основы конструкции приспособлений и
стендов, снимаемые параметры,
прикладные программы, применяемые на
данном рабочем месте
    МДК 02.01.
Электрорадиоизмере-
ния

МДК 02.02
Информационные
технологии в
профессиональной
деятельности
ОК 2
ОК 4
ОК 5
ОК 7
ПК 2.1 - 2.4
ПМ.03 Контроль качества узлов и агрегатов
авиационных приборов
В результате изучения профессионального
модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы с измерительным инструментом и
оборудованием;
уметь:
работать с контрольным инструментом и
оборудованием;
знать:
устройства камер тепла и холода;
основы системы контрольно-измерительных
приборов в разрезе участка;
принципы конструирования универсальных
сборочных приспособлений
    МДК.03.01. Типовое
испытательное
оборудование и
инструмент

МДК.03.02.
Автоматизированное
рабочее место
регулировщика и/или
испытателя
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 7
ПК 3.1 - 3.4
ПМ.04 Обслуживание, настройка и регулировка
приспособлений и стендов, применяемых
при производстве авиационных приборов
В результате изучения профессионального
модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
обслуживания приспособлений и стендов;
уметь:
ремонтировать и регулировать
оборудование, разбираться в технической
документации на оборудование, заполнять
техническую документацию;
знать:
конструкции обслуживаемого
оборудования, основы системы
планово-предупредительного ремонта
    МДК.04.01. Основы
проектирования
приспособлений и
оснастки

МДК.04.02. Система
планово-предупреди-
тельного ремонта

МДК.04.03.
Конструкция узлов и
агрегатов
производственного
оборудования
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 7
ПК 4.1 - 4.3
ФК.00 Физическая культура
В результате освоения раздела
обучающийся должен:
уметь:
использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья,
достижения жизненных и профессиональных
целей;
знать:
о роли физической культуры в
общекультурном, профессиональном и
социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
108 54   ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
  Вариативная часть циклов ОПОП
(определяется образовательным
учреждением)
270 180    
  Итого по обязательной части ОПОП,
включая раздел "Физическая культура", и
вариативной части ОПОП
1458 972    
УП.00 Учебная практика (производственное
обучение)
12 нед. 432   ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.2
ПК 3.4
ПК 4.1 - 4.3
ПП.00 Производственная практика
ПА.00 Промежуточная аттестация 1 нед.      
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.      

Таблица 3


Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:


Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая
культура"
27 нед.
Учебная практика (производственное обучение) 12 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация 1 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.
Каникулярное время 2 нед.
Итого 43 нед.

VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы


7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся па базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:


 теоретическое обучение (при обязательной учебной  нагрузке   57 нед.
 36 часов в неделю)

 промежуточная аттестация                                      3 нед.

 каникулярное время                                           13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.


Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений


Кабинеты:

социально-экономических дисциплин;

русского языка и культуры речи;

иностранного языка;

математики;

информатики и информационных технологий;

инженерной графики;

экономики отрасли, менеджмента и правового обеспечения профессиональной деятельности;

экологических основ природопользования, безопасности жизнедеятельности и охраны труда.


Лаборатории:

технической механики;

электротехники и электроники;

материаловедения;

метрологии, стандартизации и сертификации;

деталей авиационных приборов и комплексов;

технического оборудования;

оснастки, инструмента для производства авиационных деталей;

технологии изготовления авиационных приборов и комплексов;

электрорадиоизмерений;

авиационных приборов и комплексов.


Мастерские:

слесарные;

механообрабатывающие.


Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.


Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.


VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы


8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

_____________________________

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616)

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).


С 2010 г. вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии "Слесарь-механик авиационных приборов". Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу по данной профессии (лицензию).

Приведена характеристика подготовки по специальности и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы и к структуре основной профессиональной образовательной программы.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2009 г. N 624 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 160108.01 Слесарь-механик авиационных приборов"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15501


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие с 1 января 2010 г.


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 1 марта 2010 г. N 9 (без приложения)


Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 689 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.



Актуальный текст документа